Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1346   1347   1348   1349   1350   1351   1352   1353   1354  1355   1356   1357   1358   1359   1360   1361   1362   1363   1364  » »»

соблюдавшиеся, развивавшиеся и сохранившиеся до настоящего времени, не в
одинаковом    виде,    в    церквах    православной,     р.католической,
армяно-григорианской и  в  других  древних  восточных,  а  отчасти  и  в
некоторых церквах  позднейшего  происхождения  (англиканской,  шведской,
финляндской  и  до  некоторой  степени  лютеранско-немецкой).  Различные
стороны правового положения К. и клириков  к  истории  различных  стран,
поместных и вероисповедных церквей, сверх общих правил,  сложившихся  во
время образования законодательства вселенской церкви,  определялись  еще
местными   обычаями   и   узаконениями,   как    церковными,    так    и
государственными. Различными соотношениями  факторов,  действовавших  на
историческое развитие К. в разные времена и в разных странах и церквах -
вероучение, правила вселенской, поместных  и  вероисповедных  церквей  и
государственных законодательств  -  объясняются  разности  в  составе  и
конструкции К. в различных странах и церквах, как в  истории,  так  и  в
действующем     праве     современных     церквей     православной     и
римско-католической.  По  правилам  православной  вселенской  церкви,  в
состав К. входят два класса лиц: церковнослужители (uphretai, klhrikoi в
тесном  смысле)  и  священнослужители  (ierwmenoi,  ieratikoi).   Первые
поставляются на служение церкви через обряд ceiroJesia или  определяются
и причисляются  в  К.  распоряжениями  церковной  власти,  на  основании
местного  законодательства  церковного  и  государственного.  В  древней
церкви в их состав в разных  местностях  включались  иподиаконы,  певцы,
чтецы, аколуфы, экзорцисты, остиари,  труждающиеся  (kopiatai),  екдики,
нотарии, defensores и т. п. Большая часть этих видов К. не удержалась  в
истории православных поместных церквей.  В  древней  России  к  клирикам
причислялись дьяки,  поддъяки,  дьячки,  пономари  и  другие  "церковнии
людие"; назывались они общим именем "причетников", которое  удерживается
и доселе. В XVIII и XIX вв.  к  разряду  причетников,  кроме  дьячков  и
пономарей, принадлежали, по законодательству государственному, служители
при различных церковных учреждениях (соборных  церквах),  положенные  по
штатам под разными именованиями (певчих, свещеносцев, звонарей, сторожей
и др.). В 1869 г. узаконено признавать в К. один вид церковнослужителей,
именно псаломщиков. В  современном  праве  всех  поместных  православных
церквей  клириками  в  тесном  смысле   называются   лица,   "получившие
посвящение на служение церкви вне алтаря" - иподиаконы, чтецы и певцы; в
некоторых церквах к ним причисляются приготовляющиеся  к  поступлению  в
священные должности, состоящие под руководством епископов или допущенные
к участию в  богослужении  церковном  (в  румынской  церкви);  в  других
церквах  клириками  считаются  те,  которые  носят  церковные  звания  и
должности  -   как   духовные,   так   и   светские   лица.   В   состав
церковнослужителей или  клириков,  через  религиозный  обряд  посвящения
ceiroJesia), совершаемый епископом, по  правилам  вселенской  церкви  не
могут быть принимаемы: непринадлежащие к церкви, судившиеся и обвиненные
в преступлениях против  христианской  нравственности,  правил  церкви  и
государственных законов,  самооскопители,  состоявшие  или  состоящие  в
незаконном браке,  находящиеся  в  браке  с  иноверными,  не  обладающие
правами гражданской свободы (рабы, состоящие под заключением и  т.  п.),
одержимые болезнями душевными (бесноватые) и телесными,  препятствующими
исполнению обязанностей в служении церкви,  не  приготовившиеся  к  сему
служению и  не  испытанные  епископом  в  поведении  и  в  подготовке  к
церковному служению. Положительные условия, требуемые  от  кандидата  на
звание клирика, следующие: узаконенный правилами местной церкви возраст,
принадлежность   к   православному   вероисповеданию,    безукоризненное
нравственное поведение, установленная  правилами  или  обычаями  местной
церкви степень образования, подготовленность и расположение к  церковной
службе,  телесное  здоровье  и  душевное  состояние,   необходимое   для
исполнения обязанностей клирика. К  особенностям  положения  клириков  в
церкви относятся: подсудность их церковному  суду  по  церковным  делам,
правам и отношениям, подчиненность  и  послушание  церковной  власти  по
должности, содержание от должности и  преимущественное  перед  мирянами,
при равных условиях,  право  на  посвящение  в  священный  сан  дьякона.
Гражданские,   государственные   и   общественные   права   определяются
законодательством государства.  Церковные  права  клириков  прекращаются
увольнением от должности по собственному  желанию  или  по  распоряжению
церковной власти, по приговору церковного суда и в случае  осуждения  по
уголовному преступлению. Священнослужителями называются  такие  духовные
лица православной церкви, которые посвящены  на  служение  церкви  через
таинство священства посредством рукоположения -  ceirotonia  -  и  имеют
своим  назначением  распространять   и   утверждать   в   людях   учение
христианской  веры  и  начала  христианской  нравственности,   совершать
богослужение  и  таинства  и  участвовать  в  устройстве  и   управлении
церковном.  К  классу  священнослужителей,  по  различию  трех  степеней
священства,  принадлежат  дьяконы,  пресвитеры  и  епископы.  В  степень
дьякона не могут быть  посвящены  такие  лица,  которые  не  могут  быть
приняты в клирики (церковнослужители), а также не достигшие  25-ти  лет,
не  отличающиеся  безупречной  жизнью,  необладающие  степенью   знаний,
определенной правилами поместных церквей, двоеженцы, женившиеся на вдове
или на разведенной от брака или на порочной девице, вступившие  в  брак,
подлежащий признанию недействительным, предполагающие  вступить  в  брак
после посвящения, имеющие в своей семье членов неправославной веры и  не
подготовленные  к  посвящению  предварительной  службой  в   клире   или
соответственным ей  служением  церкви  (в  учительской  должности),  или
воспитанем и хиротезией. К  степени  дьяконской  в  некоторых  поместных
церквах причисляются и иподьяконы, которые, в таком случае,  посвящаются
на условиях, равных с дьяконами. В пресвитерскую степень не  могут  быть
посвящены такие лица, которые не могут быть дьяконами, но,  сверх  того,
от кандидатов в пресвитеры требуются: возраст не ниже 30 лет  (VI  всел.
пр. 14), образовательный богословский ценз, установленный  обычаями  или
правилами  поместных  церквей,  предварительное   служение   в   церкви,
состояние в степени дьякона и твердость в вере и  в  беспорочной  жизни,
засвидетельствованная  испытанием  на   исповеди.   Особенные   условия,
требуемые от кандидата в епископы, сверх установленных для посвящаемых в
пресвитерский сан, суть следующие: испытанная не менее, как в течение  4
лет, верность православию,  степень  знаний  в  священном  писании  и  в
канонах церкви, достаточная для разъяснения их другим людям, состояние в
сане  пресвитерском,  свобода  от   супружества,   отсутствие   телесных
недостатков  (глухота,  недостатки  в  речи),   могущих   препятствовать
исполнению епископских обязанностей, и, по  распространенной  во  многих
поместных  церквах   практике,   предварительное,   прежде   посвящения,
пострижение  в  монашество  (особенные  церковные  права  и  обязанности

Страницы: «« « 1346   1347   1348   1349   1350   1351   1352   1353   1354  1355   1356   1357   1358   1359   1360   1361   1362   1363   1364  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь