|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1322 1323 1324 1325 1326 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 » »» ударений и почти никаких знаков препинания и, что самое главное, в нем
больше букв, чем в греческом. Не считая уже йотированных гласных: , а
также ю, которое могло произойти из йотированного о, мы находим
следующие знаки, которых, нет в греческой азбуке и которых происхождение
неясно: . Первые два знака некоторые выводят из греческого скорописного
сокращения для букв er; и , вместе с позднейшим сербским (дж), можно,
кажется, вывести из греческого знака для каппы, а - из еврейского .
составляет сокращение или, лучше сказать, вязь знаков есть видоизменение
, а по всей вероятности, греч. стигма, как указывает на это числовое его
значение. Впоследствии в странах, где употребляется кирилловская азбука,
появились еще следующие знаки: й, э - в России, при Петре Великом, (ць),
(дзь), j в Сербии. Русское я происходит из , а ы, вместо более древнего
появляется под южнославянским влиянием (ср. Соболевский, "Южнославянское
влияние на русскую письменность в XIV - XV в. ", СПб., 1894). Устав
сохранился долго; он встречается в России даже в XVI и XVII вв., причем,
как и в Греции, им пользовались только в богослужебных книгах. Устав
этот, отличающийся тем, что буквы писались прямо, старательно, отдельно
одна от другой, стал заменяться с течением времени крупным полууставом,
который по типу своему похож на устав, но форма его букв та же самая,
что в мелком полууставе. Он встречается в рукописях в XV - XVII вв. и по
его образцу отлит шрифт первых печатанных в России книг. У южн. славян
полуустав появился рано и, со второй половины XIV в., стал обычным
письмом; в России же полуустав делается обычвым в XV в., причем он
становится мелким. Особенность полуустава заключается в том, что
правильные черты превращаются в более или менее неправильные, а углы
- в закругления. Наконец, скоропись появляется в некоторых грамотах
XIV в., но только с концом XVI в. она становится беглой и связной.
Палеографические подробности см. "Славянская палеография" (лекции проф.
Соболевского в имп. спб. университете, 1893 г.). Памятники, писанные К.,
весьма многочисленны и распадаются на три главные извода, или редакции:
болгарскую, сербскую и русскую. Каждая из редакций отличается
особенностями не только в языке, но и палеографическими. Сравнительно с
глаголическими, кирилловских рукописей XI и XII в. сохранилось много.
Евангелия: Остромирово, 1057 г., древнейший церковнославянский памятник,
помеченный годом русской редакции. Рукопись сохраняется в Императорской
публичной библиотеке в Петербурге. Саввина книга XI в., сербской
редакции, издана Срезневским в сочинении: "Древние славянские памятники
юсового письма" (1868); хранится в московской типографской библиотеке.
Русское евангелие 1092 - 97 гг. - в Румянцевском музее. Туровская книга
евангельских чтений (несколько листов), хранящаяся в виленском музее;
два листа изданы Срезневским в "Сведениях и заметках о неизвестных и
малоизвестных памятниках" и в "Древнеславянских памятниках юсового
письма", целый отрывок - в СПб., 1868 г. Отрывок евангельских чтений,
Ундольского, хранится в моск. публичном музее. Типографская книга
евангельских чтений издана Срезневским. Архангельское русское евангелие
1092 г., принадлежащее Румянцевскому музею. Апракос Мстиславово
евангелие 1117 г., в моск. Архангельском соборе. Юрьевское евангелие
1119 г., хранящееся в синодальной библиотеке. Галичское евангелие 1144
г., изданное архм. Амфилохием в 1882 - 83 гг. в Москве. Типографское
тетроевангелие и чтения евангелия, ок. 1150 г., Симоново или
Добриловское евангелие 1164 г. (Румянцовского музея) и многие другие,
относящиеся к XIII и позднейшим векам. Может быть, также к XII в.
относится кирилловская часть Реймского евангелия, изд. Сильвестром
де-Саси, с ошибками, которые исправил И. Лось (см. "Archiv fur Slavische
Philologie", IX). Апостолы: Охридский Румянцовского музея; Слепченский
- часть в Румянцовском музее, часть в собрании рукописей Варковича,
приобретенном Императорской публичной библиотекой; Македонский, чешского
музея, относящийся к началу XIII в., и др. Псалтири: Слуцкий отрывок,
изд. Срезневским в "Древних памятниках юсового письма". Отрывок Бычкова,
памятник русского письма, изд. Срезневским. Евгениевская псалтирь, изд.
Срезневским в "Памятниках русской письменности". Чудовская, отрывки
которой напеч. у Срезневского. Толстовская толковая, XI или XII в.
Болонская, написанная в XII в. в Равне близ Охриды, хранится в
библиотеке болонского унив. Погодинская XII в. и др. более поздние.
Постная русская триодь до 1100 г., новгородского Софийского собора.
Супрасльская рукопись XI в. : Минея четья за месяц март, составлявшая
когда-то собственность Супрасльского м-ря близ Белостока; часть ее
хранится в библиотеке люблянской гимназии, часть - в Варшаве у гр.
Замойских, часть - у академика Бычкова; последняя издана обществом
любителей древней письменности, ј 49, целая же рукопись напечатана
Миклошичем в Вене, в 1851 г. Хиландарский отрывок слов Кирилла
Иерусалимского, хранящийся в новороссийском унив., издан Срезневским в
"Древних памятниках юсового письма"; "Златоструй" - в списках XII и XIII
в. Очень важный памятник русской редакции - "изборник Святослава" 1073
г., синодальной библиотеки - издан обществом любителей древней
письменности ј 55, СПб. 1880 г. (ошибки исправил Шахматов в "Archiv fur
Slav. Phil". т. VI) и Бодянским в "Чтениях" 1882 г. и отдельно в 1883 г.
"изборник Святославов" 1076 г., Императорской публичной библиотеки,
издан (дурно) Шимановским при его сочинении: "К истории древне-русских
говоров" (Варшава, 1887). "Новгородские минеи" 1095, 1096 и 1097 гг.,
типографской библиотеки, изданы Ягичем в СПб. в 1886 г. Пандекты
Антиоха, библиотеки Воскресенского м-ря; 13 слов Григория Богослова
публичной библиотеки, изданные Будиловичем в СПб. 1875 г. Поучение
Кирилла Иерусалимского, синодальной библиотеки, начала XII в. Русские
новгородские стихирари 1157 г. (синодальной библиотеки) и ок. 1163 (спб.
духовной акд.). Грамота кн. Мстислава Владимировича 1130 г. и
новгородская св. Варлаама Хутынского, изд. Срезневским. Надписи на
монетах св. Владимира, Святополка, Ярослава I (снимки уТолстого,
"Древнейшие русские монеты", СПб. 1882); надпись на Тмутараканском камне
1068 г., изд.. Срезневским в "Древн. рус. пам." (СПб. 1863); надпись на
Новгород. Стерженском кресте 1133 г., изд. в "Описании тверского музея"
Жизневским в 1888 г.; надпись на одной чаре до 1151 г. (см. "Записки
Имп. Археолог. Общ." т. Ill), на кресте св. Евфросинии Полоцкой 1161 г.
("исторические сведения о жизни преп. Евфросинии княжны Полоцкой", СПб.
1841), на Рогволодовом камне 1171 г. (изд. Батюшков, "Белоруссия и
Литва", СПб. 1890). Интересно также стихотворение Константина
Болгарского, . в списке XII в. (ср. Соболевский, "Церковно-Славянские
стихотворения конца IX и начала Х вв.", СПб. 1892). В XIII в. число
списков значительно увеличивается и потом все возрастает, при чем в этих
памятниках церковно-славянского языка постоянно усиливается местный
Страницы: «« « 1322 1323 1324 1325 1326 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |