Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1344   1345   1346   1347   1348   1349   1350   1351   1352  1353   1354   1355   1356   1357   1358   1359   1360   1361   1362  » »»

в воспроизведении симптома болезни (атрофия, лихорадка, паралич, водянка
и т. д.) экспериментальная паталогия должна следовать указаниям клиники.
Последняя оказывает влияние и на  цельность  физиологич.  представлений:
зная условия жизнедеятельности органов и тканей в больном их  состоянии,
можно еще лучше понять их значение  в  нормальном  состоянии  организма.
Точно так же изучение фармакологии было бы далеко не полно, если  бы  К.
не указывала ей,  как  действует  целый  ряд  лекарственных  веществ  на
психическое состояние больных, на органы чувств, не говоря  уже  о  том,
что многие лекарственные вещества не действуют на  организм  животных  и
человека  в  одинаковом  направлении,  а  о  некоторых   весьма   важных
специфических врачебных средствах (ртуть, йод, хинин) фармакология знала
бы очень мало, если бы не наблюдения,  заимствованные  из  клиник.  Тоже
можно повторить относительно гигиены и т. д.  Опираясь  на  все  отрасли
мед. знания, клиника решает известное число предъявляемых к  ней  задач:
а)  она  определяет  диагноз  болезни,   указывая   на   все   признаки,
характеризующие данную форму заболевания, различая  это  заболевание  от
других, с которыми у первого могут оказаться некоторые общие черты; б) в
каждом данном случае ставит  предсказания:  дальнейшее  развитие  каждой
болезни, степень интенсивности, которой она достигает, могущие произойти
осложнения, ее течение,  продолжительность,  вероятный  исход,  наконец,
последствия, к которым она приводит, в) К. устанавливает способ лечения,
которым всего быстрее возможно прекратить или задержать развитие болезни
и  смягчить  ее   припадки.   Соответственно   каждой   данной   отрасли
практической   медицины,   имеются   и   различные   К.:   К.   болезней
внутреннихорганов, хирургическая, глазная,  венерическая,  акушерская  и
гинекологическая, клиники кожных, ушных, горловых болезней, клиники  для
нервных и душевных больных.  В  виду  особенностей  детского  организма,
существует отдельно кафедра детских болезней с соответствующей клиникой.
В последнее время, по мере успехов бактериологии  и  учения  о  заразных
болезнях, возникают отдельные клиники для заразных больных.
   По характеру преподавания различают: пропедевтические, факультетские,
или академические, и  госпитальные  К.  Первые  имеют  целью  ознакомить
слушателей с различными  заболеваниями,  излагая  подробно  историческое
учение, частоту появления данной формы,  влияние  различных  условий  на
течение болезни и т. д. Факультетские К. занимаются  подробным  разбором
каждого  отдельного  случая;  останавливаясь  на  отдельных   симптомах,
объясняя   связь   отдельных    явлений,    разбирая    дифференциальное
распознавание и т. д. Госпитальная К.  знакомит  слушателей  с  возможно
большим числом больных и останавливается на деталях, известных из  курса
предыдущих К.

   Медицинский персонал  каждой  К.  составляют:  находящийся  во  главе
учреждения клиничecкий  профессор,  ассистент  и  ординаторы.  Профессор
читает  лекции  по  тому  или  другому  отделу  практической   медицины,
консультирует  с  занимающимися  в  К.  врачами,  предлагает  темы   для
специальных работ, имеющих целью дальнейшее развитие медицины. Ассистент
заведует административным отделом и является, вместе  с  тем,  ближайшим
помощником профессора по вопросам научного и практического исследований.
Ординаторы наблюдают больных, назначают лечение, ведут подробные истории
болезни, собирают все данные, имеющие какое-либо отношение  к  выяснению
характера болезни, докладывают о каждом тяжелом или  интересном  больном
ассистенту или  профессору,  ведут  специальные  исследования  и  т.  д.
Непосредственный уход за больными, заботы о точном исполнении  врачебных
предписаний, о доставлении больным требуемых лечением удобств  и  т.  д.
лежит  на  обязанности  сестер  милосердия,   фельдшеров   и   отдельной
администрации К.

   Студенты посещают лекции и изучают, под руководством профессора и его
помощников,   способы    исследования:    постукивание,    выслушивание,
офтальмоскопирование, клиническую  бактериологию,  микроскопию  и  химию
(исследование  крови,  мокрот,   мочи,   испражнений,   рвотных   масс),
ларингоскопию, катетеризацию и т. д. В тех же К. студенты  знакомятся  с
различными важными проявлениями  болезни  (лихорадка,  цианоз,  водянка,
кашель и т. д.); далее студенты навещают больных,  приобретают  навык  в
методике объективного исследования и в умении собрать подробный  анамнез
(распрос  больного).  К.  практически  знакомит  студентов  со   многими
способами лечения  -  гидротерапией,  наложением  повязок.,  вправлением
вывихов, на ложением акушерских щипцов, электризацией, массажем и др.

   Контингент больных зависит от специальности К. Но не  всякий  больной
может расчитывать  на  помещение  в  соответствующую  К.,  так  как  для
преподавания   практической   медицины   в   систематическом   изложении
необходимо известное распределение  больничного  материала.  Недостающий
материал  стационарных  больных  восполняется  амбулаторными   больными,
посещающими К. в определенные дни приемов для приходящих больных.

   Материльная организация  должна  быть  устроена  во  всех  отношениях
безукоризненно  с  тем,  чтобы  учащиеся  стремились  подражать   такому
образцовому учреждению в своей будущей врачебной деятельности. К. должна
быть безупречным лечебным заведением и, вместе с тем, школой, ручающейся
за дальнейший прогресс медицины и врачебной науки.
   Д. Каменский.
   Клинопись - название, вошедшее в науку с  начала  XVIII  в.  (введено
Кемпфером) для обозначения письмен, употреблявшихся древними обитателями
долины Тигра и Евфрата и распространившихся  от  них  по  всей  Передней
Азии, до времен господства так назыв.  финикийского  алфавита.  Название
соответствует форме знаков, имеющих  вверху  утолщение,  но  справедливо
только для их более поздней формы; первоначальная  же,  сохранившаяся  в
древнейших надписях, шумерийских и первых вавилонских царей,  носит  все
черты картинного, иероглифического письма. Путем постепенных  сокращений
и  благодаря  материалу  -  глине  и  камню,  знаки  приобретали   менее
закругленную и связную форму и стали,  наконец,  состоять  из  отдельных
утолщенных кверху штрихов, помещенных в разных положениях и комбинациях,
причем  заимствованное  из  Вавилонии  в  Ассирию   письмо,   развиваясь
независимо, получило несколько иной,  хотя,  в  общем,  и  сходный  вид.
Изобретение К. принадлежит древнейшим, досемитическим обитателям  страны
- шумерам. Это доказывается: а) несоответствием ее семитическим  языкам,
вследствие отсутствия строго различавшихся в  них  эмфатических  знаков,
смешению шипящих и свистящих и  т.  п.;  б)  употреблением  идеограмм  в
фонетическом значении, не  соответствующем  семитическому  языку  (напр.

Страницы: «« « 1344   1345   1346   1347   1348   1349   1350   1351   1352  1353   1354   1355   1356   1357   1358   1359   1360   1361   1362  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь