Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1431   1432   1433   1434   1435   1436   1437   1438   1439  1440   1441   1442   1443   1444   1445   1446   1447   1448   1449  » »»

ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только
как гражданин своего города, то,  с  потерею  независимости  и  значения
городов (особенно во время македонского, а потом римского  владычества),
он стал сознавать себя гражданином всего  мира.  Это  сознание,  впервые
резко. высказанное в школе  кинической  философии,  было  далее  развито
стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал  и  универсальный
характер самого римского государства. В положительном  своем  смысле  К.
вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу  чего  интересы
отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как
целого. Реальное, хотя весьма  несовершенное,  выражение  этой  идеи  во
внешней истории  мы  находим  в  последовательных  попытках  к  созданию
всемирной монархии, а также в политике папской теократии.  Весьма  часто
К.  берется  лишь  в  отрицательном  смысле,  как   простое   отсутствие
патриотизма или привязанности к своему народу  и  отечеству,  как  будто
теряющему всякий интерес с точки зрения  универсальных  идей.  Но  такое
понимание дела  неправильно.  Мысль  о  целом  не  упраздняет  реального
значения частей, и как любовь к  отечеству  не  противоречит  непременно
привязанности к более тесным социальным группам, напр.  к  своей  семье,
так и преданность всечеловеческим интересам  не  исключает  патриотизма.
Вопрос лишь в окончательном  или  высшем  мериле  для  оценки  того  или
другого нравственного интереса; и без сомнения, решительное преимущество
должно здесь принадлежать благу целого человечества, как  включающему  в
себе и истинное благо каждой части.
   Космополитные животные - животные, распространенные по всему  земному
шару, где только внешние условия допускают их существование.  Более  или
менее широкое распространение животных определяется вообще  способностью
активно или пассивно перемещаться, преодолевая естественные препятствия,
и способностью применяться к новым условиям, а также распространенностью
на земле тех  условий,  которые  необходимы  для  данного  животного,  и
геологическим    прошлым    (древностью    данного    вида,     прошлыми
физико-географическими   и   орографическими   условиями   и   т.   п.).
Космополитным  распространением  обладают  все  (или  по  крайней   мере
значительное большинство) пресноводных простейших;  это  обусловливается
главным образом их способностью покрываться, при неблагоприятных внешних
условиях, плотной оболочкой (цистой) и долго противостоять в  этом  виде
различным  неблагоприятным  влияниям,  легкостью  распространения  их  в
энцистированном  виде,  при  высыхании  водных   бассейнов,   воздушными
течениями и  другими  животными,  чрезвычайно  быстрым  размножением  и,
наконец, тем, что условия жизни в пресных водах, в общем, весьма  сходны
в   разных   странах.   Среди   высших   животных   космополитные   виды
распространены мало. Приближаются к К. некоторые морские птицы, а  также
некоторые хищные (напр.  скопа,  сипуха),  некоторые  насекомые  (напр.,
бабочка Vanessa cardui) и др. Чаще встречаются  космополитные  роды  или
семейства.  Космополитным  распространением  обладают  также   некоторые
животные, завезенные в различные страны  человеком  намеренно  (домашние
животные) или невольно (крысы, комнатная муха, клопы и пр.).
   И. Кн.
   Космополитные  растения  или  повсюдные   (убиквитарные)   -   сильно
распространенные,  напр.   такие,   которых   обитание   заключает   1/3
поверхности земного шара.
   Космос (греч. KosmoV) -  первоначально  синоним  "порядка,  гармонии,
красоты", со временем стало обозначать "мир или вселенную". По преданию,
впервые назвал мир этим именем  Пифагор,  в  виду  пропорциональности  и
гармонии его частей. Согласно с этим, у всех греческих  философов  слово
К. применялось не в смысле простого нагромождения существ  и  феноменов,
но как система  или  организм,  исполненный  целесообразности.  В  эпоху
возрождения  алхимики  различали  великий  и  малый  К.   (макрокосм   и
микрокосм): под первым разумелся внешний мир, под последним  -  человек;
между тем и другим они находили бесконечное количество аналогий и тайных
соотношений. Наибольшей популярности  выражение  К.,  в  смысле  системы
мироздания, достигло  благодаря  книге  Александра  Гумбольдта,  давшего
заглавие  "Kosmos"  большому  труду,  в  котором  он  подверг  обработке
результаты  своих   многолетних   занятий   во   всех   почти   областях
естествознания.
   Костомаров (Николай Иванович) - знаменитый русский  историк,  род.  4
мая 1817 г. в слободе Юрасовке Воронежской губ., Острогожского  у.  Отец
его был местный дворянин-помещик,  мать  -  малороссийская  крестьянская
девушка, прежде крепостная его отца, учившаяся  в  одном  из  московских
пансионов. Позднее отец К. женился на ней, но К. родился до брака и хотя
отец собирался усыновить его,  но  не  успел  этого  сделать.  Отец  К.,
поклонник французской литературы  XVIII  в.,  идеи  которой  он  пытался
прививать и малолетнему сыну, и своей дворне, был вместе с тем  жестоким
помещиком; в 1828 г. он был убит его дворовыми людьми,  похитившими  при
этом скопленный им капитал. Мать К. отдала его  в  воронежский  пансион,
но, пробыв там около двух лет, он был  исключен  за  шалости.  Затем  он
поступил в воронежскую  гимназию  и,  окончив  здесь  курс,  в  1833  г.
сделался студентом харьковского университета. Уже в первые  годы  учения
сказались  блестящие  способности  К.,  доставившие  ему,  от   учителей
московского пансиона, в  котором  он  при  жизни  отца  недолго  учился,
прозвище "enfant miraculeux". Природная живость  характера  К.  с  одной
стороны, низкий уровень учителей того времени - с другой не  давали  ему
возможности  серьезно  увлечься  занятиями.  Первые  годы  пребывания  в
харьковском университете, историко-филологический факультет которого  не
блистал в ту пору профессорскими дарованиями,  мало  отличались  в  этом
отношении для К.  от  гимназии.  Сам  К.  много  работал,  увлекаясь  то
классической древностью, то новой французской литературой, но работы эти
велись без надлежащего руководства и системы, и позднее К. называл  свою
студенческую жизнь "беспорядочной". Лишь в  18З  г.,  когда  на  кафедре
всеобщей истории в Харькове явился М. М.  Лунин,  занятия  К.  приобрели
несколько более единства. Лекции Лунина оказали на него сильное влияние,
и он с жаром отдался изучению истории. Тем не менее, он так  еще  смутно
сознавал  свое  настоящее  призвание,  что  по  окончании   университета
поступил было в военную службу.  Неспособность  его  к  последней  скоро
стала, однако, ясна и начальству его, и ему самому. Увлекшись  изучением
сохранившегося в г. Острогожске, где стоял  его  полк,  архива  местного
уездного суда, К. задумал писать историю слободских казачьих полков.  По
совету начальства, он оставил полк и осенью  1837  г.  вновь  явился,  в
Харьков с намерением пополнить  свое  историческое  образование.  В  это
время  усиленных  занятий  у  К.,  отчасти  под  влиянием  Лунина,  стал
складываться взгляд  на  историю,  в  котором  были  оригинальные  черты

Страницы: «« « 1431   1432   1433   1434   1435   1436   1437   1438   1439  1440   1441   1442   1443   1444   1445   1446   1447   1448   1449  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь