Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527   2528  2529   2530   2531   2532   2533   2534   2535   2536   2537   2538  » »»

Вследствие этого конус будет окаймлен цветным  радужным  краем,  красным
извне, фиолетовым внутри, при  чем,  если  капля  водяная,  то  половина
углового отверстия конуса  для  красного  цвета  будет  около  42ё,  для
фиолетового  40,5ё.  Исследование  распределения  света  внутри   конуса
показывает, что почти весь свет сосредоточен в этой цветной кайме конуса
и чрезвычайно слаб в центральных частях  его;  таким  образом  мы  можем
рассматривать лишь яркую цветную оболочку конуса, так как все внутренние
лучи его слишком слабы,  чтобы  быть  восприняты  зрением.  Подобное  же
исследование лучей, дважды отразившихся в капле воды, покажет  нам,  что
они  выйдут  такой  же  конической  радужной  оболочкой,  но  красной  с
внутреннего края, фиолетовой с  внешнего,  при  чем  для  водяной  капли
половина углового отверстия второго конуса будет равна 50ё для  красного
и 54ё для фиолетового края.
   Миллер, Пульфрих, Билье и друг. изучали искусственные Р.,  получаемые
при наблюдении отражения и  преломления  света  в  цилиндрической  струе
воды, освещаемой источником, помешенным  за  наблюдателем,  и  при  этих
условиях могли заметить Р. до 19 порядка; измеренные ими угловые радиусы
Р. весьма близки  к  предсказываемым  теорией.  Изложенная  элементарная
теория Р. должна, однако, рассматриваться лишь, как первое приближение к
истинной теории Р., так как она не выясняет появления дополнительных  Р.
и так  как  предсказываемые  ею  угловые  радиусы  Р.  несколько  больше
наблюдаемых (наблюдались первые Р. с углами от 38ё до 40ё). Юнг,  Поттер
и затем в особенности Эри (1838  -  48)  разработали  более  совершенную
теорию Р., основанную на рассмотрении явлений дифракции при  преломлении
и отражении света в  каплях  воды.  Эта  теория,  весьма  сложная  и  не
поддающаяся элементарному изложению, вполне  объясняет  все  особенности
Р., а также появление дополнительных Р. Согласно  этой  теории,  угловые
радиусы дополнительных Р. зависят от  величины  капель,  и  эти  Р.  тем
виднее, чем капли меньше. Так как дождевые капли увеличиваются  по  мере
приближения к земле, то дополнительные Р. могут быть хорошо видимы  лишь
при преломлении и отражении света в высоко расположенных сдоях  дождевой
пелены, т. е. при небольшой высоте солнца  и  только  у  верхних  частей
первой и второй Р. Полная теория бедой Р. дана была Пертнером в 1897  г.
Часто возбуждался вопрос о том, видят ли различные наблюдатели одну и ту
же Р., и представляет ли Р., видимая в тихом  зеркале  большого  водного
резервуара, отражение непосредственно наблюдаемой Р. Элементарная теория
Р. очевидно указывает, что различные наблюдатели видят  Р.  образованные
различными каплями дождя, т. е. разные Р.,  и  что  кажущееся  отражение
радуги  есть  та  Р.,  которую  видел  бы  наблюдатель,  помещенный  под
отражающей поверхностью, на таком расстоянии от ее  вниз,  на  каком  он
находится над нею. Наблюдавшиеся в  редких  случаях,  в  особенности  на
море, пересекающиеся эксцентричные Р. объясняются  отражением  света  от
водной поверхности за спиной наблюдателя, и появлением,  таким  образом,
двух источников света (солнца и отражения его), дающих  каждый  свою  Р.
Подроб. см. Airy, "Transactions of the Cambridge Philosophical  Society"
(т. VI, 1838); Perntner, "Sitzungsb. d. Wiener Akademie" (т. 106, 1897),
а также Mascart, "Traite d'Oplique" (т. 1, стр. 382 - 405).
   А. Гершун.
   Ра„к - небольшая переносная панорама, представляющая  собой  ящик,  к
задней стороне которого приделано как бы  возвышение,  в  виде  коробки,
Здесь  находятся  различный  картинки,  по   большей   части   лубочные,
опускающиеся по мере  надобности  на  шнурке  и  заменяющие  или  просто
загораживающие одна другую. В некоторых местностях картины, склеенные  в
одну ленту,  перематываются  с  одного  вала  на  другой  показывателем,
раешником.  В  передней  стенке  ящика  сделаны  круглые  отверстия,   с
увеличительными  стеклами  или  без  них,  чрез  которые  зрители  могут
смотреть на картину за плату, колеблющуюся от 1  к.  до  5  к.  за  весь
репертуар. Содержание показываемых картин весьма разнообразно: коронация
государей, прием иностранных  гостей,  победы  русского  оружия,  купцы,
торгующие пылью и ветром, известные разбойники, пожары,  виды  столиц  и
заграничных   городов.   Показывание   картин    раешник    сопровождает
комментарием, по  большей  части  юмористического  свойства.  Показывая,
напр.,  турецкого  султана,  раешник  поясняет,  что  он   "имеет   свой
собственный диван, но на него не садится, потому что  его  сам  боится".
Бисмарк в его характеристике "имеет три волоса, а поет  на  33  голоса".
Перед зрителем является и "наша русская знать, что любит денежки мотать:
едет в Париж с золота мешком; а возвращается с палочкой  пешком".  Порою
прибаутки раешника доходят до крайнего цинизма, особенно при  отсутствии
полицейского надзора и при наличности  "любителей".  Стиль  прибауток  -
мерная рифмованная речь - имеет большое сходство с надписями на лубочных
картинах XVIII в., откуда первоначально и брался  комментарий  раешника.
Происхождение "райка" и самого названия его может  быть  объяснено  тем,
что   в   основании   панорамы   когда-то   лежало   "Райское   действо"
(Paradeisspiel), известное в России  еще  в  самом  начале  XVIII  века;
образец его мы имеем в "Жалостной комедии  об  Адаме  и  Еве",  изданной
Тихонравовым ("Русск. Драматич. Произв.", 1), где дьявол,  а  отчасти  и
прародители  играют  комическую  роль.  Постепенно   осложняясь   новыми
комическими  сценами,  подобно  вертепному  действу  ,  райское  действо
сначала отступило на задний план, а затем исчезло; остались картины лишь
светского содержания.
   В. П.
   Разделение труда - есть сложное  сотрудничество  работающих  лиц,  из
которых каждое занято каким-нибудь особым  производством  или  отдельным
процессом производства . Сообразно этому различают два вида Р. труда: 1)
общественное,  где  трудящиеся  лица  заняты  в   совершенно   различных
производствах, связанных, однако, между собой отношениями обмена,  и  2)
техническое  (по  терминологии  Маркса  -  мануфактурное),  где  рабочие
выполняют отдельные процессы одного и  того  же  производства.  Примером
первого вида Р. труда может служить  всякая  специализация  профессий  в
народном хозяйстве -  напр.  занятие  земледельца,  кузнеца,  сапожника,
чиновника, учителя и пр. Из видов технического Р. труда  можно  привести
указанный еще Ад. Смитом пример булавочной мануфактуры, в  которой  один
рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий  режет,  четвертый
заостряет, пятый выбирает головки и  т.  д.  В  эпоху  Смита  булавочное
производство  распадалось  на  18  процессов;  теперь  разделение  труда
достигло гораздо большего развит, так как одна  изготовляемая  проволока
проходить через  70  рук.  Из  других  современных  примеров  детального
разделения труда  можно  указать  на  часовое  производство,  в  котором
существует свыше 100 отдельных стадий, на ружейное производство - с  960
процессами, на производство игральных карт - с 100 процессами. Р.  труда

Страницы: «« « 2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527   2528  2529   2530   2531   2532   2533   2534   2535   2536   2537   2538  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь