Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1311 1312 1313 1314 1315 1316 1317 1318 1319 1320 1321 1322 1323 1324 1325 1326 1327 1328 1329 » »» заведовала особая коллегия жрецов. Самим римлянам сначала было запрещено принимать участие в обрядах культа К.; распространяться между ними он начал лишь во времена империи. Особенно много народу привлекали искупительные жертвы К. - тавроболии и криоболии (посвящение в культ путем орошения бычьей или бараньей кровью). Античное искусство представляло К. в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у ее тимпан, в другой иногда колосья или скипетр; она сидит на троне, окруженном львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве. Ср. Gohler, "De Matris Magnaeapud Romanos cultu" (Мейссен, 1886). Kиворий (Kibvrion, Ciborium) - первоначально назыв. так скорлупа египет. бобов (Colocasia), которая у древних египтян служила сосудом для питья; затем у греков и римлян название это дано было металлическому сосуду для питья, имевшему ту же форму, а у христиан - висячей металлической дарохранительнице, спускавшейся с сени алтаря и, наконец, самой сени над алтарем. К., как сосуд, сначала имел у христиан чашевидную форму; впоследствии он нередко получал вид голубя (peristerium). В готич. церквах преобладает форма чаши, но в большом распространении была и форма изукрашенной башенки, а также круглого ящичка. Верхушкой К. всегда служил крест или распятие. К., как сень над алтарем, поддерживался четырьмя или более колоннами. В Россию термин К., в обоих его значениях, перешел из Византии. Кивот (греч. KibwtoV) - собственно, деревянный ящик, поставец. У нас это слово употребляется для обозначения: 1) ящика, в который ставятся иконы, или рамы со стеклом для образа, 2) ковчега завета, который назыв. "К. завета", "К. сидения" (Исход, XXV, 10). Киево-Печерская Лавра - находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающиейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близ лежащего села Берестова Илларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 г. Илларион был выбран митрополитом и его пещера опустела. В это время в Киев пришел из Афона монах Антоний, уроженец г. Любеча. Житье в киевских монастырях пришлось ему не по нраву и он поселился в пещере Иллариона. Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий, из г. Курска. Когда число их возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом "ближних" пещер, названных так в противоположность прежним, "дальним". С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерою церковь Успения Пр. Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель все увеличивалось, и Антоний испросил у вел. кн. Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Была построена церковь на месте нынешнего главн. собора (1062); возникший м-рь получил название Печерского. В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими м-рями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к м-рю значительные пожертвования. В 1073 г. была заложена великая каменная церковь, оконченная и освященная в 1089 г. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками. Храм этот, хотя и в значительно измененном виде, существует и поныне. В 1096 г. обитель сильно пострадала от половцев, но скоро вновь отстроилась. С течением времени пристраивались новые церкви. Весь м-рь был огорожен частоколом. При м-ре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых;на него отпускалась 1/10 м-рских доходов. Каждую субботу м-рь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой м-рь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. М-рю принадлежало еще с. Лесники; Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время великого поста. В XI и XII вв. из м-ря вышло до 20 епископов, которые все сохраняли большое почтение к родной обители. В 1240 г., во время Батыева нашествия, м-рь был разорен. Монахи К.-Печерского м-ря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение м-ря; в XIV в. он был уже возобновлен, и великая церковь сделалась усыпальницей многих княжеских и знатных родов. В 1470 г. киевский кн. Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь. В 1483 г. Менгли-Гирей сжег и ограбил м-рь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 г. ему принадлежали два города - Радомысл и Васильков, до 50 сел и около 15 с„л и деревень в разных местах зап. Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. С XV в. монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В 1555 - 56 гг. великая церковь опять была обновлена и украшена. В 1596 г. было решено подчинить м-рь, до тех пор зависевший только от константинопольского патриарха, киевск. униатскому митрополиту. Попытке исполнить это решение монахи, с архим. Никифором Туром во главе, оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть м-рем, в 1598 г., была также безрезультатна. М-рю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI в., м-рь получил титул лавры и ставропигию константинопольского патриарха. С этого времени начинается деятельность лавры в защиту православия. При архим. Елисее Плетенецком и Зах. Копыстенском в м-ре заведена была типография и началось печатание богослужебных и полемических книг. Преемник их, Петр Могила, завел здесь училище, которое впоследствии было соединено с училищем братским и послужило началом Киево-Могилянской коллегии. Гетман Самойлович обвел лавру земляным валом, а Мазепа - каменной стеной. При Петре Вел. укрепления Самойловича были расширены и образовали нын. Печерскую крепость. В 1718 г. пожар истребил вел. церковь, архив, библиотеку и типографию;в 1729 г. церковь была возобновлена. В состав Печерской лавры теперь входят 6 м-рей: Главный при вел. церкви, Больничный, Ближние пещеры, Дальние пещеры, Голосеевская пустынь и Китаевская пустынь. Великая лаврская церковь имеет форму квадрата (21 саж.длины и 201/2 шир.); высота ее в стенах 7 саж., от пола до купола с крестом 22 саж.7 куполов ее позолочены. Древняя церковь XI в. - теперь срединная часть храма, с 3 алтарными полукружиями и средним куполом. Древней фресковой живописи не сохранилось. В этом храме находится и чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию чудесно полученная греческими художниками во Влахернском храме и принесенная ими в Киев. Здесь же почивают мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Страницы: «« « 1311 1312 1313 1314 1315 1316 1317 1318 1319 1320 1321 1322 1323 1324 1325 1326 1327 1328 1329 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |