|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1351 1352 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 » »» На Русь К. пришла, вместе с христианством, из Византии, в лучшее
время специально-византийской культуры; но эта культура усваивается
нашими предками далеко не во всем ее объеме. К., напр., принимаются
исключительно богослужебные и благочестиво-назидательные; дело книжного
просвещения ведется духовенством и весьма немногими любителями из
высокопоставленных лиц. По словам Кирилла Туровского, светские люди
говорили: "Жену имам и дети кормлю... не наше есть дело почитание
книжное, но чернеческое". Если мирской человек и принимался читать или
даже списывать книги, он делал это не для удовольствия и даже не для
поучения, а для спасения души. Книжное дело сосредотачивалось
исключительно в монастырях: известна прекрасная картинка из жития
Феодосия Печерского, как он волну плел для переплета в то время и в той
комнате, где Иларион списывал книги, а старец Никон переплетал их.
Монахи писали только с дозволения игумена, и потому К. или даже всякая
отдельная статья начинается с формулы: благослови, отче. Писали на
харатье (пергаменте, от chartia), на больших листах, большей частью в
два столбца, крупными и прямыми буквами - уставом (который постепенно
переходил через полуустав в неразборчивую скоропись XVII в.); заглавные
буквы и заставки разрисовывали красками и золотом. Одну книгу писали
многие месяцы и в послесловии часто выражали сердечную радость, что
трудный подвиг окончен счастливо. Нашествие монголов остановило развитие
книжного дела на Ю, а как трудно было заниматься им на С, ясно
свидетельствует житие Сергия Радонежского, который, не имея ни харатьи,
ни бумаги, писал на бересте. Только в Новгороде были досуг и средства; о
Моисее, архиепископе новгородском (1353 - 1362), летопись говорит:многи
писцы изыскав и книгы многы исписав. С XV века книгописание
распространяется по всей средней России:являются писцы и даже литераторы
профессиональные, "питавшиеся от трудов своих"; каллиграфия иногда
доходит до высокой степени совершенства; появляются хитрые измышления,
вроде тайнописания (криптографии) и пр. В XVI в. и у нас начинается
городской период в истории К.: Стоглав упоминает о городских писцах,
деятельность которых он желает подвергнуть надзору. Самый выдающийся
деятель в истории русской К. этой эпохи - митр. Макарий.Изобретение
книгопечатания значительно понизило ценность рукописей, но не сразу
убило их производство: первопечатные К. представляли собой копию с
современных рукописей;тем не менее, иные богатые книголюбцы все еще
отдавали предпочтение лучшими мастерами писанным рукописям перед
произведенными фабричным способом печатными К.: но борьба каллиграфов
XVI в. с печатным станком была безнадежна и непродолжительна. Только в
России среди старообрядцев рукопись соперничает с К. до XIX в. Уже в XVI
в. удешевленная К. начинает служить интересам дня и заметно
демократизируется: она становится доступной и интересной не только для
людей серьезно образованных, но и для массы; она проникает и в женскую
половину купеческого или небогатого помещичьего дома, и даже в
деревенские трактиры; она столь же часто служит для забавы, как и для
назидания. В XVII в., вследствие усовершенствований в типографском деле,
книжное производство прогрессирует в количестве, дешевизне и красоте; в
соответствие духу времени - по выражению Бушо, остроумно сопоставляющего
наружность и содержание книги с политической и культурной историей (Н.
Воuchot: "Le livre, l'ilustration, la reliure", Париж, 1886), - она
"надевает парик, украшается колоннами и пилястрами, становится
надуто-грандиозной и вся расплывается в аллегории и условности". По
особенному свойству науки XVII в., работавшей не для публики, а для
немногих избранных, именно в этом столетии выходят в большом количестве
многотомные фолианты, поглощавшие десятки лет жизни авторов и
составленные с поразительной ученостью и тщательностью (Дюканжа,
Ламбеция, Болланда и пр.). В этом же и следующем столетии появляются в
большом количестве ученые и литературные журналы . XVIII в., век
просвещения, по преимуществу, вознес книгу на небывалую высоту;
достаточно назвать Вольтера, чтобы дать понять, какую силу имела тогда
умно написанная книжка. Знаменитая "Энциклопедия" Дидро наглядно
показывает, что и толстые, дорогие К. в то время стали предназначаться
для массы образованных людей, для среднего сословия. XVIII век - время
зарождения и развития русской печатной книги; при Петре зародилась она,
при Екатерине II получила силу и распространение (в промежутке прогресс
совершался очень медленно, да и в первые годы царствования Екатерины
наиболее популярные сатирические журналы расходились в 200 - 300 экз.).
С 80-х годов издаются целые библиотеки классиков и переводных романов;
выходят сотнями собственные подражания последним; даже мистические книги
масонов выходят несколькими изданиями. Русские люди приучились читать и
даже покупать книги; с особой пользой потрудился для этого Н. И.
Новиков.Тогда же у нас начинают заботиться и о внешней красоте книги:
даже многие казенные издания, даже уставы украшаются изящными
виньетками. В первой четверти XIX в. в истории развития книги замечаются
два явления огромной важности. Хорошая книга стала обогащать автора -
обогащать не посредством подарков и пенсий от богачей или правительства,
но посредством покупателей, публики; знаменитые писатели становятся
богачами, и литературный труд, при благоприятных условиях, даже
заурядному работнику дает средства к безбедному существованию.С другой
стороны, предприимчивые издатели (один из первых - Констебль в Англии)
задаются высокополезной задачей удешевить хорошую книгу до такой
степени, чтобы всякий сколько-нибудь достаточный человек мог, без
больших затрат, составить себе целую библиотеку. Первое явление в
передовых странах Европы к середине столетия становится общим: не только
авторы, подлаживающиеся ко вкусам публики (напр., Дюма-отец), но и
большинство талантливых писателей совершенно независимых (напр., Виктор
Гюго)могут хорошо жить доходами от продажи своих книг; вместе с этим они
становятся и крупной политической силой. Крайнее удешевление хорошей
книги (за исключением особых случаев: изданий Нового Звета, полного
Шекспира в 1 шиллинг) становится возможным только в З-ей четверти
столетия, зато теперь идет вперед быстрыми шагами:благодаря таким
издателям, как Реклам ("Universal Bibliothek") в Германии, Сонцоньо в
Италии и пр., теперь за десятки рублей можно собрать библиотеку
классиков всех времен и народов, которая в начале столетия стоила
тысячи. Специально для народа красиво и правильно издаются целые
библиотечки полезных К. по такой цене, которая своей дешевизной убивает
плохие лубочные издания. В Германии, а за ней и повсеместно, в последние
годы даже роскошные, красиво иллюстрированные К. так удешевляются, что
не составляют редкости на полке учителя начальной школы. 70 лет назад
Греция получала из Франции и бумагу, и шрифт для правительственных
Страницы: «« « 1351 1352 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |