Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1336 1337 1338 1339 1340 1341 1342 1343 1344 1345 1346 1347 1348 1349 1350 1351 1352 1353 1354 » »» Шекспировский лад. Постоянные путешествия по Германии, Швейцарии и Франции, составлявшие потребность бурной натуры К., сблизили его, между прочим, и с веймарским литературным кружком. Сомнения в своем призвании побуждают К. на время бросить поэзию и сделаться чиновником в Кенигсберге; однако, в 1806 г., он окончил свою комедию "Der zerbrochene Krug" и начал трагедию "Penthesilea", дописанную в 1807 г., в плену у французов. Подъем национального чувства в Германии, вызванный вторжением Наполеона, выразился в трагедии К. "Hermannschlacht" (1808). К тому же году относится большая "рыцарская" драма, "Katchen von Heilbronn". В 1810 г. К. окончил свою вторую патриотическую драму: "Der Prinz von Ноmburg". При представлении на частном театре, эта драма успеха не имела (как и поставленная Г„те в Веймаре комедия "Der zerbrochene Krug"). В том же 1810 г. умерла покровительница К., прусская королева Луиза. Основанная им газета: "Berliner Abendblatter" просуществовала лишь полгода, до 1811 г. Под гнетом всех этих неудач К. решил бросить литературу и вновь поступил на военную службу - шаг, который рассорил его с сестрой. Встреча К. с Адольфиной Фогель, болезненной, романтической женщиной, страдавшей припадками меланхолии, зародила в обоих мысль о самоубийстве. 21 ноября 1811 г. К. застрелился (на берегу Ванзейского озера, близ Потсдама), сперва застрелив свою подругу; там же он и похоронен. Сжатость слога, смелость языка и яркость поэтических образов отводят драмам К. место непосредственно за драмами Шиллера. В частностях он реалистичнее Шиллера, но в целом его драмы негармоничны и субъективны. В трагедии "Фамилия Шроффенштейн", по сюжету напоминающей "Ромео и Джульету", мастерски изображено развитие ненависти на почве роковых недоразумений, но конец драмы изобилует ужасами, доходящими до смешного; если в начале трагедии чувствуется веяние античного рока, то к концу развязки этот рок переходит в простой случай. Комедией случая и qui pro quo является "Разбитый кувшин"; ей вредит тяжелое остроумничанье на манер Шекспировских шутов, но вообще она художественна, как жанровая картинка нидерландской школы. Дарование К. с особенной яркостью сказывается в трагедии "Пентезилея", сюжетом которой является несчастная любовь царицы амазонок Пентезилеи к герою Ахиллу. Влияние Шекспира парализуется здесь влиянием античных классиков; в результате являются пластически законченные типы. Борьба героини между чувством воинской чести и страстной любовью глубоко симпатична. Необузданная натура К. не могла, однако, не испортить конца: изменив легенду (которая кончается самоубийством Пентезилеи), К. заставляет героиню затравит Ахилла собаками и отведать его крови. Это сделано во имя той страсти к жестокости, которой отличается вообще творчество романтиков. Теми же достоинствами и теми же недостатками страдает известная драма "Кэтхен из Гейльбронна". Это опять драма рока, таинственных влияний, царящих над людьми; Кэтхен питает какое-то гипнотическое тяготение к своему возлюбленному. Она могла бы внушить сочувствие зрителю, как образец женского влюбленного безволия - но сам же Клейст нарушает это основное впечатление своими натуралистическими замашками (соперница Кэтхен заманивает в свои сети рыцаря фальшивыми прелестями своего туалета и железной палкой, выпрямляющей ее кривой от рождения стан). В "Битве Арминия" почти нет драматического движения и психологической правды, так как римляне являются лишь символами современных автору французов. И здесь К. попрежнему не чужд романтических жестокостей (Туснельда, жена Арминия, затравливает на своих глазах пленного римлянина медведем). Безусловно типичен сам Арминий, патриот-идеалист, для которого его враги не более как звери, созданные для охоты за ними, а идеал германского государства есть идеал общечеловеческого братства. Наиболее выдержанная и законченная, но вместе с тем и наиболее немецкая, слишком национальная драма К. - это "Принц Гомбургский". Она полна внутреннего и внешнего движения и из всех произведений К. наиболее сценична. Менее известны разсказы К., хотя рассказчик он превосходный. Лучшие: "Michael Kolhaas" и "Das Erdbeben in Сhili". В др. рассказах К. слишком много или рассудочного, грубого, натурализма ("Die Marquise von О.") или же жестоких романтических ужасов ("Die Verlobung in St. Domingo", "Die heilige Cacilie" и т. п.); встречается и крайний мистицизм ("Der Zweikampf"). - Среди лирических стихотворений К. преобладают песни патриотического содержания, в духе Кернера. Очень грациозна по античному, жизнерадостному колориту идиллия "Der Schrecken im Bade". - Замечательны и политические наброски К., обнаруживающие недюжинный сатирический талант. Значительнейшие из них: "Lehrbuch der franzosischen Journalistik" и "Katechismus der Deutschen". Первое полное издание сочинений К. сделано в 1826 г. Тиком. Лучшее из позднейших изданий - Гемпеля. Лучшее сочинение о жизни и трудах К. - Адольфа Вильбрандта, "Heinrich von Kleist" (1863). Bс. Чешихин. Клементи (Muzio Clementi) - знаменитый итал. композитор, пианист и педагог (1752 - 1832). Считается основателем новейшей игры на фортепиано. Из школы, основанной им в Лондоне, вышли Крамер, Фильд и Бергер; последний был учителем Мендельсона. Из музыкальных произведений К. (около 106), легких, грациозных, но не свободных от некоторой сухости мелодии и бедных выражением, доселе пользуется известностью "Gradus ad Parnassum", выдержавшее в Лондоне 12 изданий и неоднократно печатавшееся во Франции и Германии. К. не раз посещал СПб., вместе со своими учениками Фильдом и Кленгелем. Н. С. Клен. В русском лесном хозяйстве заслуживают внимания: туземные виды - остролистный или обыкновенный К., кленина (малоросс.), Acer platanoides L. - встречается даже в С. Петербургской, Новгородской, Ярославской и Казанской губ., но хозяйственное значение имеет только в губерниях, лежащих южнее Московской (о границах естественного распространения остролистного клена в Poccии ср. статью К. Т. Собичевского в "Ежегоднике СПб. Лесного Института" (1, 1886)); полевой К., паклен, паклина (малоросс.), черноклен (Могилевская и Воронежская губ)., джугастро (молдавск, назв. на юге Подольской туб.), A. campestre L., A. austriacum Trauttv. - схожий в этом отношении с остролистным и татарский К., неклен, паклен (малоросс.), черноклен (Курск., Киевск., и Екатерин, губ.), лимок (Тамб. губ.), красносережник - преимущественно произрастают в юго-зап. и вост. губ., доходя в последних до Малмыжского у. Вятской губ. Белый К. или явор (A. pseudoplatanus L.) - растет только, в небольшом количестве, в южных и юго-зап. губ. и на Кавказе, где достигает до 100 фт. высоты и 3 - 4 фт. толщины; часто смешивается, Страницы: «« « 1336 1337 1338 1339 1340 1341 1342 1343 1344 1345 1346 1347 1348 1349 1350 1351 1352 1353 1354 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |