|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 » »» для меня задачу моих занятий историею". Под влиянием этой идеи у К.
сложился особый взгляд на историю образования московского государства,
резко противоречивший тем воззрениям, какие высказывались
славянофильской школой и С. М. Соловьевым. Одинаково далекий от
мистического преклонения пред народом и от одностороннего увлечения
идеей государственности, К. старался не только вскрыть условия,
приведшие к образованию московского государственного строя, но и
определить ближе самый характер этого строя, его отношение к
предшествовавшей ему жизни и его влияние на народные массы.
Рассматриваемая с этой точки зрения, история московского государства
рисовалась в более мрачных красках, чем в изображениях ее другими
историками, тем более, что усвоенное К. критическое отношение к ее
источникам очень скоро привело его к мысли о необходимости признать
недостоверными отдельные блестящие ее эпизоды, считавшиеся до тех пор
прочно установленными. Некоторые свои выводы К. излагал и в печати, и
они навлекали на него сильные нападения; но в университете его лекции
пользовались неслыханным успехом, привлекая массу как студентов, так и
посторонних слушателей. В эту же пору К. был избран членом
археографической комиссии и предпринял издание актов по истории
Малороссии XVII в. Подготовляя эти документы к изданию, он начал писать
по ним ряд монографий, которые должны были в результате составить
историю Малороссии со времени Хмельницкого; эту работу он продолжал до
конца жизни. Кроме того К. принимал участие в некоторых журналах
("Русское Слово", "Современник"), печатая в них отрывки своих лекций и
исторические статьи. В эту эпоху своей жизни К. стоял довольно близко к
прогрессивным кружкам петербургского университета и журналистики, но
полному слиянию его с ними мешало их увлечение экономическими вопросами,
тогда как он сохранял романтическое отношение к народности и
украинофильские идеи. Наиболее близким для него органом явилась
учрежденная собравшимися в Петербурге некоторыми из бывших членов
Кирилло-Мефодиевского общества "Основа", где он поместил ряд статей,
посвященных по преимуществу выяснению самостоятельного значения
малорусского племени и полемике с отрицавшими такое значение польскими и
великорусскими писателями. После вызванного студенческими беспорядками
1861 г. закрытия петербургского университета, несколько профессоров, и в
числе их К., устроили (в городской думе) систематические публичные
лекции, известные в тогдашней печати под именем вольного или подвижного
университета: К. читал лекций по древней русской истории. Когда проф.
Павлов, после публичного чтения о тысячелетии России, был выслан из
СПб., комитет по устройству думских лекций решил, в виде протеста,
прекратить их. К. отказался подчиниться этому решению, но на следующей
его лекции (8 марта 1862 г.) поднятый публикой шум принудил его
прекратить чтение, а дальнейшие лекции были воспрещены администрацией.
Выйдя в 1862 г. из состава профессоров петербургского университета.
Костомаров уже не мог более вернуться на кафедру, так как его
политическая благонадежность вновь была заподозрена, главным образом
вследствие усилий московской "охранительной" печати. В 1863 г. его
приглашал на кафедру киевский университет, в 1864 г. - харьковский, в
1869 г. - опять киевский, но К., по указаниям министерства народного
просвещения, должен был отклонить все эти приглашения и ограничиться
одною литературною деятельностью, которая, с прекращением "Основы",
также замкнулась в более тесные рамки. После всех этих тяжелых ударов К.
как бы охладел к современности и перестал интересоваться ею,
окончательно уйдя в изучение прошлого и в архивные работы. Один за
другим появлялись в свет его труды, посвященные крупным вопросам по
истории Малороссии, московского государства и Польши. В 1863 г. были
напечатаны "Северорусские народоправства", представлявшие собою
обработку одного из читанных К. в петербургском университете курсов; в
1866 г. в "Вестнике Европы" появилось "Смутное время московского
государства", затем "Последние годы Речи Посполитой". В начале 70-х
годов К. начал работу "Об историческом значении русского песенного
народного творчества". Вызванный ослаблением зрения перерыв архивных
занятий в 1872 г. дал К. повод к составлению "Русской истории в
жизнеописаниях главнейших ее деятелей". В 1875 г. К. перенес тяжелую
болезнь, сильно подорвавшую его здоровье. В этом же году он женился на
Ал. Л. Кисель, урожденной Крагельской, которая была его невестой еще до
ареста его в 1847 г., но после его ссылки вышла замуж за другого. Работы
последних годов жизни К., при всех их крупных достоинствах, носили на
себе, однако, некоторые следы пошатнувшейся силы таланта: в них меньше
обобщений, менее живости в изложении, место блестящих характеристик
заступает иногда сухой перечень фактов, несколько напоминающий манеру
Соловьева. В эти годы К. высказывал даже взгляд, что вся задача историка
сводится к передаче найденных им в источниках и проверенных фактов. С
неутомимой энергией работал он до самой смерти. Он умер 7 апреля 1885
г., после долгой и мучительной болезни.
Репутация К., как историка, и при жизни, и по смерти его неоднократно
подвергалась сильным нападкам. Его упрекали в поверхностном пользовании
источниками и проистекавших отсюда ошибках, в односторонности взглядов,
в партийности. В этих упреках заключается доля истины, весьма, впрочем,
небольшая. Неизбежные у всякого ученого мелкие промахи и ошибки, быть
может, несколько чаще встречаются в сочинениях К., но это легко
объясняется необыкновенным разнообразием его занятий и привычкой
полагаться на свою богатую память. В тех немногих случаях, когда
партийность действительно проявлялась у К. - а именно в некоторых трудах
его по малорусской истории, - это было лишь естественной реакцией против
еще более партийных взглядов, высказывавшихся в литературе с другой
стороны. Не всегда, далее, самый материал, над которым работал К., давал
ему возможность осуществить свои взгляды на задачу историка. Историк
внутренней жизни народа по своим научным взглядам и симпатиям, он именно
в своих работах, посвященных Малороссии, должен был явиться
изобразителем внешней истории. Во всяком случае общее значение К. в
развитии русской историографии можно, без всякого преувеличения, назвать
громадным. Им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах
идея народной истории. Сам К. понимал и осуществлял ее главным образом в
виде изучения духовной жизни народа. Позднейшие исследователи раздвинули
содержание этой идеи, но заслуга К. этим не уменьшается. В связи с этою
основною мыслью работ К. стояла у него другая - о необходимости изучены
племенных особенностей каждой части народа и создания областной истории.
Если в современной науке установился несколько иной взгляд на народный
характер, отрицающий ту неподвижность, какую приписывал ему К., то
Страницы: «« « 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |