Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1346 1347 1348 1349 1350 1351 1352 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 » »» соблюдавшиеся, развивавшиеся и сохранившиеся до настоящего времени, не в одинаковом виде, в церквах православной, р.католической, армяно-григорианской и в других древних восточных, а отчасти и в некоторых церквах позднейшего происхождения (англиканской, шведской, финляндской и до некоторой степени лютеранско-немецкой). Различные стороны правового положения К. и клириков к истории различных стран, поместных и вероисповедных церквей, сверх общих правил, сложившихся во время образования законодательства вселенской церкви, определялись еще местными обычаями и узаконениями, как церковными, так и государственными. Различными соотношениями факторов, действовавших на историческое развитие К. в разные времена и в разных странах и церквах - вероучение, правила вселенской, поместных и вероисповедных церквей и государственных законодательств - объясняются разности в составе и конструкции К. в различных странах и церквах, как в истории, так и в действующем праве современных церквей православной и римско-католической. По правилам православной вселенской церкви, в состав К. входят два класса лиц: церковнослужители (uphretai, klhrikoi в тесном смысле) и священнослужители (ierwmenoi, ieratikoi). Первые поставляются на служение церкви через обряд ceiroJesia или определяются и причисляются в К. распоряжениями церковной власти, на основании местного законодательства церковного и государственного. В древней церкви в их состав в разных местностях включались иподиаконы, певцы, чтецы, аколуфы, экзорцисты, остиари, труждающиеся (kopiatai), екдики, нотарии, defensores и т. п. Большая часть этих видов К. не удержалась в истории православных поместных церквей. В древней России к клирикам причислялись дьяки, поддъяки, дьячки, пономари и другие "церковнии людие"; назывались они общим именем "причетников", которое удерживается и доселе. В XVIII и XIX вв. к разряду причетников, кроме дьячков и пономарей, принадлежали, по законодательству государственному, служители при различных церковных учреждениях (соборных церквах), положенные по штатам под разными именованиями (певчих, свещеносцев, звонарей, сторожей и др.). В 1869 г. узаконено признавать в К. один вид церковнослужителей, именно псаломщиков. В современном праве всех поместных православных церквей клириками в тесном смысле называются лица, "получившие посвящение на служение церкви вне алтаря" - иподиаконы, чтецы и певцы; в некоторых церквах к ним причисляются приготовляющиеся к поступлению в священные должности, состоящие под руководством епископов или допущенные к участию в богослужении церковном (в румынской церкви); в других церквах клириками считаются те, которые носят церковные звания и должности - как духовные, так и светские лица. В состав церковнослужителей или клириков, через религиозный обряд посвящения ceiroJesia), совершаемый епископом, по правилам вселенской церкви не могут быть принимаемы: непринадлежащие к церкви, судившиеся и обвиненные в преступлениях против христианской нравственности, правил церкви и государственных законов, самооскопители, состоявшие или состоящие в незаконном браке, находящиеся в браке с иноверными, не обладающие правами гражданской свободы (рабы, состоящие под заключением и т. п.), одержимые болезнями душевными (бесноватые) и телесными, препятствующими исполнению обязанностей в служении церкви, не приготовившиеся к сему служению и не испытанные епископом в поведении и в подготовке к церковному служению. Положительные условия, требуемые от кандидата на звание клирика, следующие: узаконенный правилами местной церкви возраст, принадлежность к православному вероисповеданию, безукоризненное нравственное поведение, установленная правилами или обычаями местной церкви степень образования, подготовленность и расположение к церковной службе, телесное здоровье и душевное состояние, необходимое для исполнения обязанностей клирика. К особенностям положения клириков в церкви относятся: подсудность их церковному суду по церковным делам, правам и отношениям, подчиненность и послушание церковной власти по должности, содержание от должности и преимущественное перед мирянами, при равных условиях, право на посвящение в священный сан дьякона. Гражданские, государственные и общественные права определяются законодательством государства. Церковные права клириков прекращаются увольнением от должности по собственному желанию или по распоряжению церковной власти, по приговору церковного суда и в случае осуждения по уголовному преступлению. Священнослужителями называются такие духовные лица православной церкви, которые посвящены на служение церкви через таинство священства посредством рукоположения - ceirotonia - и имеют своим назначением распространять и утверждать в людях учение христианской веры и начала христианской нравственности, совершать богослужение и таинства и участвовать в устройстве и управлении церковном. К классу священнослужителей, по различию трех степеней священства, принадлежат дьяконы, пресвитеры и епископы. В степень дьякона не могут быть посвящены такие лица, которые не могут быть приняты в клирики (церковнослужители), а также не достигшие 25-ти лет, не отличающиеся безупречной жизнью, необладающие степенью знаний, определенной правилами поместных церквей, двоеженцы, женившиеся на вдове или на разведенной от брака или на порочной девице, вступившие в брак, подлежащий признанию недействительным, предполагающие вступить в брак после посвящения, имеющие в своей семье членов неправославной веры и не подготовленные к посвящению предварительной службой в клире или соответственным ей служением церкви (в учительской должности), или воспитанем и хиротезией. К степени дьяконской в некоторых поместных церквах причисляются и иподьяконы, которые, в таком случае, посвящаются на условиях, равных с дьяконами. В пресвитерскую степень не могут быть посвящены такие лица, которые не могут быть дьяконами, но, сверх того, от кандидатов в пресвитеры требуются: возраст не ниже 30 лет (VI всел. пр. 14), образовательный богословский ценз, установленный обычаями или правилами поместных церквей, предварительное служение в церкви, состояние в степени дьякона и твердость в вере и в беспорочной жизни, засвидетельствованная испытанием на исповеди. Особенные условия, требуемые от кандидата в епископы, сверх установленных для посвящаемых в пресвитерский сан, суть следующие: испытанная не менее, как в течение 4 лет, верность православию, степень знаний в священном писании и в канонах церкви, достаточная для разъяснения их другим людям, состояние в сане пресвитерском, свобода от супружества, отсутствие телесных недостатков (глухота, недостатки в речи), могущих препятствовать исполнению епископских обязанностей, и, по распространенной во многих поместных церквах практике, предварительное, прежде посвящения, пострижение в монашество (особенные церковные права и обязанности Страницы: «« « 1346 1347 1348 1349 1350 1351 1352 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |