Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1311   1312   1313   1314   1315   1316   1317   1318   1319  1320   1321   1322   1323   1324   1325   1326   1327   1328   1329  » »»

заведовала особая коллегия жрецов. Самим римлянам сначала было запрещено
принимать участие в обрядах культа К.; распространяться  между  ними  он
начал  лишь  во  времена  империи.  Особенно  много  народу   привлекали
искупительные жертвы К. - тавроболии и  криоболии  (посвящение  в  культ
путем  орошения  бычьей  или  бараньей   кровью).   Античное   искусство
представляло К. в виде богато одетой  матроны,  с  башенной  короной  на
голове; в одной руке у ее тимпан, в другой иногда колосья  или  скипетр;
она сидит на троне, окруженном  львами,  или  в  колеснице,  запряженной
львами; иногда представлена и верхом на льве.  Ср.  Gohler,  "De  Matris
Magnaeapud Romanos cultu" (Мейссен, 1886).
   Kиворий (Kibvrion, Ciborium)  -  первоначально  назыв.  так  скорлупа
египет. бобов (Colocasia), которая у древних египтян служила сосудом для
питья; затем у греков и римлян название  это  дано  было  металлическому
сосуду для  питья,  имевшему  ту  же  форму,  а  у  христиан  -  висячей
металлической дарохранительнице, спускавшейся с сени алтаря и,  наконец,
самой  сени  над  алтарем.  К.,  как  сосуд,  сначала  имел  у  христиан
чашевидную  форму;  впоследствии   он   нередко   получал   вид   голубя
(peristerium). В готич. церквах преобладает форма  чаши,  но  в  большом
распространении была и форма  изукрашенной  башенки,  а  также  круглого
ящичка. Верхушкой К. всегда служил крест или распятие. К., как сень  над
алтарем, поддерживался четырьмя или более колоннами. В Россию термин К.,
в обоих его значениях, перешел из Византии.
   Кивот (греч. KibwtoV) - собственно, деревянный ящик, поставец. У  нас
это слово употребляется для обозначения: 1) ящика,  в  который  ставятся
иконы, или рамы со стеклом для образа, 2) ковчега завета, который назыв.
"К. завета", "К. сидения" (Исход, XXV, 10).
   Киево-Печерская Лавра - находится  на  южной  оконечности  Киева,  на
правом,  высоком  берегу  Днепра,  и  занимает  два  холма,  разделенные
глубокой, спускающиейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта  местность  была
покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник  близ  лежащего  села
Берестова Илларион, который выкопал здесь для себя  пещеру.  В  1051  г.
Илларион был выбран митрополитом и его пещера опустела. В  это  время  в
Киев пришел из Афона монах Антоний, уроженец г. Любеча. Житье в киевских
монастырях пришлось ему не по нраву и он поселился в  пещере  Иллариона.
Благочестие Антония привлекло  в  его  пещеру  последователей,  в  числе
которых был и Феодосий, из г. Курска. Когда число их возросло до 12, они
устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены  Варлаама,
а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру.  Эта
пещера   послужила   началом   "ближних"   пещер,   названных   так    в
противоположность прежним, "дальним". С увеличением числа иноков,  когда
в пещерах стало тесно, они построили над  пещерою  церковь  Успения  Пр.
Богородицы и кельи. Число приходящих  в  обитель  все  увеличивалось,  и
Антоний испросил у вел. кн. Изяслава Ярославича всю  гору  над  пещерой.
Была  построена  церковь  на  месте  нынешнего  главн.  собора   (1062);
возникший м-рь получил название Печерского. В это же время игуменом  был
поставлен Феодосий. Он ввел в обители  общежительный  студийский  устав,
который был  заимствован  отсюда  и  другими  русскими  м-рями.  Суровая
подвижническая  жизнь  иноков  и  их  благочестие   привлекли   к   м-рю
значительные пожертвования. В 1073 г.  была  заложена  великая  каменная
церковь, оконченная и освященная в 1089 г. Фресковая живопись и  мозаики
были  исполнены  цареградскими  художниками.  Храм  этот,   хотя   и   в
значительно измененном виде, существует и  поныне.  В  1096  г.  обитель
сильно пострадала от половцев, но скоро вновь  отстроилась.  С  течением
времени пристраивались новые церкви. Весь м-рь был огорожен  частоколом.
При м-ре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для  приюта
нищих, слепых, хромых;на него отпускалась 1/10 м-рских  доходов.  Каждую
субботу м-рь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии  в
большой м-рь, пещеры были  обращены  в  усыпальницу  для  монахов,  тела
которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях  стен.
М-рю принадлежало еще с. Лесники; Феодосий выкопал себе  там  пещеру,  в
которой жил во время великого поста. В XI и XII вв. из м-ря вышло до  20
епископов, которые все сохраняли большое почтение к  родной  обители.  В
1240  г.,  во  время  Батыева  нашествия,  м-рь  был   разорен.   Монахи
К.-Печерского м-ря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно,
как долго продолжалось запустение м-ря; в XIV в. он был уже возобновлен,
и великая церковь сделалась  усыпальницей  многих  княжеских  и  знатных
родов. В 1470 г. киевский кн. Симеон  Олелькович  возобновил  и  украсил
великую церковь. В 1483 г. Менгли-Гирей сжег и ограбил м-рь,  но  щедрые
пожертвования дали ему возможность  скоро  оправиться.  В  1593  г.  ему
принадлежали два города - Радомысл и Васильков, до 50 сел и около 15 с„л
и деревень в разных местах зап. Руси,  с  рыбными  ловлями,  перевозами,
мельницами, медовыми и грошевыми данями и  бобровыми  гонами.  С  XV  в.
монастырь получил право посылать в Москву  для  сбора  пожертвований.  В
1555 - 56 гг. великая церковь опять была обновлена и украшена. В 1596 г.
было  решено  подчинить  м-рь,  до  тех   пор   зависевший   только   от
константинопольского патриарха, киевск. униатскому митрополиту.  Попытке
исполнить это решение монахи, с архим. Никифором Туром во главе, оказали
вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть м-рем, в 1598
г., была также безрезультатна. М-рю  удалось  также  отстоять  силой  от
униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI в.,  м-рь  получил
титул  лавры  и  ставропигию  константинопольского  патриарха.  С  этого
времени начинается деятельность лавры в защиту православия.  При  архим.
Елисее Плетенецком и Зах. Копыстенском в м-ре заведена была типография и
началось печатание богослужебных и полемических книг. Преемник их,  Петр
Могила, завел здесь  училище,  которое  впоследствии  было  соединено  с
училищем братским и послужило началом Киево-Могилянской коллегии. Гетман
Самойлович обвел лавру земляным валом, а Мазепа - каменной  стеной.  При
Петре Вел. укрепления  Самойловича  были  расширены  и  образовали  нын.
Печерскую крепость. В  1718  г.  пожар  истребил  вел.  церковь,  архив,
библиотеку и типографию;в 1729 г. церковь была  возобновлена.  В  состав
Печерской  лавры  теперь  входят  6  м-рей:  Главный  при  вел.  церкви,
Больничный, Ближние  пещеры,  Дальние  пещеры,  Голосеевская  пустынь  и
Китаевская пустынь. Великая лаврская церковь имеет  форму  квадрата  (21
саж.длины и 201/2 шир.); высота ее в стенах 7 саж., от пола до купола  с
крестом 22 саж.7 куполов ее позолочены. Древняя церковь XI в.  -  теперь
срединная часть храма, с 3 алтарными  полукружиями  и  средним  куполом.
Древней фресковой живописи не сохранилось.  В  этом  храме  находится  и
чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию чудесно  полученная
греческими художниками во Влахернском храме и принесенная  ими  в  Киев.
Здесь же почивают мощи св. Феодосия и  1-го  киевского  митрополита  св.

Страницы: «« « 1311   1312   1313   1314   1315   1316   1317   1318   1319  1320   1321   1322   1323   1324   1325   1326   1327   1328   1329  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь