Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517   2518  2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527   2528  » »»

и даже на разных ступенях религиозного развития. Так, замечено было (еще
Астрюком, в 1753 г., в его "Conjectures etc."), что самые имена  Бога  в
различных  частях  употребляются   не   одинаковые:   в   одних   частях
исключительно или преимущественно  встречается  Элогим,  а  в  других  -
Иегова. На этом основании заключили, что П. состоит по крайней  мере  из
двух разных документов,  из  которых  один,  более  ранний,  принадлежит
"элогисту",  другой,  более  поздний  -  "иеговисту".  Это  мнение  было
подхвачено  немецкими  экзегетами  рационалистической  школы   (Эйхгорн,
Де-Ветте, Эвальд).  Крайним  выразителелем  его  выступает  Велльгаузен,
который довел отрицание подлинности П. до последней  степени,  отвергнув
даже подлинность десятословия. На пути своего  развития  критика  прошла
несколько стадий и  в  последнее  время  нашла  себе  выражение  в  трех
гипотезах. По одной из них, так называемой фрагментарной, П. составилось
из отдельных фрагментов, которые впоследствии собраны были в одно целое,
но  сохранили  следы  прежнего  своего  состояния  в  частых  перерывах,
повторениях и т. п. (Фатер, Гартман и  др.).  Гипотеза  эта  скоро  была
оставлена,  так  как  более  тщательное  исследование  обнаружило  следы
чьей-то  одной,  редакторской  руки,  наложившей   очевидный   отпечаток
внешнего единства на все произведение. Выдвинута была  другая  гипотеза,
супплементарная, старающаяся доказать, что хотя  в  своей  основе  П.  и
представляет единство,  но  эта  основа  в  различные  века  дополнялась
различными писателями, причем книга  Второзакония  является  уже  совсем
поздним дополнением  (Тух,  Блеек,  Делич  и  др.).  По  недостаточности
оснований и эта гипотеза теперь оставлена  (даже  и  самим  Деличем),  и
наибольшей  распространенностью   пользуется   гипотеза   документарная,
которая  утверждает,  что  П.  составлено  двумя  или   большим   числом
компиляторов из различных документов. Отдельные  критики  допускают  при
этом  самую   широкую   свободу   предположений   касательно   и   самих
составителей, и числа, и характера документов.  Этой  гипотезы  держится
большинство новейших немецких богословов  рационалистической  школы,  во
главе которых стоит  Велльгаузен.  Они  полагают,  что  Пятикнижие  есть
произведение весьма позднего времени (около вавилонского плена), на  что
указывают многие будто бы замечаемые  в  нем  анахронизмы  (в  отношении
места богослужения, обрядов, праздников, разделения народа  на  мирян  и
духовенство и т.  д.).  Свою  теорию  Велльгаузен  воплотил  в  "Истории
Израиля", в которой весь  традиционный  план  священной  или  библейской
истории подвергается самой  радикальной  переделке.  В  последнее  время
появилось  много  аналогичных  библейско-исторических   исследований   и
комментариев;  крайним  выражением   этого   направления   явилась   так
называемая  "Многоцветная  Библия"   (Кауча),   в   которой   результаты
критического анализа наглядно  обозначены  различными  красками  печати.
Именно эта многоцветная Библия и показывает, до  какой  крайности  можно
дойти, держась односторонней  теории.  Едва  ли  можно  найти  двух-трех
критиков,  которые  бы  были  вполне  согласны  между  собой  касательно
авторства и времени происхождения тех или других документов, а  также  и
самого состава документов, раздробляемых  настолько,  что  нередко  одна
половина стиха приписывается одному автору; другая - другому, хотя между
общими половинами нет ни малейшего различия ни по существу, ни по стилю.
С расширением библейских и  историко-археологических  знаний  оказалось,
что теория Велльгаузена погрешает во многих существенных  пунктах.  Так,
самое деление П. на документы элогиста и  иеговиста  сильно  пошатнулось
вследствие открытия  в  древнейших  вавилонских  клинописях  (несомненно
до-Моисеева   происхождения)   совместного   существования   тех   самых
"документов",  которые   приписывались   критикой   различным   авторам.
Несоответствие,  будто  бы,  П.   еврейской   культуре   времен   Моисея
опровергнуто египтологическими  и  ассириологическими  исследованиями  и
открытиями, доказавшими, что египтяне и ассирияне  обладали  во  времена
Моисея обширной литературой. Было  бы  неестественно  предполагать,  что
еврейский народ, живя среди этих народов и находясь в постоянном общении
с ними, оставался безграмотным и диким. Предположение Велльгаузена,  что
учреждение  девитства  было  делом  уже  позднейшим,  опровергается  тем
фактом, что Египет, служивший для евреев  колыбелью  их  культуры,  имел
строго выработанную иерархию, влияние которой не могло не  отразиться  и
на религиозной организации молодого народа.  Все  это  сильно  пошатнуло
теорию Велльгаузена, и в западноевропейской литературе началась  реакция
против  увлечений  отрицательной  критики,  в   пользу   положительного,
традиционного воззрения.

   Литература. Кроме комментариев  к  Библии,  библейских  словарей  ср.
Hengstenberg, "D. Authentie d. Pentateuchs" (1836 - 1839); Graf, "Gesch.
Bucher d. А. Т." (1866); Reuss, "Geschichte  d.  b.  Schriften"  (1881);
Sayсе, "Higher Criticism and the Monuments"; статьи профессоров Якимова,
Елеонского, Лопухина и др.
   А. Л.
   Ра - верховное божество древних египтян. Имя это  означает  "солнце",
богом которого и  был  Р.  Центром  культа  был  Илиополь,  где  Р.  был
отожествлен с Тумом и где ему были посвящены, как его воплощения,  птица
феникс,  бык  мневис  и  обелиск.  В  других  религиозных   центрах   Ра
сопоставлен с местными божествами света: Амоном (в  Фивах),  под  именем
Амона-Р., Хнумом (в Элефантине) - в форме Хнума-Ра, Гором
   -  в  форме  Ра-Гармахиса.  Последнее  сопоставление  было   особенно
распространено.   Известно   несколько   мифов   об    этом    божестве,
сохранившихся, кроме случайных заметок и намеков в различных религиозных
сборниках и многочисленных гимнах,  в  специальном  папирусе  туринского
музея, в надписях на стенах гробниц царей 19 - 20  дин.  и  др.  Из  них
видно, что Ра считался сыном первобытного  хаоса  Нун  и  до  мироздания
пребывал в нем вместе с божествами стихий. Затем он, "более великий, чем
произведший его, более древний, чем родившие его", вышел из Нун  на  том
месте, где впоследствии возник город Великий Ермополь,  и  здесь,  посде
победы над силами мрака, повелел своим словом воссиять свету  из  цветка
лотоса. Затем Ра произвел из себя пару богов: Шу и  Тефнут,  от  которых
родилась новая пара, Кеб и Нут - земля и небо, родители  Осириса  и  его
цикла. Эти божества составили так назыв. илиопольскую эннеаду, во  главе
которой стоял Р. Во время среднего царства было  выработано  возвышенное
учение,  по  которому  восемь  божеств  представляют  единое  со   своим
родителем, будучи членами тела верховного бога. Этот бог так  говорит  о
себе в 17 гл. Книги мертвых: "Я - Тум, существующий, единый. Я  -  Р.  в
его первом восходе. Я -  великий  бог,  создавший  себя  сам,  создатель
своего имени "владыки эннеады". Я был вчера; я  знаю  завтрашний  день".
Создав мир, Р. царствовал над ним  подобно  человеку-фараону,  и  в  это

Страницы: «« « 2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517   2518  2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527   2528  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь