Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1345   1346   1347   1348   1349   1350   1351   1352   1353  1354   1355   1356   1357   1358   1359   1360   1361   1362   1363  » »»

идеограмма для слова "вода" как фонетический знак читалась  не  "му",  а
"а"); в) существованием  в  глубокой  древности  несемитического  языка,
оставившего памятники, иногда с семитическим переводом;  г)  косвенно  -
несемитическими   именами   понятий,    относящихся    к    писанию    в
ассиро-вавилонском языке. Попытки Галеви,  Делича  и  их  школ  доказать
семитическое происхождение К. не  могут  быть  названы  удачными.  К.  -
письмо силлабическое, состоящее из нескольких  сот  знаков,  из  которых
наиболее употребительных около 300; в числе их более 50  идеограмм,  ок.
100 знаков для простых слогов и 130 - для сложных; есть знаки для  цифр,
по шестидесятичной и десятичной системам. Большинство  знаков  имеет  по
два  и  несколько  чтений  (полифонизм),  так  как  нередко,   рядом   с
шумерийским,  они  приобретали  и  семитическое  значение,   иногда   же
изображали и смежные понятия (напр. "солнце" - bar и "светить"  -  lah).
Письмо, по сложности, одно из самых неудобных;  тем  не  менее,  в  силу
культурного влияния  его  родины,  оно  было  заимствовано  почти  всеми
соседними народами  -  эламцами,  каппадокийцами,  доарийскими  армянами
(знаменитые  ванские  надписи)  и  около  XV  века  до   Р.   Хр.   было
дипломатическим на  Востоке,  будучи  употребляемо  даже  фараонами  для
сношений  с  их  азиатскими  вассалами.  Телль-эль-амарненская   находка
заключает  в  себе,  между  прочим,  обширные  клинообразные  письма  на
неизвестном языке из стран Митанни (между Оронтом и Евфратом) и  Арсафи,
донесения из Финикии и Палестины на  вавилонском  языке,  с  ханаанскими
примесями, и, наконец, пропись, по  которой  учились  египетские  писцы.
Покорившие  Вавилон  персы  заимствовали,  вместе  со  многими   другими
элементами культуры, и К., избрав из нее около 40 знаков и превратив их,
по упрощении, в алфавитные. Древнейшие памятники К. (Телло) заходят за З
тысячелетие  до  Р.  Хр.,  позднейшие  относятся   ко   времени   первых
Селевкидов. В Европе впервые  познакомились  с  К.  в  начале  XVII  в.,
благодаря  трудам  путешественника  Pietro   della   Valle,   списавшего
несколько персеполитанских знаков. Все троязычные  надписи  в  Персеполе
списал Карстен Нибур (1765), которому удалось различить три  рода  К.  и
определить алфавитный характер первого рода; найти к нему ключ выпало на
долю Гротефенда  (1802),  разобравшего  с  гениальным  остроумием  имена
Дария, Ксеркса, Гистаспа  и  Ормузда.  Дальнейшие  открытия  принадлежат
норвежцу Раску, Бюрнуфу, Гольцману, в  то  время,  как  находившийся  на
персидской службе офицер Генри Раулинсон дошел самостоятельно до  важных
результатов, работая на  месте  над  бегистунской  троязычной  надписью,
которую скопировал и разобрал (1836 - 49). Так как результаты его  работ
были подтверждены независимыми открытиями Гинкса и  Опперта,  то  разбор
первого рода  К.  можно  было  считать  оконченным.  Язык  его  оказался
древнеперсидским, близким зендскому. Вторым  родом  занимались  датчанин
Вестергаард, Норрис,  Опперт,  Мордтманн  и  Ленорман.  Этo  -  язык  не
семитический и  не  арийский;  ученые  называли  его  то  мидийским,  то
скифским, то эламским. Изучение его было оставлено, вследствие того, что
богатые находки Ботты и других на  месте  древних  Ассирии  и  Вавилонии
обнаружили сходство надписей этих стран с  третьим  родом,  который,  по
важности и интересу, обратил на себя особое внимание ученых. Первые шаги
в этом направлении принадлежат шведу  Левенштерну  (1845),  высказавшему
мнение о необходимости приступить к делу с помощью семитических языков и
определившему несколько знаков. Затем де  Сольси  и  Лонперье  составили
таблицу знаков, не зная, однако,  их  чтения;  Гинкс  первый  угадал  их
силлабическое значение. Раулинсон дошел, опять-таки  самостоятельно,  до
тех же результатов, и в 1851 г.  издал  копию  З-ей  части  Бегистунской
надписи, с переводом. Работы Опперта, Тальбота  и  Менана  также  немало
содействовали дальнейшему движению науки, так  что  25  мая  1857  г.  в
Лондоне могло состояться знаменитое заседание, во  время  которого  были
сравнены   независимые   друг   от   друга   переводы   одной    надписи
Тиглат-Палассара,   сделанные,   по   поручению    британского    музея,
Раулинсоном,  Гинксом,  Оппертом  и  Тальботом   и   оказавшиеся   почти
тождественными.  С  этого  времени  разбор  клинописи  следует   считать
упроченным. - Что касается проармянской К., то надписи, упоминаемые  еще
Моисеем Хоренским, замеченные в 1836 г. Saint Martin, списанные  Шульцем
и  изданные  в  1840  г.  во  Франции,  только  в  1881  г.  подверглись
правильному и успешному изучению со стороны  Сэйса  и  проф.  Патканова.
Много света пролили на них труды Бэлька и Лемана. Язык их,  по-видимому,
имеет сходство  с  грузинским.  -  Каппадокийские  надписи  подвергались
изучению В. С. Голенищева, а письма Митанни
   - марбургского проф. Йензена, который  находит  их  язык  родственным
проармянскому.

   Литература. Введение в труд Hommel'я, "Gesch.  Babyloniens-Assyriens"
(Сб.  Онкена);  Kaulen,  "Assyrien  und  Babylonien"  (1882);  Астафьев,
"Древности Вавилоно-Ассирийcкие"; труды Опперта; Schrader,  "Die  assyr.
babyl. Keilinschriften" (Лпц., 1872); "Zur  Fragenach  d.  Ursprung  der
babylon.  Cultur";  Halevy,  "Recherches  crit.  sur  l'origine  de   la
civilisation babyl." (II. 1876) и другие труды;  Delitzsch,  "Assyrische
Grammatik", "Assyr. Worterbuch"; Патканов, "Клинообразные надписи  Вана"
(в "Журн. Мин. Нар. Просв."); Sayce, "The cuneiform inscriptions of Wan"
(Л., 1882); Golenischeff,  "Les  tablettes  cuneiformes  Cappadociennes"
(Спб.).
   Б. Тураев.
   Клио (Kleiw) - одна из 9 муз, муза истории; изображается  обыкновенно
со свитком в руках. На геркуланской фреске она держит в руках  раскрытый
папирус;  рядом  с  ней  стоит  корзина  с  свитками  рукописей,  иногда
аттрибутом ее являются солнечные часы, так как она наблюдает за порядком
во времени.
   Клир (klhroV, clerus) - причт,  духовенство.  К.  в  обширном  смысле
называется  состав  духовных  лиц,  по  правилам   христианской   церкви
посвященных на служение в ней, в  менее  обширном  -  совокупность  всех
духовных  лиц  церкви,  за  исключением  архиереев,   также   -   состав
священно-церковнослужителей при определенном церковном  учреждении  (при
церкви приходской, соборной, домовой). Название klhroV  в  применении  к
духовенству и в  отличие  от  laoV  -  совокупности  мирян,  усвоено  от
упоминаемого в Свящ.  Писании  (Деян.  1,  23-26)  способа  избрания  на
апостольское  служение,  посредством  жребия,  ап.  Матфия.  Состав  К.,
способы принятия в К., условия посвящения, права, обязанности, положение
и отношения клириков слагались в первоначальной церкви согласно  учению,
примерам и указаниям апостолов, практикой или обычаями и затем правилами
церкви. На основании апостольского учения и предания и правил вселенской
церкви   установились   общие   начала   канонического   положения   К.,

Страницы: «« « 1345   1346   1347   1348   1349   1350   1351   1352   1353  1354   1355   1356   1357   1358   1359   1360   1361   1362   1363  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь