Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1350   1351   1352   1353   1354   1355   1356   1357   1358  1359   1360   1361   1362   1363   1364   1365   1366   1367   1368  » »»

ее за собой. Отличительной их чертой  служит  нацоналистический  оттенок
взглядов автора,  стоящий  в  тесной  связи  с  идеализацией  московской
старины XVI -  XVII  вв.  и  оптимистическим  отношением  к  современной
русской действительности. Такие черты ярко сказались, напр., в  статьях:
"Евгений  Онегин",  "Добрые  люди  старой   Руси",   "Два   воспитания",
"Воспоминание о H. И. Новикове и его времени", а также  в  речи  К.  под
наз. : "Памяти в Бозе почившего государа имп. Александра  III"  ("Чтения
Моск. Общ. Ист. и Древ. ", 1894 и отдельно, М., 1894). В. Мякотин.
   Ключица (Clavicula, Furcula), у человека - слегка изогнутая ообразная
крепкая трубчатая кость с  незначительной  мозговой  полостью,  которая,
перекрещиваясь с первым ребром и сочленяясь, с одной стороны, с  верхней
частью грудной кости, а  с  другой  с  акромиальным  отростком  лопатки,
служит опорой для передней (верхней) конечности и обуславливает  свободу
ее движений. У млекопитающих она, вообще, развита тем больше, чем  более
разнообразны и свободны движения передних конечностей, и потому развитую
К. мы находим, напр. у лазающих, летающих, а у одно-  и  двукопытных  ее
вовсе нет (относительно К. у других позвоночных см. Конечности и  статьи
об отдельных классах).
   Н. Кн. Книга (от ц. слав. кънига, которое имело значения: 1) буквы  и
грамоты, 2) книги, 3) письма и 4) искусства писать) - соединение в  одно
целое листов  бумаги,  папируса,  пергамента  и  пр.;  поэтому  глиняные
библиотеки клинообразного  письма  не  подходят  под  понятие  книги,  и
появление ее следует приурочить к изобретению бумаги из папируса. Первые
книги, состоявшие из длинных свитков такой бумаги, появляются в  Египте,
откуда около VlI столетия до Р. Хр.  этот  способ  писания  переходит  в
Грецию и  потом  в  Рим.  Египтяне  долго  сохраняли  монополию  выделки
папируса, но в последние времена республики римляне  завели  собственные
папирусные фабрики. У греков и особенно у римлян, несмотря на отсутствие
книгопечатания, книжное дело  стояло  очень  высоко:  не  говоря  уже  о
библютеках общественных, при императорах были частные библиотеки в 30000
томов (или точнее
   - свитков) и более. Книжные лавки встречались и  в  самых  отдаленных
провинциальных городах; в Риме были большие и малые книжные  магазины  и
множество лавочек букинистов.  При  больших  магазинах  были  залы,  где
находились многочисленные скорописцы; с их помощью  автор  мог  издавать
свое сочинение, и за исключительное право продавать его  иногда  получал
гонорар или, по крайней мере, даровые экземпляры. Римская К. имела форму
свитка, навернутого на палку с утолщенными  концами;  на  верхнем  конце
прикреплялся ярлычек с обозначением  заглавия,  который  высовывался  из
футляра, большей частью кожаного, соответствовавшего  нашему  переплету.
Для переноски такие свитки помещались в круглые корзинки, с  отверстиями
во внутренней крышке, вроде тех, в которых теперь помещаются  флаконы  с
духами. В библиотеках эти свитки не ставились, а клались на  полки  так,
чтобы ярлычки  были  на  виду.  Писали  на  одной  стороне,  либо  одной
вертикальной колонной, длина которой равнялась длине свитка, либо  рядом
многих параллельных колонн.  Книжные  магазины  в  Риме  служили  местом
свидания литераторов, ученых и любителей литературы; при магазинах  были
и кабинеты для чтения, где за небольшую  плату  можно  было  просмотреть
новинки или сличить свой экземпляр известного сочинения с таким, который
был исправлен грамматиком, содержавшимся для этой цели  при  магазине  и
копировальном  зале.  В  виду   сравнительной   дешевизны   папируса   и
безусловной дешевизны труда, К. в Риме были недороги. Кроме обыкновенных
дешевых  экземпляров,  были  и   чудеса   каллиграфического   искусства,
экземпляры роскошно иллюстрированные; были книжкикрошки;  Цицерон  видел
экземпляр Илиады, который мог  поместиться  в  скорлупе  ореха.  Падение
античной цивилизации прежде всего изменило внешний  вид  К.;  папирусные
фабрики закрываваются одна за другой и в Европе папирус  становится  все
более и более редким, да он по своей непрочности и не совсем был  удобен
для тех К., которые были в наибольшем ходу в начале средних  веков.  Для
св.  Писания  и  К.  богослужебных,  предназначенных   для   ежедневного
пользования, более  подходил  вековечный  пергамент,  употреблявшийся  и
прежде папируса, но вытесненный его дешевизной. Теперь он  снова  входит
во всеобщее употребление; его листы соединяются в томы,  которые  вполне
соответствуют современной нам форме  книги.  В  восточной  империи  были
особые мастерские  для  его  обработки,  и  писцы  получали  его  совсем
готовым; на Западе они  большей  частью  сами  обделывали  его:  бритвой
снимали жир и  пятна,  пемзой  очищали  волосы  и  жилы,  выглаживали  и
разлиновывали особ. ножем. Писали крупно, четко  и  красиво;  в  отделке
заглавных букв доходили до необыкновенной роскоши. Иногда (с III по  VII
в.) пергамент окрашивали в красную или др. краску и всю рукопись  писали
разведенным серебром, а заглавные буквы золотом. Понятно, что  К.  в  то
время  были  страшно  дороги:  за  красиво  написанный  и  разрисованный
молитвослов или псалтырь уступали иногда целые  имения;  бывали  случаи,
что в целом  христианском  городе  не  оказывалось  ни  одной  книги.  В
мусульманском мире книжное дело стояло  в  это  время  очень  высоко:  в
Испании насчитывали 70 общественных библиотек, и в кордовской  библютеке
было, говорят, до 400000 томов. В Европе К. стали  и  дешевле,  и  чаще,
когда стало распространяться употребление пергамента, тем более,  что  с
этим совпал сильный подъем умственной жизни после крестовых  походов,  а
также развитие университетов. В XIII в. при университетах был особый вид
должностных лиц, так наз. stationarii; они  давали  студентам  списывать
учебники, брали К. на коммиссию от ростовщиков-евреев, которые  сами  не
имели права торговать книгами, и от уезжавших студентов; эти stationarii
были, таким образом, первыми книгопродавцами в новой  Европе.  В  начале
XIV в. в Париже книгопродавцы в собственном  смысле  уже  отделились  от
стационариев; но и они приносили присягу университету и  были  подчинены
его ведению. Были также и присяжные продавцы писчих материалов. В  конце
XIV и нач.XV в. в  "латинском  квартале"  целые  дома  и  переулки  были
заселены  переписчиками,  каллиграфами,  переплетчиками,  миниатюристами
(иначе, иллюминаторами), пергаментщиками,  продавцами  бумаги  и  пр.  В
Лондоне переписчики (text-writers) в 1403 г. соединились в  особый  цех,
то же местами было и в Голландии. В Италии в XV в.  были  книгопродавцы,
содержавшие при своем магазине массу писцов,  след.  способные  издавать
книги и до книгопечатания. В это время во всех  больших  городах  Европы
были уже общественные библиотеки, из которых иные К. выдавались  на  дом
(libri vagautes); Другие, особенно ценные и объемистые, прикреплялись  к
письменным столикам железными цепями; почти везде были  книгопродавцы  и
общества  переписчиков,  старавшиеся  удовлетворить  не  только  богатых
любителей,  но   и   людей   среднего   состояния   молитвенниками,   К.
поучительными и даже забавными.

Страницы: «« « 1350   1351   1352   1353   1354   1355   1356   1357   1358  1359   1360   1361   1362   1363   1364   1365   1366   1367   1368  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь