|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1336 1337 1338 1339 1340 1341 1342 1343 1344 1345 1346 1347 1348 1349 1350 1351 1352 1353 1354 » »» Шекспировский лад. Постоянные путешествия по Германии, Швейцарии и
Франции, составлявшие потребность бурной натуры К., сблизили его, между
прочим, и с веймарским литературным кружком. Сомнения в своем призвании
побуждают К. на время бросить поэзию и сделаться чиновником в
Кенигсберге; однако, в 1806 г., он окончил свою комедию "Der zerbrochene
Krug" и начал трагедию "Penthesilea", дописанную в 1807 г., в плену у
французов. Подъем национального чувства в Германии, вызванный вторжением
Наполеона, выразился в трагедии К. "Hermannschlacht" (1808). К тому же
году относится большая "рыцарская" драма, "Katchen von Heilbronn". В
1810 г. К. окончил свою вторую патриотическую драму: "Der Prinz von
Ноmburg". При представлении на частном театре, эта драма успеха не имела
(как и поставленная Г„те в Веймаре комедия "Der zerbrochene Krug"). В
том же 1810 г. умерла покровительница К., прусская королева Луиза.
Основанная им газета: "Berliner Abendblatter" просуществовала лишь
полгода, до 1811 г. Под гнетом всех этих неудач К. решил бросить
литературу и вновь поступил на военную службу - шаг, который рассорил
его с сестрой. Встреча К. с Адольфиной Фогель, болезненной,
романтической женщиной, страдавшей припадками меланхолии, зародила в
обоих мысль о самоубийстве. 21 ноября 1811 г. К. застрелился (на берегу
Ванзейского озера, близ Потсдама), сперва застрелив свою подругу; там же
он и похоронен. Сжатость слога, смелость языка и яркость поэтических
образов отводят драмам К. место непосредственно за драмами Шиллера. В
частностях он реалистичнее Шиллера, но в целом его драмы негармоничны и
субъективны. В трагедии "Фамилия Шроффенштейн", по сюжету напоминающей
"Ромео и Джульету", мастерски изображено развитие ненависти на почве
роковых недоразумений, но конец драмы изобилует ужасами, доходящими до
смешного; если в начале трагедии чувствуется веяние античного рока, то к
концу развязки этот рок переходит в простой случай. Комедией случая и
qui pro quo является "Разбитый кувшин"; ей вредит тяжелое остроумничанье
на манер Шекспировских шутов, но вообще она художественна, как жанровая
картинка нидерландской школы. Дарование К. с особенной яркостью
сказывается в трагедии "Пентезилея", сюжетом которой является несчастная
любовь царицы амазонок Пентезилеи к герою Ахиллу. Влияние Шекспира
парализуется здесь влиянием античных классиков; в результате являются
пластически законченные типы. Борьба героини между чувством воинской
чести и страстной любовью глубоко симпатична. Необузданная натура К. не
могла, однако, не испортить конца: изменив легенду (которая кончается
самоубийством Пентезилеи), К. заставляет героиню затравит Ахилла
собаками и отведать его крови. Это сделано во имя той страсти к
жестокости, которой отличается вообще творчество романтиков. Теми же
достоинствами и теми же недостатками страдает известная драма "Кэтхен из
Гейльбронна". Это опять драма рока, таинственных влияний, царящих над
людьми; Кэтхен питает какое-то гипнотическое тяготение к своему
возлюбленному. Она могла бы внушить сочувствие зрителю, как образец
женского влюбленного безволия - но сам же Клейст нарушает это основное
впечатление своими натуралистическими замашками (соперница Кэтхен
заманивает в свои сети рыцаря фальшивыми прелестями своего туалета и
железной палкой, выпрямляющей ее кривой от рождения стан). В "Битве
Арминия" почти нет драматического движения и психологической правды, так
как римляне являются лишь символами современных автору французов. И
здесь К. попрежнему не чужд романтических жестокостей (Туснельда, жена
Арминия, затравливает на своих глазах пленного римлянина медведем).
Безусловно типичен сам Арминий, патриот-идеалист, для которого его враги
не более как звери, созданные для охоты за ними, а идеал германского
государства есть идеал общечеловеческого братства. Наиболее выдержанная
и законченная, но вместе с тем и наиболее немецкая, слишком национальная
драма К. - это "Принц Гомбургский". Она полна внутреннего и внешнего
движения и из всех произведений К. наиболее сценична.
Менее известны разсказы К., хотя рассказчик он превосходный. Лучшие:
"Michael Kolhaas" и "Das Erdbeben in Сhili". В др. рассказах К. слишком
много или рассудочного, грубого, натурализма ("Die Marquise von О.") или
же жестоких романтических ужасов ("Die Verlobung in St. Domingo", "Die
heilige Cacilie" и т. п.); встречается и крайний мистицизм ("Der
Zweikampf"). - Среди лирических стихотворений К. преобладают песни
патриотического содержания, в духе Кернера. Очень грациозна по
античному, жизнерадостному колориту идиллия "Der Schrecken im Bade". -
Замечательны и политические наброски К., обнаруживающие недюжинный
сатирический талант. Значительнейшие из них: "Lehrbuch der franzosischen
Journalistik" и "Katechismus der Deutschen". Первое полное издание
сочинений К. сделано в 1826 г. Тиком. Лучшее из позднейших изданий -
Гемпеля. Лучшее сочинение о жизни и трудах К. - Адольфа Вильбрандта,
"Heinrich von Kleist" (1863).
Bс. Чешихин.
Клементи (Muzio Clementi) - знаменитый итал. композитор, пианист и
педагог (1752
- 1832). Считается основателем новейшей игры на фортепиано. Из школы,
основанной им в Лондоне, вышли Крамер, Фильд и Бергер; последний был
учителем Мендельсона. Из музыкальных произведений К. (около 106),
легких, грациозных, но не свободных от некоторой сухости мелодии и
бедных выражением, доселе пользуется известностью "Gradus ad Parnassum",
выдержавшее в Лондоне 12 изданий и неоднократно печатавшееся во Франции
и Германии. К. не раз посещал СПб., вместе со своими учениками Фильдом и
Кленгелем.
Н. С.
Клен. В русском лесном хозяйстве заслуживают внимания: туземные виды
- остролистный или обыкновенный К., кленина (малоросс.), Acer
platanoides L. - встречается даже в С. Петербургской, Новгородской,
Ярославской и Казанской губ., но хозяйственное значение имеет только в
губерниях, лежащих южнее Московской (о границах естественного
распространения остролистного клена в Poccии ср. статью К. Т.
Собичевского в "Ежегоднике СПб. Лесного Института" (1, 1886)); полевой
К., паклен, паклина (малоросс.), черноклен (Могилевская и Воронежская
губ)., джугастро (молдавск, назв. на юге Подольской туб.), A. campestre
L., A. austriacum Trauttv. - схожий в этом отношении с остролистным и
татарский К., неклен, паклен (малоросс.), черноклен (Курск., Киевск., и
Екатерин, губ.), лимок (Тамб. губ.), красносережник - преимущественно
произрастают в юго-зап. и вост. губ., доходя в последних до Малмыжского
у. Вятской губ. Белый К. или явор (A. pseudoplatanus L.) - растет
только, в небольшом количестве, в южных и юго-зап. губ. и на Кавказе,
где достигает до 100 фт. высоты и 3 - 4 фт. толщины; часто смешивается,
Страницы: «« « 1336 1337 1338 1339 1340 1341 1342 1343 1344 1345 1346 1347 1348 1349 1350 1351 1352 1353 1354 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |