Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517  2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527  » »»

   Пятигорск - окружный гор. Терской обл., на южн. склоне Машука: обязан
своим происхождением минеральным  источникам.  До  устройства  поселения
больные жили в  Константиновской  креп.  (в  3  вер.  от  гор.)  или  во
временных  палатках,  балаганах  и  кибитках.  Постоянные   дома   стали
устраиваться с 1812 г. С 1830 г.  город  окончательно  получил  название
Пятигорска, до  того  же  времени  он  назывался  то  Горячеводском,  то
Пятигорском. В 1829 г. в П. было домов 47, а в 1866  г.  -  594  (в  том
числе каменных 217). Жит. было в 1866 г. 8862, а в 1897 г.  -  18638,  в
том числе 10306 мжч. и 8332 жнщ. (не считая приезжих). По сведениям 1896
г., pyccкиe  и  православные  составляют  92%  постоянных  жит.  Церквей
правосл. 4, катол. 1, армян. 1, лют. 1; евр. молитв. дом. Муж. (177 уч.)
и жен. (74 уч.) гимназии, город, учил. (224 уч.), со школою  ремесленных
учеников, 2-кл. жен. училище (132 уч.), начальное учил., церк.  прих.  и
воскресная школы. Военный госпиталь и  больница  кн.  Васильчиковой  (12
кроватей). Благотворительных обществ 3; одно из них имеет целью помогать
больным приезжим, другое помогает местным жителям и содержит богадельню,
третье помогает учащимся в разных  учебных  заведениях  П.  Грот  Дианы,
построенный известным архитектором Бернардаци; геогностический музей,  с
прекрасной коллекцией образцов всех горных пород, встречающихся в районе
минеральных вод; грот Лермонтова; памятник Лермонтову на площади  против
собора; Эолова арфа (беседка). В окрестностях П.  -  провал,  гора  Юца,
озеро Тамби или Тамбукан и  казенный  сад.  Бальнеологическое  общество.
Летом в П. издается "Справочный листок кавказских минеральных  вод".  П.
соединен   жел.   дорогой   со   всеми    остальными    группами    вод.
Торгово-промышленных заведений в 1896 г. было 298, с  оборотом  до  1800
тыс. руб. Во время сезона открывается отделение госуд. банка. В 1896  г.
поступило городских доходов 96333 руб., израсходовано 83532 руб.  Жители
занимаются садоводством, огородничеством и пчеловодством.  Две  ярмарки.
Управление кавказскими минеральными  водами.  Водопровод.  См.  "Терский
Календарь" и "Терский Сборник" за 1891, 1895 и 1896 гг.
   Пятидесятница - второй из трех  великих  праздников  древнееврейского
народа. Установлен в память дарования  народу  закона  при  горе  Синае;
праздновался в пятидесятый день после Пасхи. П. приходилась к  окончанию
жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву  в
храме, куда народ отовсюду собирался  огромными  массами  (Jos.  Antiq.,
XVII, 10, 2). В день П. совершилось сошествие  Св.  Духа  на  апостолов,
вследствие чего праздник этот перешел и в христианскую церковь, сохранив
то же самое название, заменяемое иногда и другими
   - день св. Троицы, сошествие Св.  Духа  и  пр.  От  П.  ведется  счет
богослужебных  недель,  с  их  рядовыми  евангельскими  и  апостольскими
чтениями, вплоть до недели Мытаря и Фарисея  (всего  32  недели),  перед
великим постом.
   А. Л.
   В древности под  именем  П.  разумелся  и  весь  промежуток  времени,
отделявший праздник Пасхи от праздника П., и праздник в память сошествия
Св. Духа на апостолов, или П. в  собственном  смысле.  В  Постановлениях
апостольских есть прямая заповедь  праздновать  П.  (кн.V,  гл.  20);  в
другом месте тех же Постановлений (кн. VIII, гл. 33)  в  числе  дней,  в
которые рабы должны быть свободны  от  работ,после  Пасхи  и  Вознесения
упоминается и П. В IV в. у Евсевия Кесарийского, св.  Василия  Великого,
Григория  Богослова,  Григория  Нисского,  Епифания,  Златоуста,   блаж.
Августина и др. часто встречается упоминание о празднике  сошествия  Св.
Духа под именем П. Есть предание, что на месте  сошествия  Св.  Духа  на
апостолов  устроен  был  первый  христианский  храм,  который  в  IV  в.
возобновлен был св. Еленой. Пятьдесят дней после  Пасхи  уже  в  древней
церкви были отличены некоторыми особенностями; так, в  эти  дни,  как  и
теперь,  полагалось  чтение   книги   Деяний   Апостольских.   Особенную
торжественность придавал празднику П. обычай древней церкви совершать  в
этот день крещение над оглашенными. В VIII в. св. Иoанном  Дамаскином  и
Косьмою Маюмским составлены в  честь  праздника  П.  многие  песнопения,
которые и ныне поет церковь. В праздник П. непосредственно за  литургией
совершается вечерня, во  время  которой  читаются  священнослужителем  в
царских вратах, с  коленопреклонением,  три  молитвы,  составленные  св.
Василием Великим. В праздник  П.,  по  обычаю,  храмы  и  дома  верующих
украшаются деревьями, травой и цветами. Это представляет  собой  начатки
возобновляющейся весны, но вместе с тем указывает  на  обновление  людей
силой снисшедшего Духа Святого. Посвящая пятидесятый  день  после  Пасхи
воспоминанию сошествия Св. Духа на апостолов, церковь в следующий за тем
день (понедельник) прославляет особо Пресв. Духа .См. П. Лебедев, "Наука
о богослужении православной церкви" (М.,  1890);  прот.  Г.  Дебольский,
"Дни богослужения православной кафолической восточной  церкви"  (т.  II,
СПб.,  1887);  прот.  К.  Никольский,   "Пособие   к   изучению   устава
богослужения православной церкви" (СПб., 1888).
   Пятикнижие - общее название  для  первых  пяти  книг  Библии:  Бытия,
Исхода, Левита,  Числ  и  Второзакония.  Название  это  есть  перевод  с
греческого PentateucoV  ,употребленного  Оригеном;  в  самой  Библии  П.
называется "Книгой закона Моисеева", "Законом"  (Тора),  "Книгой  закона
Иеговы" и т. д. (Неем. VIII, 1, 2, 3; I  X,  3;  ХIII,  1).  В  западной
экзегетической  литературе  составляющие  П.  книги  называются   просто
"Книгами Моисея" и в отдельности обозначаются цифрами - 1-я книга Моисея
(т. е. книга Бытия), 2-я книга Моисея (т. е. Исход) и т.  д.  Книги  эти
частью  исторического,  частью  законодательного  характера;   последний
настолько преобладает, что все П. называлось  иногда  "Законом"  (Тора).
Автором П. признается Моисей, что находит себе подтверждение как в самой
Библии, где во многих местах авторство приписывается  Моисею,  так  и  в
древнем  предании,  и  еврейском,  и  христианском.   Это   традиционное
воззрение с конца прошлого века подверглось сначала робкой, а затем  все
более и более резкой критике, пока последняя не дошла в  наше  время  до
полного почти отрицания как авторства Моисеева, так и единства самого П.
Поводом к этому послужила прежде всего заключительная глава П.  (Второз.
XXXIV),  где  рассказывается  об  обстоятельствах  смерти  и  погребения
Моисея: не мог же сам Моисей  написать  эту  главу!  П.  не  могло  быть
написано Моисеем - стала утверждать критика, - потому что в то время,  к
какому обыкновенно относят его происхождение, еврейский народ  стоял  на
низкой  ступени  развития  и  не  мог  понимать  и   даже   читать   (по
безграмотности) подобные книги, предполагающие  сравнительно  высокую  и
потому гораздо позднейшую культуру. Затем, при  дальнейшем  исследовании
критика нашла, что как в самом П., так и  в  отдельных  его  частях  или
книгах нет  единства,  а  напротив,  замечаются  явные  следы  авторства
различных писателей, которые писали в разные века, с разных точек зрения

Страницы: «« « 2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517  2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь