развитии) можно проследить перерастание вначале психологически понятных
и какое-то время доступных коррекции отдельных ипохондрических
переживаний, например, типа кардиофобии, через сверхценные идеи в
истинный Б.и.
Б. кататимный - вторичный аффективный Б., в
котором определенную роль играет содержание чувственно окрашенного,
депрессивного комплекса представлений. Типичный пример - сенситивный
бред отношения Кречмера.
Б. катестетический (греч. kataisthanomai - ощущать, чувствовать)
<Гиляровский В.А., 1949> - форма бредообразования, в основе которой
лежат нарушения интерорецепции. Катестетическими могут быть бредовые
идеи воздействия, преследования, ипохондрические. Наиболее часто
наблюдается при шизофрении и эпидемическом энцефалите.
Б. кверулянтский - см. Б. сутяжничества.
Б. кожных паразитов - см. Б. дерматозойный, Б. поражения паразитами.
Б. конфабуляторный - характеризуется большой ролью конфабуляций,
определяющих его содержание. Чаще всего это образные, фантастические
переживания в рамках парафренного бредообразования.
Типичные примеры: 1. Ретроспективный Б. предвосхищения будущего
<Блейхер В.М., 1983>. Наблюдается при параноидной шизофрении в стадии
становления парафренного синдрома. Больные рассказывают о якобы
встреченном несколько лет назад человеке, который предсказал все, что
сейчас с ним происходит и что еще ждет их в будущем. Близок к
ретроактивному Б., однако, в отличие от него, конфабуляторные тенденции
направлены не только в прошлое, но и опосредованно, через прошлое, в
настоящее и будущее. 2. Б. вечного существования <Блейхер В.М., 1983>.
Наиболее характерен для инволюционной парафрении. Типична направленность
болезненных переживаний в прошлое, как и при других разновидностях
конфабуляторно-фантастического Б. <С.Г. Жислин, 1965>.
Б. конформный (лат. conformis - подобный) - сходный
по форме и содержанию систематизированный бред, развивающийся у двух или
нескольких совместно живущих и близких друг другу людей. В отличие от
индуцированного Б. при Б.к. оба участника психически больны, например
шизофренией. Содержание бреда определяется не только эндогенными, но и
психогенными патопластическими моментами. Конформность содержания бреда
существенно влияет на позицию больных. Больные бредовым образом
противопоставляют себя окружающему миру не как отдельные индивиды, а как
некая группа. Отличается от симбионтических психозов, которые все же
относятся к индуцированным и при которых можно выделить индуктора.
Б. Котара . Нигилистически-ипохондрический Б. в
сочетании с идеями громадности. Наиболее часто встречается при
инволюционной меланхолии, значительно реже - при циркулярной депрессии.
Различают два варианта Б.К.: 1) ипохондрический - характеризуется
сочетанием тревожно-меланхолического аффекта с
нигилистически-ипохондрическим бредом; 2) депрессивный - характеризуется
тревожной меланхолией с преобладанием депрессивных бредовых идей и идей
отрицания внешнего мира мегаломанического характера.
Син.: синдром Котара, Б. Котара-Сегла, меланхолическая парафрения,
меланхолический Б. воображения, мегаломеланхолический Б., Б. громадности
и отрицания.
Б. любовный - параноический симптомокомплекс,
характеризующийся идеями величия и эротоманической направленностью
бредовых переживаний (влюбленность в больного какого-либо лица). В своем
развитии проходит три стадии: 1) оптимистическую (любовь); 2)
пессимистическую (отвращение, враждебность, необоснованные обвинения);
3) стадия ненависти (угрозы, скандалы, анонимные письма).
Син.: эротомания, Б. эротический, Б. эротоманический.
Б. малого размаха - бредовые идеи ущерба, преследования, отравления,
распространяемые преимущественно на лиц из ближайшего окружения больного
- проживающих с ним вместе родственников, соседей.
Наблюдается обычно при психозах позднего возраста, главным образом
инволюционных, реже - при атеросклеротических.
Б. манихейский - вариант Б.
антагонистического, при котором речь идет о противоборстве, в
соответствии с концепцией манихеизма, двух руководящих миром и
противостоящих друг другу сил - добра и зла, бога света и бога тьмы.
(Манихеизм - религиозное учение, названное по имени легендарного перса
Мани и возникшее на Ближнем Востоке в III в. н.э.).
Б. мегаломанический (греч. megas (megalu) - большой, mania - безумие,
сумасшествие) - см. Б. величия.
Б. мессианства (мессия - в иудейской и христианской религиях
ниспосланный богом спаситель, который должен явиться с неба для
установления "царства Божьего"). См. Б. альтруистический.
Б. метаболический - см. Б. интерметаморфозы.
Б. метаморфозы (греч. metamorphosis - превращение). Вариант Б.
воздействия, фабула которого сводится к превращению больного в
результате внешнего воздействия в какое-либо животное или неодушевленный
предмет.
Син.: Б. превращения.
Б. микроманический - вариант Б. Котара, при котором тело больного или
отдельные его части приобретают микроскопические размеры.
Б. мистический (греч. mystika - таинственные обряды, таинство) -
характеризуется выраженным мистическим содержанием болезненных
переживаний больного, его убежденностью в том, что с ним и окружающими
происходит нечто необъяснимое, загадочное. К Б.м. относятся бредовые
идеи религиозного содержания, утверждения об общении с потусторонним
миром.
Б. наведенный - см. Б. индуцированный.
Б. начальный - инфекционный психоз,
развивающийся в инкубационном периоде инфекционного заболевания, до
повышения температуры тела, когда еще не определилась клиническая
картина инфекции. Не является Б. в собственном смысле понятия,
феноменологически чаще всего носит характер делирия. Наиболее часто
встречается и был впервые описан при брюшном тифе, однако наблюдается и
при других инфекционных заболеваниях (ветряная оспа, грипп, сыпной тиф).
Син.: Б. инициальный.
Б. невиновности и помилования - бредовые идеи,
содержание которых сводится к тому, что больной не виновен в
инкриминируемом ему правонарушении или больной утверждает, что приговор
отменен и он помилован. Наблюдается главным образом при "тюремных