|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 » »» привязанность. Сочинение это, отличающееся во многих случаях крайнею
нескромностью содержания - нескромностью, плохо оправдываемою заявлением
будто он писал эти наставления лишь для публичных женщин, solis
meretricibus (Trist., II, 303), -в литературном отношении превосходно и
обличает собою полную зрелость таланта и руку мастера, которая умеет
отделать каждую подробность и не устает рисовать одну картину за другой,
с блеском, твердостью и самообладанием. Написано это произведение в 752
- 753 (2 - 1 г. до P. Хр.), когда поэту было 41 - 42 года от роду.
Одновременно с "Наукой любви" появилось к тому же разряду относящееся
сочинение О., от которого до нас дошел лишь отрывок в 100 стихов и
которое носит в изданиях заглавие "Medicamina faciei". На это сочинение,
как на готовое, указывает женщинам О. в III книге "Науки любви" (ст.
205), называя его " Medicamina formae" ("Средства для красоты") и
прибавляя, что оно хотя и не велико по объему, но велико по старанию, с
каким написано (parvus, sed cura grande, libellus, opus). В дошедшем
отрывке рассматриваются средства, относящиеся к уходу за лицом. Bcкоpе
после "Науки любви" О. издал "Лекарства от любви" ("Remedia amoris") -
поэму в одной книге, где он, не отказываясь и на будущее время от своей
службы Амуру, хочет облегчить положение тех, кому любовь в тягость и
которые желали бы от нее избавиться. Он исполняет и эту задачу рукою
опытного поэта, но, сравнительно с "Наукой любви", "Remedia amoris"
представляют скорее понижение таланта, не обнаруживающего здесь того
богатства фантазии, той непринужденности в образах и даже той живости
изложения, какими блистает "Ars amatoria". В направлении, которого О. до
сих пор держался, ему дальше идти было некуда, и он стал искать других
сюжетов. Мы видим его вскоре за разработкой мифологических и религиозных
преданий, результатом которой были два его капитальных сочинения:
"Метаморфозы" и "Фасты". Но прежде, чем он успел эти ценные труды
довести до конца, его постиг внешний удар, коренным образом изменивший
его судьбу. Осенью 9-го г. по Р. Хр. О. неожиданно был отправлен
Августом в ссылку на берега Черного моря, в дикую страну гетов и
сарматов, и поселен в г. Томах (нын. Кюстенджи, в Добрудже). Ближайшая
причина столь сурового распоряжения Августа по отношению к лицу,
бывшему, по связям своей жены, близким к дому императора, нам не
известна. Сам О. неопределенно называет ее словом error (ошибкой),
отказываясь сказать, в чем эта ошибка состояла (Trist., II. 207:
Perdiderint cum me duo crimina, carmen et error: Alterius facti culpa
silenda mihi est), и заявляя, что это значило бы растравлять раны
кесаря. Вина его была, очевидно, слишком интимного характера и связана с
нанесением ущерба или чести, или достоинству, или спокойствию
императорского дома; но все предположения ученых, с давних пор
старавшихся разгадать эту загадку, оказываются в данном случае
произвольными. Единственный луч света на эту темную историю проливает
заявление О. (Trist. II, 5, 49), что он был невольным зрителем какого-то
преступления и грех его состоял в том, что у него были глаза. Другая
причина опалы, отдаленная, но может быть более существенная, прямо
указывается самим поэтом: это - его "глупая наука", т. е. "Ars amatoria"
(Ex Pont. II, 9, 73; 11, 10, 15), из-за которой его обвиняли как
"учителя грязного прелюбодеяния". В одном из своих писем с Понта (IV,
13, 41 - 42) он признается, что первой причиной его ссылки послужили
именно его "стихи" (nоcuerunt carmina quondam, Primaque tam miserae
causa fuere fugae). - Ссылка на берега Черного моря подала повод к
целому ряду произведений, вызванных исключительно новым положением
поэта. Свидетельствуя о неиссякаемой силе таланта О. они носят совсем
другой колорит и представляют нам О. совсем в другом настроении, чем до
постигшей его катастрофы. Ближайшим результатом этой катастрофы были его
"Скорбные Элегии" или просто "Скорби" (Tristia), которые он начал писать
еще в дороге и продолжать писать на месте ссылки в течение трех лет,
изображая свое горестное положение, жалуясь на судьбу и стараясь
склонить Августа к помилованию. Элегии эти, вполне отвечающие своему
заглавию, вышли в пяти книгах и обращены большею частью к жене,
некоторые - к дочери и друзьям, а одна из них, самая большая,
составляющая вторую книгу - к Августу. Эта последняя очень интересна не
только отношением, в какое поэт ставить себя к личности императора,
выставляя его величие и подвиги и униженно прося прощения своим
прегрешениям, но и заявляющем, что его нравы совсем не так дурны, как об
этом можно думать, судя по содержанию его стихотворений: напротив, жизнь
его целомудренна, а шаловлива только его муза - заявление, которое
впоследствии делал и Марциал, в оправдание чудовищно-грязного содержания
многих из своих эпиграмм. В этой же элегии приводится целый ряд поэтов
греческих и римских, на которых сладострастное содержание их
стихотворений не навлекало никакой кары; указывается также на римские
мимические представления, крайняя непристойность которых действительно
служила школой разврата для всей массы населения. За "Скорбными
элегиями" следовали "Понтийские письма" (Ex Ponto), в четырех книгах.
Содержание этих адресованных разным лицам писем в сущности тоже, что и
элегий, с тою только разницею, что сравнительно с последними "Письма"
обнаруживают заметное падение таланта поэта. Это чувствовалось и самим
О., который откровенно признается (I, 5, 15), что, перечитывая, он
стыдится написанного и объясняет слабость своих стихов тем, что
призываемая им муза не хочет идти к грубым гетам; исправлять же
написанное - прибавляет он - у него не хватает сил, так как для его
больной души тяжело всякое напряжение. Тяжесть положения отразилась,
очевидно, на свободе духа поэта; постоянно чувствуемый гнет
неблагоприятной обстановки все более и более стеснял полет его фантазии.
Отсюда утомительная монотонность, которая, в соединении с минорным
тоном, производить в конце концов тягостное впечатление - впечатление
гибели первостепенного таланта, поставленного в жалкие и неестественные
условия и теряющего свое могущество даже в языке и стихосложении.
Однако, с берегов Черного моря пришли в Рим два произведения О.,
свидетельствующие о том, что таланту О. были под силу и предметы,
обработка которых требовала продолжительного и серьезного изучения.
Первым из таких произведений были "Метаморфозы" (Превращения), огромный
поэтический труд в 15 книгах, заключающий в себе изложение относящихся к
превращениям мифов, греческих и римских, начиная с хаотического
состояния вселенной до превращения Юта Цезаря в звезду. Этот высокий по
поэтическому достоинству труд был начат и, можно сказать, окончен О. еще
в Риме, но не был издан по причине внезапного отъезда. Мало того: поэт,
перед отправлением в ссылку, сжег, с горя или в сердцах, даже самую
рукопись, с которой, к счастью, было уже сделано несколько списков.
Страницы: «« « 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |