Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024  2025   2026   2027   2028   2029   2030   2031   2032   2033   2034  » »»

данная в 1892 г. в Пруссии  королем  Вильгельмом  II  министру  Цедлицу,
когда внесенный им школьный законопроект  вызвал  всеобщее  негодование;
отставка была дана не смотря на то, что прусская  конституция  вовсе  не
обязывала короля к такому решительному шагу. О. мнение влияет не  только
непосредственно  на  политических  деятелей:   государственный   кредит,
денежная система находятся от него в теснейшей зависимости. На уголовное
право О. мнение имеет влияние  через  посредство  приговоров  присяжных;
этим путем в Англии была завоевана фактическая свобода прессы, не смотря
на наличность сохраняющихся и поныне весьма стеснительных законов против
печати. О. мнение  имеет  большое  влияние  на  судьбу  частных  лиц;  в
некоторых кодексах (напр. германский, ст. 186, 187,  189)  диффамация  и
клевета прямо определяются, как попытка унизить лицо  в  О.  мнении.  О.
мнение  является  весьма  важной  инстанцией   в   оценке   произведений
литературы и искусства, даже музыки; успех часто создается  для  них  не
суждением знатоков; а именно О. мнением. Не смотря на такую крупную роль
О. мнения, часто бывает  весьма  трудно  распознать  и  определить  его.
Показания прессы - главного органа О. мнения и в то же  время  силы  его
формирующей - не всегда безошибочны; причиною этому служит неравномерное
распространение грамотности и  состоятельности,  а  затем  недостаточная
приспособляемость прессы ко всем изгибам и переменам О. мнения.  Нередко
законодательная  мера,  восхваляемая  большинством   газет   в   стране,
отклоняется всеобщим  голосованием,  и  наоборот;  заем,  поддерживаемый
печатью, не находит сбыта, а еще  чаще  бывает  обратное.  В  оценке  О.
мнения взгляды сильно расходятся. Одни видят в О. мнении  "глас  Божий",
другие (напр. Гегель) считают его достойным  презрения,  Вследствие  его
неосновательности и переменчивости, и  в  независимости  от  него  видят
доказательство  умственного  и  нравственного  величия.  Первое   мнение
находит  сочувствие  преимущественно  в  демократическом  и  либеральном
лагере, последнее - в аристократическом и консервативном.  Вообще  можно
сказать, что О. мнение - сила, действующая  разумно  и  плодотворно  при
благоприятных   условиях   (распространение   образования,    отсутствие
стеснений для правильной выработки О. мнения,  наличность  его  органов,
существование известных задержек и противовесов ему и т. д.),  неразумно
и вредно - при неблагоприятных.  Последнего  взгляда  держится  наиболее
глубокий исследователь О. мнения, Джемс Брайс,  в  книге:  "Американская
республика" (т. III., М., 1890). См. также Гольцендорф, "О. мнение"  (СП
б., 1895).
   В. В - в.
   Объект (предмет) - соотносительно с  понятием  субъекта  (подлежащее)
означает  вообще  то,  что  дано  в  познании,  или  на  что  направлена
познавательная деятельность. Противоположение между О. и субъектом  есть
чисто относительное и диалектическое, поскольку сам  субъект  становится
О.,   когда   обращает   на.   себя   познавательную   деятельность   (в
самосознании), а с другой стороны то, что является для нас  как  внешний
О. может иметь  субъективное  бытие  для  себя.  Хотя  слово  О.,  кроме
познания,   употребляется   также   и   относительно   других   душевных
деятельностей, но определенный О. дается воде,  чувству  и  т.  д.  лишь
посредством познания. В средневековой  схоластической  философии  термин
субъективный означал внутреннюю действительность существа, а объективный
лишь бытие в представлении или идее. В  обыкновенном  словоупотреблении,
напротив,  объективный  значит  имеющий  основания  в   природе   вещей,
независимо от познающего субъекта. Для наивного реализма все, что дано в
чувственном опыте, имеет такую  независимую  от  субъекта  реальность  и
признается в этом смысле объективным. Критически  идеализм  возвращается
отчасти, хотя другим путем, к терминологии  схоластической.  Так  как  с
точки зрения Канта все, что мы находим в  познаваемом,  заранее  вложено
туда познающим субъектом, в виде присущих  ему  априорных  способов  или
форм познавательной деятельности, то все данные О. суть,  по  содержанию
своему, лишь представления субъекта; хотя  и  обусловленные  чем-то  вне
его. Особое значение имеет вопрос о независимом от  субъекта  и  в  этом
смысле  объективном  характере  идей,  определяющих  достоинство  бытия,
каковы добро, истина, красота.
   Вл. С.
   Объектив  (предметное  стекло)  -  то  стекло  зрительной  трубы  или
микроскопа,  которое  обращают  к  предмету,  при   рассматривании   его
названными оптическими приборами; также - совокупность оптических стекол
фотографической камеры. О. имеют различное устройство, смотря  по  тому,
для какого из названных приборов они назначаются.
   Объем - вместимость геометрического тела, т. е.  части  пространства,
ограниченной одною или несколькими замкнутыми поверхностями. Вместимость
или емкость выражается числом  заключающихся  в  О.  кубических  единиц.
Вычисление  величины  О.  производится  помощью  приемов,  излагаемых  в
геометрии и интегральном исчислении. Приводим здесь формулы,  выражающие
величины объема некоторых геометрических тел:
   Выражения О. правильных многогранников, в которых  а  означает  длину
ребра, R - радиус описанного шара, r - радиус шара вписанного.
   Тетраэдра Куба Октаэдра Додекаэдра Икосаэдра

   Обычаи - в обширном смысле всякая подробность или  особенность  жизни
(кроме   чисто   физиологической   или   патологической),   повторяемая,
постоянно, периодически  или  при  известных  случаях,  сознательно  или
бессознательно (по привычке, преданию, и т. д, ),  большей  или  меньшей
группой лиц или даже одним лицом,  как  нечто  неизбежное,  необходимое,
полезное или приятное. В этом смысле можно говорить об обычаях племен  и
народов, а у отдельного народа - об О. тех или иных  его  подразделений,
сословий, классов, полов, обществ, профессий, лиц,  об  О.  религиозных,
военных, правовых, торговых, промышленных, санитарных, модных  и  т.  д.
соответственно тем категориям, на которые распадаются  жизнь  и  быт.  В
более тесном смысле О., однако, отличается от  закона,  обряда,  моды  и
означает, главным образом, такие особенности  народного  быта,  которые,
сложившись в более или менее отдаленные времена, переходят от  поколения
к поколению, как правила жизни, налагаемые силой общественного мнения  и
часто продолжающие существовать и тогда, когда уже  утратилось  сознание
их первоначального значения и смысла. С  изменением  условий  быта  и  с
распространением новых  воззрений  и  понятий,  старые  О.  мало  помалу
приходят в упадок. перестают соблюдаться, видоизменяются или  заменяются
новыми. Во всяком случае, О. руководить  всеми  людьми,  в  большей  или
меньшей степени, на всех ступенях  культуры,  начиная  с  первобытной  и
кончая  высшими;  мы  встречаемся  с  ним  как  у  дикарей,  так   и   в
цивилизованных  обществах.  На  низших  стадиях  культуры  О.   является

Страницы: «« « 2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024  2025   2026   2027   2028   2029   2030   2031   2032   2033   2034  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь