Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2011   2012   2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019  2020   2021   2022   2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029  » »»

действии нового  закона);  иначе  легальные  действия  членов  общества,
направленные на приобретение законных прав, были бы опорочены, не смотря
на дальнейшее признание  существования  самых  прав.  Иное  дело,  когда
изменяются права и последствия прав. Лицо не вольно установлять нормы  и
создавать институты права; это  -  задача  государства  и  закона.  Если
государство изменяет существо  института  или  видоизменяет  последствия
правоотношения, то этим оно затрагивает не субъективные права отдельного
члена общества, признаваемые законом, а самые  пределы  свободы  лица  в
установлении субъективных прав. Оно осуществляет здесь лишь свое  право,
перед которым отступает право личности. Если, напр., закон, признававший
прежде правило  об  обязательственном  характере  договора  найма  (Kauf
bricht Miethe), заменяет его потом вещным (Kauf bricht nicht Miethe), то
этой новой норме подчиняются и все  ранее  заключенные  договоры  найма.
Точно  также  при  изменении  сроков  совершеннолетия  все  сделки  лиц,
считавшихся совершеннолетними до нового закона,  остаются  в  силе,  как
совершенные на основании раньше признававшейся  законом  дееспособности,
но все совершеннолетние  по  старому  закону  в  момент  издания  нового
становятся несовершеннолетними, раз что наступление совершеннолетия  для
них отдалено. В сфере уголовного права все деяния, бывшие ненаказуемыми,
след. дозволенными, и совершенные до издания нового закона вводящего  их
наказуемость,  должны  считаться  не  подлежащими  его  действию;  иначе
свободе лица, выражением которой является  право  поступать  в  пределах
закона по своему усмотрению, грозила бы опасность. Точно  также  деяния,
подлежавшие по старому закону более мягкому  наказанию,  не  могут  быть
наказаны по  новому,  более  строгому  закону,  если  совершены  до  его
издания. Наоборот, деяния, прежде подлежавшие каре, но по новому  закону
освобожденные от ее, или подлежав прежде более  тяжкому  наказанию,  чем
установленное новым законом, подводятся под действие нового закона, хотя
бы и были совершены до его издания; в  противном  случае  обратная  сила
закона была бы не гарантией свободы,  возрастающей  от  смягчения  угол.
закона,  а  ее  ограничением,  стеснением  вновь  приобретенного  права.
Наконец, во всей остальной области публично-правовых отношений  О.  сила
закона имеет полное применение, так как здесь дело идет об изменении  не
прав личности, а государственного устройства. Когда; напр.,  новые  суды
становятся  на  место  старых,  то  лица,  вчинившие   иски   в   старых
учреждениях, не могут ссылаться на право суда в этих учреждениях, как на
приобретенное право: где и как должен быть  веден  процесс,  как  должны
быть устроены суды - все это решает государство, а не воля сторон.
   В русском праве правило  об  О.  бессилии  закона  включено  в  число
основных законов: "закон действует токмо на будущее время; никакой закон
не имеет обратного действия и сила оного не распространяется  на  деяния
совершившиеся  до  его  обнародования  (ст.  60).   Правило   это   было
формулировано в законодательстве Екатерины II и с  тех  пор  проводилось
последовательно. "Поелику Свод Законов - сказано было при издании  Свода
- заключает в себе одни токмо ныне действующие законы, в производстве же
дел иногда встречаются случаи, кои, обращаясь на прошедшее, должны  быть
судимы и разрешаемы не по законам настоящими, но по тем, кои действовали
во время, когда  случаи  сии  возникли,  то  во  всех  делах  сего  рода
приводить те самые указы и постановления,  кои  им  приличны"  (2  Полн.
Собр. Зак. ј 7654). Из общего  правила,  установленного  ст.  60  закон.
основн., ст. 61 приемлет следующие случаи:  1)  когда  в  законе  именно
сказано, что он есть токмо  подтверждение  и  изъяснение  смысла  закона
прежнего,  и  2)  когда  в  самом  законе  постановлено,  что  сила  его
распространяется на времена,  предшествовавшие  его  обнародованию.  Оба
исключения   вызывают   возражения.   Многие   юристы    находят,    что
законодательное изъяснение закона, т. е. его  аутентическое  толкование,
есть по существу новый закон, если оно издано вопреки установившемуся  в
практике пониманию закона, и потому также не должно иметь  применения  к
старым  случаям.  Еще  более  несправедливо  второе  исключение,  дающее
законодателю  возможность  отступать  от  основного  начала  современной
юридической жизни и разрушать легальность действий граждан,  построенных
на прежней воде того же законодателя. Историческая  справка  показывает,
что   второе   исключение   основано   на   отдельном   случай    старой
административной практики, не дававшем основания к возведено его в общее
правило и закон. На практике, впрочем, ошибка кодификаторов подала повод
только к незначительному,  сравнительно,  числу  отступлений  от  общего
начала. Ср. Градовский, "О действии законов во времени" ("Журн. Гражд. и
Угол. права" 1873, 4) и "Начала русск.  госуд.  права"  (и,  82  -  94);
Цитович, "Курс русского гражд. права", 13 -  19  (О.,  1878);  Lassalle,
"System der erworb. Bechte" (I,  Лпц.,  1861);  Laurent,  "Principes  de
droit civil francais" (I,  141  cл.);  Unger,  "System  des  Osterreich.
Privatrechts" (I, 20 cл.); Regelsberger, "Pandekten" (I, 47 - 48,  Лпц.,
1893).
   В. Н.
   Обрезание - составляет весьма распространенный обычай,  получивший  у
некоторых  народов  важное  религиозное  и  национальное  значение.   Мы
встречаемся с обычаем О. во всех частях света, в  Австралии,  Полинезии,
Африке, Америке, на Малайском архипелаге, в древнем Египте и Мексике,  у
евреев и магометан. У большинства народов О. совершается над  мальчиками
и юношами 10 - 17 лет (в древнем Египте - на 14-м году) и составляет как
бы посвящение в  мужчины,  официальное  признание  половой  зрелости.  У
магометан  О.  не  составляет  догмата,  а  только  традиционный  обычай
(соннат), унаследованный,  по-видимому,  от  эпохи  до  Магомета.  Турки
совершают О. над мальчиками 8 - 13 лет, персы  -  над  3  -  4  летними,
магометане Малайского архипелага - над 10 - 18 летними арабы городские -
на 5 - 6 году, деревенские - на 12 - 14 году. В  Африке  обычай  О.  мог
распространиться из древнего Египта (где он существовал уже за 1500  лет
до Р. Хр.), но возможно, что он был известен издревле или был  усвоен  с
вост. берега. По данным, собранным Заборовским,  О.  в  Африке  стоит  в
связи с распространением древних культурных растений, проса и сорго, а в
некоторых местностях -  и  с  распространением;  сравнительно  недавним,
культуры  риса.  В  Австралии  О.  соединяется  иногда   с   варварскими
операциями, результатом которых является невозможность оплодотворения со
стороны мужчины. Среди племен американских индейцев О. встречается  лишь
спорадически. В Полинезии  и  Меланезии  О.  ограничивается  обыкновенно
только надрезом praeputii; на некоторых островах, напр. Новой  Зеландии,
оно  неизвестно.  Андрэ  определяет  все  число  практикующих  О.  людей
приблизительно  в  200  милл.  =  1/7  всего  человечества.  Обыкновенно
племена,   разделяющие   этот   обычай,    смотрят    презрительно    на
"необрезанных". Совершение О. сопровождается обыкновенно  празднествами,

Страницы: «« « 2011   2012   2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019  2020   2021   2022   2023   2024   2025   2026   2027   2028   2029  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь