|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 » »» поле. Из дошедших до нас О., самый древний находится около дер. Метариэ,
на месте, где был расположен древний Гелиополис, а наиболее высокий
воздвигнут при фараоне Тутмозисе III, в г. Фивах, и ныне находится в
Риме, перед церковью San Giovanni in Laterano. О. александрийского
времени - так наз. Иглы Клеопатры. Форма О. из Египта перешла в Эфиопию,
где найдено немалое число этих памятников. Что О. были небезызвестны и
азиатским народам, доказывает находящийся в настоящее время в британском
музее О. найденный при раскопках близ Нимруда. Этот памятник сделан из
черного базальта и достигает до трех аршин вышины; на высоком, несколько
суживающемся кверху пьедестале лежат три яруса уступов; сам пьедестал
покрыт 5 небольшими барельефами, изображающими царя, который принимает
приношения от своих подданных.
А. А. С.
Обертоны (Obertone, Les harmoniques) - так называются высшие
гармонические тоны, сопровождающие основной тон и обусловливающие собою
так назыв. оттенок или тембр звука. Выделить их из сложного звука можно
посредством особых резонаторов, усиливающих тон только некоторой
определенной, соответствующей им высоты. При навыке можно их расслышать
и непосредственно в сложном звуке, после того как данный О. был
воспроизведен предварительно на каком-нибудь инструменте.
Обет - на языке христианского нравственного учения есть данное Богу
обдуманное обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной
воли христианина. Обыкновенно различают О. в обширном и в тесном смысле
слова. К первым относят О., даваемый при крещении быть верным Й. Христу
и его учению, О. добросовестного служения обществу в какой-либо
должности и т. п. К О. в тесном смысле относятся обещание совершить
какое-либо особое дело, напр., по вполне успешном окончании какого-либо
предприятия, уделить ту или другую часть полученных выгод на построение
сельского храма, школы или иного благотворительного учреждения. Еще
разделяют О. на личные (напр. О. поста, воздержания и т. п.) и
вещественные (О. материального пожертвования на доброе дело), на
пожизненные (О. монашеские), временные и т. д. Против О. возражают
(протестанты), что христианин обязан и без О. делать добро; на сколько
достанет сил, что исполнение О. имеет характер как бы платы Богу за
благодеяние и т. п. На это отвечают, что добрые дела, совершаемые по О.,
служат свободной жертвой угождения Богу, возникающей не из сознания
обязанности только, но и из более сильного, чем обязанность, чувства к
Богу; вместе с тем они являются нравственно-дисциплинарною и
педагогическою мерой, полезною для приобреретения навыка в добре. В этом
смысле учение об обетах обосновывается на советах Св. Писания (1 Кор. 7,
8, 38; Ис. XIX, 21; Псал. 75, 12 и др.) и на содержащихся в нем
примерах. С О. в сущности тождественны "добрые намерения", твердо и
открыто выраженные пред обществом, напр. намерение соблюдать трезвость и
т. п. Содержание О. должны быть нравственно и физически возможно и не
должно быть противно каким бы то ни было обязанностям дающего О.
Предметом О. должно и может быть все, относящееся к области христианской
добродетели в обширном смысле. Лицо, дающее обет, должно иметь право
располагать собою и своею собственностью. Неисполнение свободно данного
О. составляет тяжкий грех пред Богом (Второз. XXIII, 21 - 22; Лев.
XXVII; Еккл. V, 3 - 4 и др.). Обет может быть прекращен или
приостановлен исполнением, когда, по обстоятельствам, исполнение его
становится невозможным, или когда он перестает быть средством к
осуществлению добродетели, когда не существует более цели О., когда
давший О. разрешен от него, в установленном порядке, церковною властью,
в интересах личного духовного блага давшего О. или в интересах церкви и
нравственности вообще. См. архим. Серий, "Об обетах"("Прибавление к
твор. св. отцов", 1858, т. XVII).
Н. Б - в.
Облепиха (Hippophae L.) - род растений из сем. лоховых
(Elaeagnaceae); это - кустарники, большею частью колючие, до 3- 6 м.
высотою; листья у них очередные, узкие и длинные, серовато-белые с
нижней стороны от густо покрывающих их звездчатых чешуек. Цветки
появляются раньше листьев); Они однополые мелкие, невзрачные и сидят
скученно при основании молодых побегов, по одному в пазухе кроющей
чешуйки; растения двудомные. Околоцветник простой, двураздельный; в
мужском цветке цветоложе плоское, в женском - вогнутое, трубчатое;
тычинок четыре (очень редко 3); пестик один, с верхнею, одногнездою,
односеменною завязью, и с двураздельным рыльцем. Плод ложный (костянка),
состоящий из орешка, одетого разросшимся, сочным мясистым, гладким и
блестящим цветоложем. Известно два вида, из них Н. rhamnoides L.
наиболее обыкновенен. Это - обыкновенная (крушиновидная) О. (восковуха,
дереза, ивотерн), растущая по берегу моря, по берегам ручьев и пр. В
диком состоянии распространена в сев. и средней Европе, в Сибири до
Забайкалья и на Кавказе. Разводится в садах и парках, главным образом
- как декоративное растение. Красота этого растения обусловливается
преимущественно линейно-ланцетными листьями, верхняя поверхность которых
зеленая и мелкоточечная, а нижняя, как и молодые ветви серебристо-серая
или ржавозолотистая от звездчатых чешуек. Цветки невзрачные, появляются
раннею весною. Плоды мясистые, оранжевые, величиною с горошину; идут на
настойки и (в Сибири) варенье. Известно несколько разновидностей
(angustifolia и др.), особенно ценятся женские экземпляры, так как они
под осень становятся очень красивыми от покрывающих их мясистых плодов.
Разводится О. на песчаной почве; размножается корневыми отпрысками и
черенками. Другой вид, Н. salicifolia D. Don., растет на Гималайских
горах и в культуре мало известен.
С. Р.
Облигация - О. называются процентные бумаги, выпускаемый частными,
общественными или правительственными учреждениями. О. представляют собою
долговые обязательства этих учреждений; при посредстве выпуска О.
совершается привлечете ссудного капитала или совершается заем. Долговой
или заемный характер О. есть их главное отличие от акций, представляющих
собою капиталы, внесенные в предприятие самими его владельцами.
Нормальным обеспечением О. является акционерный или складочный капитал,
внесенный по акциям или только еще подлежащий внесению, по
обязательствам акционеров. или пайщиков. В действительности, однако,
нередко бывает, что облигационный капитал, составившийся путем выпуска
облигаций или займа, превышает складочный и потому является
необеспеченным. В законодательствах разных стран существуют различный
определения условий и размера выпуска облигаций. напр. не более всего
акционерного складочного капитала, или лишь в размере суммы именных
Страницы: «« « 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |