Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024   2025  2026   2027   2028   2029   2030   2031   2032   2033   2034   2035  » »»

регулятором жизни, умеряющим произвол отдельных лиц в интересах  общины.
"Давление  со  стороны  общественного  мнения,  -  замечает  Тейлор,   -
принуждает  людей  действовать  согласно  О.,   который   дает   правила
относительно того, что должно и чего  не  должно  делать  в  большинстве
случаев жизни. Исследователи диких стран иногда слишком смело заключали,
что дикари  живут  без  стеснений,  следуя  каждый  своему  собственному
произволу. На самом деле жизнь у дикарей на каждом шагу  скована  цепями
О. ". Во многих случаях очевидно, что О. возник ради блага общества  или
того, что считалось благом. Например, в нецивилизованных странах  вообще
считается похвальным и даже необходимым  оказывать  гостеприимство  всем
проходящим, так как каждый знает, что когда-нибудь он сам может иметь  в
том  нужду.  У  некоторых  племен  Австралии  обычай  запрещал   молодым
охотникам пользоваться известною дичью и лучшими частями крупных зверей,
которые предоставлялись старикам. Нет сомнения,  что  это  делалось  для
общего блага, потому что опытные старики, неспособные к тягостям  охоты,
могли приносить пользу племени в качестве хранителей народной мудрости и
почетных советников. Однако, при суждении об "общем  благе",  необходимо
иметь в виду соответственную стадию  культуры  и  ближайшие  потребности
данных условий существования. У бродячих дикарей, напр.,  еще  и  теперь
существует местами обычай убивать  стариков,  неспособных  следовать  за
племенем в его  перекочевках  и  добывать  себе  пищу  охотой.  Предания
доказывают, что О. этот был некогда значительно  распространен,  даже  у
предков народов, ставших впоследствии культурными.  У  дикарей  убийство
своих сограждан есть преступление,  но  по  отношению  к  рабам,  детям,
дряхлым старикам оно теряет это значение, а по отношению к врагам,  даже
иноплеменникам вообще, является доблестным, хотя бы это были  безоружные
люди, женщины, дети. У многих дикарей считается позорным красть  друг  у
друга  или  нарушать  данное  слово,  но  похищение  чего-либо  у  чужих
вызываете  только  похвалы,  в  особенности  когда   оно   сопряжено   с
трудностями и опасностями. Весьма  распространенный  на  низших  стадиях
культуры  (а  отчасти  и  на  более  высоких)  О.  кровной  мести   имел
первоначально, по мнению Тейлора, известную. разумность  и  пользу,  так
как удерживал людей от насилия на той ступени, когда еще не существовало
особых судей и палачей. Многие О. менее культурных народов - напр. общее
владение землей, раздел продуктов  охоты  или  имущества  после  смерти,
перекочевки (у скотоводов), левират, побратимство, экзо- или  эндогамия,
организация каст, классов, цехов и т. д. - имели некогда важное значение
и были существенно полезны, в том или ином отношении,  для  племени  или
его отдельных  групп.  Польза  других  обычаев  не  достаточно  ясна,  а
некоторые даже прямо вредны, но утверждение их объясняется  воображаемою
их пользою или стоит в  связи  с  общим  мировоззрением  и  религиозными
обычаями. Таковы, напр., различные О. самоуродования и самоистязания, О.
свадебные и погребальные, празднества,  имеющие  характер  вакханалий  и
сатурналий, и т. п. С течением времени первоначальный  смысл  многих  О.
забывается или они получают иное значение, но тем не менее  народ  часто
упорно их  держится,  чтя  в  них  завет  мудрой  старины  и  проявление
национальной самобытности. Изучение народных обычаев,  часто  являющихся
пережитками отдаленного прошлого, представляет  большой  интерес  как  с
точки зрения истории культуры и этнологии,  так,  отчасти,  я  в  смысле
практическом, для уяснения условий и нужд народного быта.
   Д. А.
   Обь - одна из величайших рек Сибири, орошающая две губернии - Томскую
и Тобольскую, образуется в Бийском округе Томской губ., из  слияния  pp.
Бии и Катуни. и впадает в Обскую губу Сев. Ледовитого океана.  От  места
своего образования О. протекает на ЗЮЗ до устья р.  Чарыша,  отсюда  она
направляется к С до устья р. Зудиловой у с. Белоярского, при чем ниже г.
Барнаула  до  р.  Кислухи  разливается  на  несколько  проток,   образуя
низменные, заросшие травой, кустарником и лесом острова. От  Белоярского
река протекает извилистым течением на З до с. Крутой, откуда до с. Камня
течет на ЗСЗ, далее делает крутой поворот на ССЗ и затем протекает к СВ,
но, не доходя устья р. Берди, вновь поворачивает на С и ССЗ до д. Орский
Бор, где снова отворачивает к С В до устья  р.  Иксы  у  с.  Кругликова.
Отсюда, до впадения в нее справа р. Томи, течет на С и ССВ. От  р.  Томи
до устья р. Шагарки река в общем имеет сев. направление и сев.  зап.  до
впадения в нее р. Чулыма. Вниз от последнего О. делает крутое  колено  в
ЮЗ до р. Тятом, откуда течет до г. Нарыма на СЗ, а  ниже  последнего  на
ССЗ, но между д. Подъельником и Мизюркиными юртами делает крутой поворот
к ЮЗ, образуя много  побочных  протоков,  точно  также  между  Тогурским
устьем р. Кети и Нарымским той же р. О. разбивается на множество проток,
соединяющихся нередко с нижним  течением  р.  Кети  побочными  рукавами.
Далее р. О. в общем до впадения в  нее  Иртыша  протекает  к  СЗ,  делая
местами изгибы, колена и повороты к СВ и ЮЗ и даже  к  Ю.  Уже  выше  г.
Сургута  О.  разбивается  снова  на  много  проток   более   или   менее
значительных (Полой, Пиго, Старая) и в таком виде она протекает по  всей
своей долине до устья Иртыша и далее, хотя многие из этих проток и  русл
летом, в особенности в засуху, вовсе обсыхают.  От  впадения  Иртыша  до
устья р. Чамаш-ягана О. имеет сев. зап.  направление.  Отсюда  О.  опять
разливается на множество проток, образуя  целый  архипелаг  наносных,  в
большинстве  плоских  островов.  Главное  же  русло   держится   правого
нагорного берега, хотя и  некоторые  левые  протоки  также  представляют
значительные речные русла. В общем река до Обдорска имеет сев. и отчасти
сев.-вост. направление. От Обдорска до впадения своего в Обскую губу, на
параллели  мысов  Ямасол  и  Жертв,  река  имеет  вост.   отчасти   даже
юго-восточное направление. В низовьях своих от Обдорска и  при  впадении
своем в Обскую губу река покрыта множеством больших и  малых  низменных,
песчано-глинистых  островов  и  распадается  на  несколько  рукавов,  из
которых главными  считаются  Большая  О.,  близ  правого  берега  речной
долины; Малая О. к средине и Хаманельская О. у левого берега долины,  из
коих ныне самою глубокою и более судоходною считается  последняя.  Длина
р. О. от ее образования до впадения в Обскую губу 3450  -  3500  в.,  от
начала р. до Барнаула 250 в., от которого до Обдорска 3000  верст  и  от
Обдорска до губы около 250 верст, при чем  на  Томскую  губ.  приходится
несколько более. 1200, остальное - на Тобольскую. В первой губернии  она
орошает Бийский, Барнаульский и  Томский  (Нарымский  край)  округа,  во
второй - Сургутский и Березовский и отчасти Тобольский округа. Ширина О.
у гор. Барнаула 350 саж., у гор. Коловани 800 саж.,  в  Нарымском  крае,
где  река  разбивается  многочисленными  островами  -  до  3  верст;   в
Тобольской губ. от 11/2 до 21/2 и до 31/2, верст, а там, где разделяется
на многочисленные рукава и протоки, ниже устья речки Чамашягана - 30  до
40 верст, причем главные рукава, Большая О. - от 11/2 до 2 в., малая  О.

Страницы: «« « 2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023   2024   2025  2026   2027   2028   2029   2030   2031   2032   2033   2034   2035  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь