Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1318   1319   1320   1321   1322   1323   1324   1325   1326  1327   1328   1329   1330   1331   1332   1333   1334   1335   1336  » »»

   А. К. В.
   Кипрей (Epilobium L.) - травы или полукустарники, образующие  род  из
семейства  кипрейных.  Листья  у  них   цельные,   противоположные   или
разбросанные по стеблю так, что через  них  нельзя  провести  правильной
винтовой линии. Цветы в углах листьев или  образуют  верхушечную  кисть;
построены по четверному плану;  тычинок  8.  Нижняя  завязь,  4-гранная,
превращается в очень длинную коробочку, тоже 4-гранную, которая лопается
на 4 створки, начиная сверху, и выпускает множество семян, разлетающихся
с  помощью  длинных  волосков,  находящихся  на  них.  Сюда  50   видов,
распространенных во всех умеренных и холодных странах; весьма обильны  и
в Новой Зеландии. В русской европейской флоре их 17,  из  которых  самый
известный Е. augustifolium - К. или иван-чай, также кoпopcкий  чай.  Это
высокая, иногда  выше  человеческого  роста,  трава,  растущая  во  всех
умеренно-холодных и умеренных странах Старого и Нового Света у воды,  на
сыроватой почве, на порубах. Темнорозовые, довольно  крупные,  цветы  ее
собраны  длинными  верхушечными  кистями.  Длинноволосые  мелкие  семена
разносятся ветром на далекие расстояния. Листья этого растения служат  в
России для подделки чая, Приготовленные на манер настоящего чая, они или
подмешиваются к нему,  или  же  продаются  прямо  под  именем  чая.  Его
выделывают местами тысячами и десятками тысяч пудов, напр. в Ржеве и пр.
Продажа копорского чая запрещена, хотя он не  заключает  в  себе  ничего
вредного. Отличить его от листьев настоящего  чая  нетрудно.  Для  этого
достаточно его размочить: форма листьев и  зубчатость  краев  другие.  У
Иван-чая листья ланцетовидные,  .  совершенно  цельные  или  неявственно
железисто-пильчатые;  у  настоящего  чая  -  листья  эллиптические   или
продолговато-ланцетные, явственно пильчатые по краям.
   А. Бекетов.
   К., Epilobium  angustifolium  L.,  вредное  сорное  лесное  растение,
появляющееся   в   большом   количестве   на    срубленных    лесосеках,
преимущественно на свежей почве, богатой перегноем, и сильно заглушающее
появляющиеся там древесные всходы или  произведенную  посадку  саженцев.
Прежде  предполагали,  что  К.   однолетнее   растение,   размножающееся
исключительно семенами, но теперь, по исследованиям  проф.  Прантля,  К.
следует причислить к многолетним растениям, возобновляющимся  не  только
семенами, но и корневыми  отпрысками;  для  истребления  его  необходимо
удаление корней, что  стоит  дорого,  или  возобновление  лесонасаждений
семянными лесосеками, с более поздним выставлением молодняков на свободу
и надлежащим потом осветлением их, обламыванием и  расправлением  кипрея
возле деревец. Замечено, что К. через 3 -  4  года  существования  почти
исчезает с лесосеки, уступая  свое  место  малорослой  растительности  и
затем злакам. Он доставляет пчелам хорошую взятку меда, а потому  весьма
полезен для пчеловодства. В. С.
   Кипренский (Орест Адамович) - портретист  и  исторический  живописец,
один из замечательнейших художников, когда-либо являвшихся в России.  Он
был сын крепостного человека бригадира А. Диаконова, А. Швальбе. Родился
в Ораниенбаумском уезде С. Петерб. губ., 13 марта 1783 г.,  и  крещен  в
местечке  Копорье,  от  которого  получено  им   прозвище   "Копорский",
измененное потом в фамилию "Кипренский". Еще в детском возрасте  выказал
он большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова  отпустить  его  на
волю и определить, в 1788 г., в воспитанники Имп. акад. худож.  Обучаясь
в ней, своими необычайными артистическими  способностями  и  быстрым  их
развитием К. приобрел себе особое покровительство тогдашнего  президента
академии, гр. А. С. Строганова. Главными наставниками его здесь были  Г.
Угрюмов и Д. Левицкий. В 1802  г.,  за  картину:  "Филемон  и  Бавкида",
присуждена ему мал. зол. медаль  и,  кроме  того,  за  проект  памятника
профессору живописи Г. Козлову, он получил одну из больш. зол.  медалей,
по жертвованных гр. Строгановым. Окончив в следующем году  академический
курс со званием художника XIV кл.,  оставлен  при  академии  в  качестве
пансионера. В 1805 г. удостоен  больш.  зол.  медали  за  написанную  по
программе картину: "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (наход.  в  музее
акад. худ.), и таким образом приобрел право на поездку в чужие  края,  с
содержанием   от   правительства;   но,   по   тогдашним    политическим
обстоятельствам, отправка его туда была отложена. После того он ездил  в
Москву и находился в Твери, при Дворе вел. княг. Екатерины  Павловны.  В
1812 г.,  за  несколько  мужских  портретов,  в  том  числе  за  портрет
партизана-поэта Д. Давыдова (нах. в музее акад. худ.), возведен в звание
академика, а в 1815 г. признан советником  академии.  В  следующем  году
отправился, наконец, в заграничное путешествие, за счет  имп.  Елизаветы
Алексеевны, посетил Германию, Швейцарию и Италию и в последней  из  этих
стран приобрел своими портретами такую известность, что удостоился того,
что его портрет, написанный им самим по предложению  флорентийск.  акад.
худож., был помещен в галерее Уффици, в  собрании  портретов  знаменитых
художников. Возвратился в СПб. в 1823 г., но  ненадолго,  и  в  1828  г.
снова уехал в  Италию,  куда  влекла  его  любовь  к  молодой  римлянке,
натурщице Анне Марии Фалькуччи, которая, благодаря ему, была отдана, для
образования, в одно из женских учебн. заведений этого города.  Во  время
своего отсутствия из СПб., был вследствие получения  акад.  худ.  нового
штата, переименован из советников в профессоры, в  1831  г.  В  1836  г.
женился на Фалькуччи, но через 3 месяца ум. в Риме, 5 окт. того же года.
   Современники  называли  К.  "русским  ван-Дейком",  но  это  название
определяет характер его таланта не вполне точно. Начав свою деятельность
с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе за
образцы Рубенса и Рембрандта и старался, в своих работах, слить  воедино
лучшие качества их живописи; но вскоре оставил этих  мастеров  и  создал
собственный стиль, в котором стремился возможно полно передавать природу
в жизнь  не  только  строгой  правильностью  рисунка  и  естественностью
колорита, но  и,  главным  образом,  тщательностью  отделки,  различной,
смотря  по  роду  изображаемого  вещества,  -  такой,  чтобы  совершенно
скрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия  действительности.
Во многих случаях К. разрешал эту задачу превосходно; однако, не все его
произведения имеют одинаковое достоинство.  Особенно  силен  он  был  по
части портретов, которых написано им очень много и которые, сверх других
качеств, вообще отличаются замечательным сходством. Что же  касается  до
его исторических картин, то они свидетельствуют о  том,  что,  при  всем
своем  мастерстве,  он  не  обладал  большим  даром  композиции.   Кроме
живописи, К. занимался рисованием на камне и издал несколько литографий.
Как на лучшие в  числе  его  произведений,  можно  указать  на  портреты
знаменитого скульптора Горвальдсена и отца художника (в Имп.  Эрмитаже),
на "Молодого садовника" (там  же),  "Читателей  газет"  и  "Тибуртинскую
Сивиллу" (в московском публичном музее), портреты баснописца Крылова  (в

Страницы: «« « 1318   1319   1320   1321   1322   1323   1324   1325   1326  1327   1328   1329   1330   1331   1332   1333   1334   1335   1336  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь