прорыв".
Темно, сумрачно. Река забурлила. Вдоль берегов -
ледяные козырьки. В русле неправдоподобно тесно,
это как-то не укладывается в голове. После первой
шиверы и быстротока впереди ледяной мост, под ним
- глухой ледяной затор. Экстренно чалимся
направо, под чальщиком ломается ледяной козырек.
Принимаем чалку второго ката, осматриваемся. В
это время подходят какие-то каяк и КНБ, легко
обносят затор и сбрасываются в ближайшей
бухточке. Мы же с трудом втаскиваем корабли на
террасу, заросшую вековыми елями, и обносим их на
ребре. Спускаем на воду - и началось...
Река немыслимо петляет, бурлит, из берегов
лезут коварные расчески. С обеих берегов
нависают отвесные "ледники" до 1.5 м высотой.
Ситуация меняется ежесекундно. Вдруг -
расширение, река делится на протоки, к острову -
лобовой навал. Уходим в правую протоку и садимся
на перекат. Хорошо, что садимся - река полностью
уходит под лед.
Бежим предупредить Олега. Мимо нас проносится
ЛАС, отскакивая от стенок каньона, как мячик. У
экипажа очень круглые глаза. За ними идут два
"Тайменя", им тоже хорошо. Вот и Олег. Идет
сравнительно чисто, но в протоку не попадает и
вркбается в прижим. Вылезает, докладывает -
сломана продолина, но до вечера терпеть можно.
Тащить каты по ледовым мостам опасно - они
проваливаются под ногами, а там хорошее течение и
довольно глубоко. Рубим просеку через островок,
перетаскиваем оба корабля.
Последние метры. Те же повороты, расчески, в
паре мест - настоящие валы. Две расчески
пробиваем в лоб, через третью прыгаем, кат
проходит снизу. На мгновение над обрывом
возникают домики. Чалимся на левый берег, как
водится, на козырек. На этот раз он выдерживает и
людей, и кат. Вовочка бежит принимать чалку от
Олега, но тот опять задерживается - решил не
рисковать и перепилил самую большую расческу.
Денек получился жаркий. Река показала коготки,
и эмоций хватило всем.
1.05.87, день третий.
Как-то сразу пришла весна. Снег стаял почти
весь, воды в реке прибыло, из земли полезли
цветочки. Проходим для начала остаток шиверы,
потом - низкий мостик, народ при этом растекся по
ставу. Высоченный крейсер Олега обносим поверху.
Около часа спокойного сплава, и снова тяжелые
льды - озеро Льняное, извилистое, узкое, с
островами. Канал у берега очень узкий, проводим
суда.
Впереди по курсу - огромный залив, по его
границе - цепочка островов. Петлять не хочется,
начинаем ледовое плавание. К первому острову
пробились довольно легко, потом ледовая
обстановка заметно ухудшилась. Сколько могли,
рубились веслами, потм выбросились на лед и
сделали волок до второго острова. Второй
катамаран последовал нашему примеру, но
провалился в кольцевую полынью. По грудь в воде
вернулись к кромке льдов и веслами пробили ему
канал.
После обеда начинаем волок на материк.
Выбрасываемся с разгону на лед. Держит.
Напяливаем спасы, спрыгиваем и бегом гоним кат
вперед. КАМАЗная шкура скользит великолепно.
Рысью, марш-марш! Прошли 50 м - стоп, отдых. Лед
потрескивает и прогибается под ногами. Дотянули
до воды, на кромке льдов торжественно перекурили.
Испытывать судьбу ледовым волоком больше не
захотелось, опять пошли вдоль берега.
Перетащились через мост - и увидели открытую
воду! Вспомнили, что сегодня 1 мая, подняли
штандарт. Где по открытой воде, где по ледяной
каше дохромали до развалин завода, по местной
легенде принадлежащего Родзянко. От
неприветливой каячно-байдарочной группы узнаем,
что "Гана" (дружественная маевская группа с
бурным прошлым, вышедшая на маршрут несколко
позже нас - прим.авт.) стартовала. Интересно, когда
она нас догонит?
2.05.87, день четвертый.
Утром обносим полуразрушенную плотину в истоке
Льняной. От самого завода остался только
здоровенный каменный барак и поросшие травой