Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2508   2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516  2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526  » »»

черноземе растут Agropyrum intermedium и ramosum (П. целинный и острец).
Первый - прекрасная трава для сена и для  свежего  корма  (особенно  его
разновидность  -  latifolium),  культуру  его  следует   еще,   впрочем,
испытать; второй сильно засоряет поля на юго-востоке России и его  почти
невозможно истребить, так как его корневища глубоко уходят в землю.  Ср.
Koernicke, "Handbuch des Getreidebaues"; "Les ennemis  de  l'Agriculture
par C. Rampon" (Пар., 1898); А. Е. Филипченко, "Степное пастбище" ("Рус.
Сел.  Хоз.",  1875,  ј  2  и  3);  Л.  В.   Черняев,   "Очерки   степной
растительности" ("Сел. Хоз. и Лес.", 1865); А. В.  Советов,  "Разведение
кормовых трав на полях" (СПб., 1879); Д. А. Костычев, "Сел. Хоз. и Лес."
(1881);  Г.  Танфильев,  "Ботанико-географич.  исследования  в   степной
полосе";  Г.  Высоцкий,  "Растительность  Велико-анадольского   участка"
("Труды Эксп. Лесн. Дпт.", СПб., 1898); Ф. С., "Сорные травы и меры к их
уничтожению" ("Хозяин", 1896).
   Пэры (франц. pairs, англ. peers; отсюда пэрство-pairie,  peerage,  от
лат. pares - равные), в Англии, а также до 1848 г. во  Франции  -  члены
высшего дворянства, пользующиеся особыми политическими привилегиями.  Их
происхождение относится к феодальной эпохе, когда пэрами  были  коронные
вассалы, пользовавшиеся привилегией суда равных себе (judicium  parium).
В Германии П. исчезли рано, обратившись в имперских князей; если  теперь
иногда и употребляется этот термин в применении к членам  верхних  палат
Пруссии и друг. германских государств, то только в обычной  речи,  а  не
официально.  Во  Франции  П.  духовные  и  светские,  фактически  весьма
различавшиеся между  собою  по  могуществу  и  богатству,  считали  себя
равными. После смерти Карла Вел. они достигли решающего влияния  на  ход
государственных дел, и когда его династия угасла, выбрали из своей среды
нового короля Гуго Капета (987). К  этому  времени  пэрами  признавались
только  герцоги  Бургундский,  Аквитанский   и   Нормандский   и   графы
Фландрский,  Тулузский  и  Шампанский;  Гуго  Капет   и   след.   короли
присоединили к ним архиепископа Реймского и  нескольких  епископов,  так
что число пэров равнялось 12: позднее (с конца ХIII в.) оно  значительно
увеличилось. При коронационных торжествах они держали знаки королевского
достоинства. Они имели постоянно свободный  доступ  к  королю,  место  и
голос в суде П., заседавшем обыкновенно в Париже, но иногда разъезжавшем
вместе с королем; позднее этот суд П. обратился в парижский парламент. С
ростом  королевской  власти  самостоятельное  политическое  значение  П.
падало, пока они не обратились окончательно в высший  придворный  класс,
имевший влияние  только  через  посредство  короля.  Революция  1789  г.
отменила дворянство, а следов. и пэров, число которых  к  этому  времени
равнялось  38  (все  с  герцогским  достоинством).  Реставрация  оживила
институт П., создав.  хартией  1814  г.,  наследственную  палату  пэров,
являвшуюся: 1) верхней палатой парламента и 2) судом для государственных
преступлений и для должностных преступлений  депутатов  и  министров.  С
достоинством П. было соединено жалованье. Король назначил 200 пэров,  но
потом беспрестанно прибегал к новым назначениям, чтобы влиять на палату.
После Июльской революции П. были сделаны пожизненными.  Революцией  1848
г. институт П. отменен. Во Франции новое пэрство, зависимое  от  короны,
не достигло  и  тени  той  самостоятельности  и  значения,  которым  оно
пользуется в Англии. В Англии, при наследниках  Вильгельма  Завоевателя,
пэрами  были  все  непосредственные  вассалы  короны;  позднее  это  имя
применялось только к тем из них, которые заседали в  королевском  совете
(Curia regis) - к так называемым Barones majores. Таким  образом  звание
П. было тождественно со званием члена Curia regis; когда король призывал
кого-либо в последнюю, то ео ipso он  делал  его  П.;  вследствие  этого
различались П. крупные  землевладельцы  (peerage  by  tenure)  от  пэров
призванных (peerage by writ). История пэрства тесно связана  с  историей
английского  парламента.  Звание  П.  наследственно  в  мужском  колене;
попытка короны в 1856 г. создать институт пожизненного пэрства оказалась
неудачной, вследствие протеста палаты лордов. Старший  сын  П.  делается
пэром только со смертью  отца;  таким  образом  не  все  лорды  являются
пэрами. Точно также не все члены палаты  лордов  признаются  пэрами;  на
лордов духовных это звание не распространяется. В свою очередь,  не  все
П. являются defacto  членами  палаты  лордов;  некоторые,  а  именно  П.
шотландские и ирландские, являются членами палаты только in posse, т. е.
могут  вступить  в  палату   по   избранию.   Число   английских   пэров
неограниченно и постоянно растет,  вследствие  новых  возведений  в  это
достоинство; от права возведения в достоинство шотландских пэров  корона
отказалась в 1707  г.;  один  новый  ирландский  П.  назначается,  когда
вымирают три старых рода. С  конца  XVIII  в.,  с  появлением  и  ростом
торгово-промышленной буржуазии, сила и влияние пэров  падают,  и  палата
лордов, где они  заседают,  отодвигается  на  задний  план.  Все  старые
привилегии  пэров,  кроме  одной  -  наследственного  права  заседать  в
парламенте, - в настоящее время исчезли.
   В. В - зов.
   Пювис  де-Шаванн(Puvis  de  Chavannes,  1824  -  98)  -   современный
французский исторический живописец,  образовался  под  руководством  Ари
Шеффера  и  Кутюра  и  посвятил  себя  преимущественно  декоративной   и
монументальной  живописи  в  духе   итальянских   живописцев   XV   ст.,
произведения которых он изучал во  время  своего  пребывания  в  Италии.
Первые его картины в этом роде, обратившие на себя внимание, "Bellum"  и
"Concordia", были написаны в 1861  г.  для  амьенского  музея.  За  ними
следовали: "Работа" и "Покой" (1863), "Осень" (1864), "Ave  Picardia"  -
символическое изображение сельской жизни в Пикардии (1865) и  "Массилия"
- идиллическая сцена из древнегреческой жизни. Самая лучшая  картина  П.
де-Ш. в том же роде, "Propatria Indus", была написана в 1882  г.,  также
для амьенского музея. В ней  художник  представил  пикардийских  юношей,
упражняющихся в метании копий. В композициях де-Ш. пейзаж и человеческие
фигуры играют одинаково важную роль и  как  бы  взаимно  дополняют  друг
друга, производя в  высшей  степени  целостное  впечатление.  Не  будучи
безукоризненным   рисовальщиком   и   даже   умышленно   избегая   точно
моделировать  фигуры,  П.  де-Ш.  ставил  себе  задачу  главным  образом
передавать дух эпохи, из которой черпал сюжеты.  Из  его  монументальных
работ лучшими считаются фрески  в  парижском  Пантеоне,  изображающие  2
сцены из жизни  св.  Геновевы,  "Священная  роща"  (на  лестнице  дворца
искусств в Лионе),  картина  в  амфитеатре  Сорбонны,  "Inter  artes  et
naturam"  (на  лестнице  руанского  музея),  "Четыре  времени  года"  (в
парижской  ратуше).   Менее   удачны   его   патриотические   аллегории:
"Вооруженная богиня-покровительница  города  Парижа  следит  глазами  за
воздушным шаром", "Богиня, принимающая письмо от  почтового  голубя",  и
"Париж, приветствующий Витора Гюго". См. Vachon, "P. de-Ch." (П. 1895).

Страницы: «« « 2508   2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516  2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь