Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1319   1320   1321   1322   1323   1324   1325   1326   1327  1328   1329   1330   1331   1332   1333   1334   1335   1336   1337  » »»

имп. акад. наук) и "гр. Потоцкой" (в  имении  гр.  Потоцких),  "Гробницу
Анакреона" (у гг. Брюлловых, в СПб.) и несколько портретов, собранных г.
Третьяковым в галерее, основанной им в Москве.
   А. С - в.
   Кир (Kurusch) Старший  (559  -  30)  -  основатель  древнеперсидского
царства. Источниками его истории, кроме классиков  (Геродот,  Ксенофонт,
Ктесий,  Юстин  и  др.),  служат  Библия  и  две  клинообразные  хроники
британского  музея.  В  последних  К.  назыв.,  большей  частью,  "царем
Аншана", т. е. эламской области Сузианы. Какое бы значение ни имело  это
название, несомненно, что  К.  происходил  из  арийского  царского  рода
Ахеменидов, стоявшего в вассальных отношениях  к  Мидии.  Отцом  К.  был
Камбиз, а матерью  -  Мандана,  дочь  мидийского  царя  Астиага,  против
которого К. восстал в 550 г. Измена солдат царя предала его и престол  в
руки К., который вместе с  тем  унаследовал  завоевательную  политику  и
традиционное соперничество с Вавилоном  и  Лидией.  Появление  на  сцене
молодого, энергичного народа сразу внушило опасения соседям. Вавилонский
царь Набонид составил коалицию  с  Египтом  и  лидийским  царем  Крезом.
Сочувствовали союзу и греки, заботившиеся  о  сохранении  между  ними  и
новой  монархией   промежуточных   царств.   К.,   завладев   некоторыми
провинциями Лидийского  царства,  между  прочим  Арменией,  двинулся  на
Вавилон, но узнав, что Крез  начал  войну  и  перешел  Галис,  обратился
против него, оттеснил его в Лидию и запер в Сардах, которые  пали  после
кратковременной  осады  (546).  Крез,  осужденный   на   сожжение,   был
помилован. По усмирении восстания лидийца Пактия, началось  столкновение
с малоазиатскими греками. Некоторые (напр., Милет) сдались  на  льготных
условиях, другие  (напр.,  фокейцы)  эмигрировали,  большинство  (напр.,
Ксанф,  Приэна)  сопротивлялись  до  последней   крайности   персидскому
полководцу Гарпагу. Покорив бактров и саков, К.  снова  двинулся  против
естественного и культурного центра Азии -  Вавилона.  Нелюбимый  народом
Набонид был в 539 г. разбит. Сиппара открыла ворота завоевателю; Набонид
попался в плен полководцу Гобрию. Преемник его Валтасар  также  не  имел
успеха, и осенью К. вступил в  столицу.  Страны,  подвластные  Вавилону,
покорились, кроме Газы, без сопротивления. Иудеи  получили  освобождение
из плена (538) и полную свободу культа, равно как и  вавилоняне,  жрецов
которых К. задобрил реставрацией храмов и обильными жертвами. На Востоке
монархия К. доходила почти до Индии, заключая  в  себе  Хорасан  (Хиву),
Согдиану (Бухару), Коканд  и  часть  Афганистана.  Во  время  одного  из
походов в эти страны К. лишился жизни; сказания об этом  различны.  Тело
его доставлено в усыпальницы предков, в Пасаргады. Еще теперь у Мургаба,
близ Персеполя, есть остатки  мавзолея,  с  исполненным,  по  приказанию
Камбиза, рельефом царя К.,  с  надписью:  "я  царь  К.,  Ахеменид".  Для
последующих поколений и историков К. был образцом царя и  человека.  Ср.
Amiand,  "Cyrus,  roi  de  Perse"  (П.,  1886);  Halevy,   "Le   royaume
hereditaire de Cyrus"; Babelon, "Les inscriptions cuneiformes  relatives
ala prise de Babylon par Cyrus" (П., 1881).
   Б. Тураев  Кирасиры  (в  буквальном  переводе  -  латники,  от  слова
cuirasse - латы) - в России появились  впервые  в  1731  г.,  когда,  по
предложению фельдм. Миниха, выборгский драгунский полк переформирован  в
кирасирский. С тех пор число кирасирских полков у нас то  увеличивалось,
то уменьшалось, а в 1860 г. все они, за исключением четырех гвардейских,
переформированы в драгунские. - Из иностранных государств К.  существуют
только в Германии, Франции, Англии и Швеции.
   Киреевский (Иван Васильевич) - один из  основателей  славянофильства,
род. в Москве 22 марта 1806 г.  Происходил  из  семьи  столбовых  дворян
Белевского  уезда  Тульской  губ.,  где  находилось  и  родовое   имение
Киреевских, с. Долбино. На шестом году  К.  лишился  отца,  умершего  от
тифозной горячки во время ухода за ранеными русскими и французскими.  К.
остался на попечении матери, Авдотьи Петровны. Через  несколько  месяцев
по смерти отца К., в Долбино приехал близий родственник матери К.,  поэт
Жуковский, и прожил здесь почти два года, до конца 1815 года; воспитание
своих внуков-племянников Жуковский хотел сделать "одним из  главных  дел
своей жизни". Хотя это намерение ему и не удалось  осуществить,  тем  не
менее между  ним  и  племянниками  установилась  на  всю  жизнь  прочная
привязанность. Настроение Жуковского должно было повлиять на К. в том же
патриотическом духе, как и впечатления 12-го года; вкус  к  литературным
занятиям был также развит в К. Жуковским,  советовавшим  матери  пустить
всех детей по писательской дороге. Десяти лет  К.  прочитал  уже  лучшие
произведения русской и французской литературы, двенадцати лет  -  хорошо
знал по-немецки. Последним влиянием, испытанным в детстве, было  для  К.
влияние отчима, Алексея Андреевича Елагина, за которого его мать вышла в
1817 г. В библиотеке отца К.  нашел  философские  произведения  Локка  и
Гельвеция; но отчим направил его от английского эмпиризма и французского
сенсуализма к немецкой метафизике. Вместо  прежних  литературных  бесед,
деревенские вечера в Долбине стали наполняться  философскими  спорами  и
рассуждениями. В 1822 г. Елагины  переехали  в  Москву  для  дальнейшего
воспитания К. Здесь братья  К.  брали  домашние  уроки  у  лучших  проф.
университета - Снегирева, Мерзлякова, Цветаева; слушали публичные лекции
шеллингиста Павлова, учились поанглийски.  В  1824  г.  К.  поступил  на
службу в московский архив иностр. коллегии, где  собрался  в  это  время
целый кружок талантливой молодежи. Влияние новых учителей и товарищей не
изменило  направления  К.,   но   придало   этому   направлению   больше
сознательности. Уже в 1827 г. К. очень определенно ставит свои жизненные
цели. "Мы возвратим" - пишет он  Кошелеву  -  "права  истинной  религии,
изящное согласим с нравственностью, возбудим  любовь  к  правде,  глупый
либерализм заменим  уважением  законов  и  чистоту  жизни  возвысим  над
чистотою слога". И средство для этой моралистической пропаганды было уже
выбрано К. "мне кажется, что вне службы я могу быть полезнее  отечеству,
нежели употребляя все время на службу. Я  могу  быть  литератором...  На
этом поприще мои действия не будут безполезны: я могу  сказать  это  без
самонадеянности... Целую жизнь имея главною целью  образовываться,  могу
ли я не иметь веса в литературе? Я буду иметь его и дам литературе  свое
направление". Влюбившись в свою троюродную сестру, Н.  П.  Арвеневу,  К.
просил ее руки и получил отказ. Отказ этот так потряс его нравственно  и
физически, что врачи признали для него необходимым путешествия. В январе
1830 г. К. выехал за границу, не для того, чтобы учиться, как он  прежде
мечтал, а для того, чтобы рассеяться. "Ни одного впечатления, в  течение
первого месяца, я не принял свежим  сердцем,  и  каждый  порыв  внимания
стоил мне усилия".  Через  четыре  месяца  острота  чувства  прошла,  но
тяжелый осадок остался чуть ли не навсегда в душе Киреевского. "Для меня
молодость уже качество чужое и завидное",  пишет  24-х  летний  К.;  "на

Страницы: «« « 1319   1320   1321   1322   1323   1324   1325   1326   1327  1328   1329   1330   1331   1332   1333   1334   1335   1336   1337  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь