Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1336   1337   1338   1339   1340   1341   1342   1343   1344  1345   1346   1347   1348   1349   1350   1351   1352   1353   1354  » »»

Шекспировский лад.  Постоянные  путешествия  по  Германии,  Швейцарии  и
Франции, составлявшие потребность бурной натуры К., сблизили его,  между
прочим, и с веймарским литературным кружком. Сомнения в своем  призвании
побуждают  К.  на  время  бросить  поэзию  и  сделаться   чиновником   в
Кенигсберге; однако, в 1806 г., он окончил свою комедию "Der zerbrochene
Krug" и начал трагедию "Penthesilea", дописанную в 1807 г.,  в  плену  у
французов. Подъем национального чувства в Германии, вызванный вторжением
Наполеона, выразился в трагедии К. "Hermannschlacht" (1808). К  тому  же
году относится большая "рыцарская" драма,  "Katchen  von  Heilbronn".  В
1810 г. К. окончил свою вторую  патриотическую  драму:  "Der  Prinz  von
Ноmburg". При представлении на частном театре, эта драма успеха не имела
(как и поставленная Г„те в Веймаре комедия "Der  zerbrochene  Krug").  В
том же 1810 г.  умерла  покровительница  К.,  прусская  королева  Луиза.
Основанная  им  газета:  "Berliner  Abendblatter"  просуществовала  лишь
полгода, до 1811 г.  Под  гнетом  всех  этих  неудач  К.  решил  бросить
литературу и вновь поступил на военную службу -  шаг,  который  рассорил
его  с  сестрой.  Встреча   К.   с   Адольфиной   Фогель,   болезненной,
романтической женщиной, страдавшей  припадками  меланхолии,  зародила  в
обоих мысль о самоубийстве. 21 ноября 1811 г. К. застрелился (на  берегу
Ванзейского озера, близ Потсдама), сперва застрелив свою подругу; там же
он и похоронен. Сжатость слога, смелость  языка  и  яркость  поэтических
образов отводят драмам К. место непосредственно за  драмами  Шиллера.  В
частностях он реалистичнее Шиллера, но в целом его драмы негармоничны  и
субъективны. В трагедии "Фамилия Шроффенштейн", по  сюжету  напоминающей
"Ромео и Джульету", мастерски изображено  развитие  ненависти  на  почве
роковых недоразумений, но конец драмы изобилует ужасами,  доходящими  до
смешного; если в начале трагедии чувствуется веяние античного рока, то к
концу развязки этот рок переходит в простой случай.  Комедией  случая  и
qui pro quo является "Разбитый кувшин"; ей вредит тяжелое остроумничанье
на манер Шекспировских шутов, но вообще она художественна, как  жанровая
картинка  нидерландской  школы.  Дарование  К.  с   особенной   яркостью
сказывается в трагедии "Пентезилея", сюжетом которой является несчастная
любовь царицы амазонок  Пентезилеи  к  герою  Ахиллу.  Влияние  Шекспира
парализуется здесь влиянием античных классиков;  в  результате  являются
пластически законченные типы. Борьба  героини  между  чувством  воинской
чести и страстной любовью глубоко симпатична. Необузданная натура К.  не
могла, однако, не испортить конца: изменив  легенду  (которая  кончается
самоубийством  Пентезилеи),  К.  заставляет  героиню   затравит   Ахилла
собаками и отведать  его  крови.  Это  сделано  во  имя  той  страсти  к
жестокости, которой отличается вообще  творчество  романтиков.  Теми  же
достоинствами и теми же недостатками страдает известная драма "Кэтхен из
Гейльбронна". Это опять драма рока, таинственных  влияний,  царящих  над
людьми;  Кэтхен  питает  какое-то  гипнотическое  тяготение   к   своему
возлюбленному. Она могла бы  внушить  сочувствие  зрителю,  как  образец
женского влюбленного безволия - но сам же Клейст нарушает  это  основное
впечатление  своими  натуралистическими  замашками   (соперница   Кэтхен
заманивает в свои сети рыцаря фальшивыми  прелестями  своего  туалета  и
железной палкой, выпрямляющей ее кривой  от  рождения  стан).  В  "Битве
Арминия" почти нет драматического движения и психологической правды, так
как римляне являются лишь  символами  современных  автору  французов.  И
здесь К. попрежнему не чужд романтических жестокостей  (Туснельда,  жена
Арминия, затравливает на  своих  глазах  пленного  римлянина  медведем).
Безусловно типичен сам Арминий, патриот-идеалист, для которого его враги
не более как звери, созданные для охоты за  ними,  а  идеал  германского
государства есть идеал общечеловеческого братства. Наиболее  выдержанная
и законченная, но вместе с тем и наиболее немецкая, слишком национальная
драма К. - это "Принц Гомбургский". Она  полна  внутреннего  и  внешнего
движения и из всех произведений К. наиболее сценична.
   Менее известны разсказы К., хотя рассказчик он превосходный.  Лучшие:
"Michael Kolhaas" и "Das Erdbeben in Сhili". В др. рассказах К.  слишком
много или рассудочного, грубого, натурализма ("Die Marquise von О.") или
же жестоких романтических ужасов ("Die Verlobung in St.  Domingo",  "Die
heilige Cacilie"  и  т.  п.);  встречается  и  крайний  мистицизм  ("Der
Zweikampf"). -  Среди  лирических  стихотворений  К.  преобладают  песни
патриотического  содержания,  в  духе  Кернера.   Очень   грациозна   по
античному, жизнерадостному колориту идиллия "Der Schrecken im  Bade".  -
Замечательны  и  политические  наброски  К.,  обнаруживающие  недюжинный
сатирический талант. Значительнейшие из них: "Lehrbuch der franzosischen
Journalistik" и  "Katechismus  der  Deutschen".  Первое  полное  издание
сочинений К. сделано в 1826 г. Тиком. Лучшее  из  позднейших  изданий  -
Гемпеля. Лучшее сочинение о жизни и трудах  К.  -  Адольфа  Вильбрандта,
"Heinrich von Kleist" (1863).
   Bс. Чешихин.
   Клементи (Muzio Clementi) - знаменитый итал.  композитор,  пианист  и
педагог (1752
   - 1832). Считается основателем новейшей игры на фортепиано. Из школы,
основанной им в Лондоне, вышли Крамер, Фильд  и  Бергер;  последний  был
учителем  Мендельсона.  Из  музыкальных  произведений  К.  (около  106),
легких, грациозных, но не  свободных  от  некоторой  сухости  мелодии  и
бедных выражением, доселе пользуется известностью "Gradus ad Parnassum",
выдержавшее в Лондоне 12 изданий и неоднократно печатавшееся во  Франции
и Германии. К. не раз посещал СПб., вместе со своими учениками Фильдом и
Кленгелем.
   Н. С.
   Клен. В русском лесном хозяйстве заслуживают внимания: туземные  виды
-  остролистный  или  обыкновенный   К.,   кленина   (малоросс.),   Acer
platanoides L. - встречается  даже  в  С.  Петербургской,  Новгородской,
Ярославской и Казанской губ., но хозяйственное значение имеет  только  в
губерниях,  лежащих   южнее   Московской   (о   границах   естественного
распространения  остролистного  клена  в  Poccии  ср.   статью   К.   Т.
Собичевского в "Ежегоднике СПб. Лесного Института" (1,  1886));  полевой
К., паклен, паклина (малоросс.), черноклен  (Могилевская  и  Воронежская
губ)., джугастро (молдавск, назв. на юге Подольской туб.), A.  campestre
L., A. austriacum Trauttv. - схожий в этом отношении  с  остролистным  и
татарский К., неклен, паклен (малоросс.), черноклен (Курск., Киевск.,  и
Екатерин, губ.), лимок (Тамб. губ.),  красносережник  -  преимущественно
произрастают в юго-зап. и вост. губ., доходя в последних до  Малмыжского
у. Вятской губ. Белый К.  или  явор  (A.  pseudoplatanus  L.)  -  растет
только, в небольшом количестве, в южных и юго-зап. губ.  и  на  Кавказе,
где достигает до 100 фт. высоты и 3 - 4 фт. толщины; часто  смешивается,

Страницы: «« « 1336   1337   1338   1339   1340   1341   1342   1343   1344  1345   1346   1347   1348   1349   1350   1351   1352   1353   1354  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь