Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2516   2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524  2525   2526   2527   2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534  » »»

предоставлены были королями весьма широкие  судебные  полномочия  и  где
организованы были периодические съезды  раввинов,  для  решения  сложных
процессов и разъяснения спорных пунктов талмудического права. Во  второй
половине XVI в. эти съезды обратились в правильные  синоды.  В  новейшее
время характер и организация раввината подверглись  весьма  значительным
изменениям. Деятельность раввинов везде ограничена  областью  религии  и
школы.  Кроме   богословских   знаний,   приобретаемых   в   специальных
учреждениях, он  должен  обладать  общим  образованием.  Раввинат  везде
подчинен   правительственному   надзору   и   урегулирован    особенными
узаконениями.  Во  Франции   и   Бельгии   существует   консисториальная
организация.  В  Англии   Р.   подчинены   лондонскому   верховному   Р.
(Chief-Rabbi). В некоторых германских государствах  (Вюртемберг,  Баден,
Мекзенбург-Шверин)   делами   раввината   ведают   "церковные    советы"
(Kirchenrath, Oberrath). В России закон  3  мая  1855  г.  требовал  для
определения в Р. окончания курса  в  раввинских  училищах  или  в  общих
высших  и  средних  учебных  заведениях;  в  случае   недостатка   таких
кандидатов,  разрешалось  приглашение  ученых  евреев   из-за   границы;
последнее  правило  теперь  отменено.  Хотя  раввинские  училища   давно
закрыты,  тем  не  менее  и  в   настоящее   время   от   Р.   требуется
образовательный ценз среднего учебного заведения (ст. 1083 уст.  иностр.
испов. по прод.  1890  г.).  Лица,  удовлетворяющие  требуемому  законом
образовательному  цензу  и  выбираемый  на  должность  официальных   или
"казенных" Р., не всегда обладают специальной  подготовкой,  нужной  для
исполнения богословских обязанностей; поэтому во многих общинах рядом  с
казенными существуют еще духовные раввины. Р. выбираются на три  года  и
утверждаются губернским начальством. На них,  кроме  исполнения  треб  и
обрядов, лежит еще обязанность ведения метрических книг.
   Равенство, как политический принцип играло роль уже в древней Греции,
особенно в Афинах,  где  оно  (isonomia)  было  одним  из  постоянных  и
важнейших требований демократии  но  понималось  чрезвычайно  узко,  как
равенство  перед  законом  и  равное  право  на  участие  в   управлении
государственными делами, но не для всех, а только для свободных граждан;
рабы, иностранцы, женщины исключались. Таким образом это было  равенство
с сохранением важнейших из существовавших  привилегий  и  неравенств.  В
древнем Риме  не  было  даже  и  термина,  соответствовавшего  греческой
isonomia, но фактически Рим, распространив свою  власть  почти  на  весь
известный ему мир, очень скоро уравнял в правах провинциалов  и  римских
граждан, т. е. уничтожил одну из важнейших привилегий древнего  мира.  В
области религии принцип Р. перед Богом был провозглашен христианством (о
Христе бо Иисусе несть эллин, ни Иудей, раб ни свобод, но всяческая и во
всех Христос). Средние и новые века, до XVIII  века  включительно,  были
эпохой господства всевозможных  привилегий  и  неравенств  -  сословных,
классовых, расовых и иных. Борьба средних  классов  против  аристократии
воскресила в XVIII в. идею Р.;  наиболее  ярким  ее  выразителем  явился
Руссо. Все люди, по его словам, родятся равными не только социально,  но
и  духовно;  воспитание  и  общественные  условия  вносят  в  их   среду
неравенство; в царстве дикарей доныне господствует  полное  Р.,  забытое
цивилизацией; следовательно, идеал, к которому надо стремиться - позади.
Начало политического Р. осуществлено в американской конституции, а затем
нашло теоретическое и в значительной степени практическое  выражение  во
французской революции. Р., свобода и  братство  провозглашены  основными
правами человека и гражданина . Конституция 1791 г., ст. 1, гласит: "Все
люди родятся  свободными  и  равными.  Социальные  различия  могут  быть
установлены только ради общей пользы". Конституция 1793 г., ст. 3:  "Все
люди равны по рождению и перед законом". Конституция  1848  г.,  ст.  4:
"Французская республика признает принципом свободу, Р. и  братство".  Из
французских конституций принцип Р. перешел во многие швейцарские, частью
даже в  германские.  В  течение  всего  XIX  в.  происходила  борьба  за
распространение принципа Р. на все гражданские и общественные отношения.
Философская основа этого принципа (Р. всех по рождению) давно оставлена,
как совершенно несостоятельная, но тем  не  менее  Р.  является  главным
требованием  современной  демократии.  В  противоположность   демократии
греческой,  демократия  современная  проводит  его  без  различия  расы,
класса,  сословия,   даже   пола,   иногда,   впрочем,   по   требованию
обстоятельств, делая те  или  иные  исключения  (прежде  в  Америке  для
цветных, теперь для китайцев, часто и во многих  местах  для  женщин.  В
принцип Р., как оно понимается ныне, входят: Р. перед  законом  и  судом
(уничтожение всяких привилегий в сфере как  гражданского,  так  особенно
уголовного и процессуального права);  Р.  обязанностей  по  отношению  к
государству,  как  личных  (всеобщая   воинская   повинность),   так   и
имущественных (не в смысле абсолютного  Р.  обложения,  а  в  смысле  Р.
тяготы);  Р.  прав  на  участие  в  управлении  государством   (всеобщее
голосование,  распространяемое  последовательными   демократами   и   на
женщин). Против принципа равенства  выставляются  возражения  и  ведется
борьба со стороны сторонников классовых и сословных  различий,  которые,
опираясь: 1) на неравенство духовных  и  физических  сил  людей,  2)  на
абсолютное неравенство имущественных  жертв,  приносимых  государству  в
действительности и требуемых, в будущем, демократией, и, наконец, 3)  на
невозможность   вполне   последовательного   проведения   принципа    Р.
(малолетние, безумные и т. д. требуют  опеки  и  не  могут  пользоваться
равными правами в сфере публичной жизни), требуют различия в  правах  на
управление. С противоположной стороны указывают на то,  что  принцип  Р.
перед законом и даже Р. в правах на управление остается  пустым  звуком,
пока между людьми существуют  слишком  большие  имущественные  различия;
так, напр., на суде человек, имеющий возможность заплатить  адвокату,  и
человек, не имеющий этой возможности,  не  могут  быть  равны  даже  при
наличности безвозмездной защиты. С этой точки зрения принцип  Р.  в  том
виде,  как  он  выставлен  французской  революцией,   критикуется,   как
буржуазный, и ведется борьба за расширение его в сторону  экономического
равенства. В. В - в.
   Равнины -  Р.  отличаются  от  нагорий  тем,  что  они  находятся  на
небольшой высоте над уровнем моря.  Можно  приблизительно  принять,  что
равнины находятся ниже 150 саж. или  300  м.,  или  1000  рус.  фт.  над
уровнем моря, а нагорья  -  выше.  Подобно  тому,  что  уже  замечено  о
нагорьях, и рельеф равнин более или менее разнообразен. На большей части
равнин встречаются или отдельные возвышенности  (холмы,  шишки,  шиханы,
сопки), еще чаще - долины рек и речек и  овраги  (балки).  Первая  форма
неровностей земной поверхности  обязана  своим  происхождением  действию
воздуха, дождевых вод, быстрой смене температур, попеременному таянию  и
замерзанию, вторая - действию текучих вод или ледников.  Самые  обширные

Страницы: «« « 2516   2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524  2525   2526   2527   2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь