|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 2528 2529 » »» время был золотой век. Р. все держал в своих руках, благодаря магической
силе своего таинственного имени. Его премудрая правнучка Исида, когда он
состарился, хитростью выпытала у него это имя; последствием было
неповиновение людей. Пo совету своего отца, Р. решился истребить
человеческий род, наслав на него свое "око" в виде богини Гатир, которая
произвела страшное избиение; люди стали тонуть в собственной крови. Р.
сжалился и спас на другой день уцелевших людей, напоив Гатор допьяна.
Однако неблагодарность людей огорчила Р. и он решился уйти от них на
небо. Богиня последнего, Нут, предстала пред ним в виде коровы, и он
уехал, сев на ее спину. Люди раскаялись, явились проводить его, изъявили
готовность перебить его врагов и учредить в честь него жертвы и культ.
Царствовать стали Шу и Тефнут. Но и удалившись на небо, Р. не перестал
благодетельствовать землю. Ежедневно выезжает он с востока в дневной
барке, в сопровождении других божеств, чтобы освещать землю, и через 12
часов пересаживается в ночную барку, чтобы в течение 12 ночных часов
озарять 12 мытарств загробного мира. Зесь он побеждает чудовищ мрака и
посещает богов и покойников, получавших от него наделы землей и
считавшихся его вассалами. Только один час в сутки мог каждый из них
наслаждаться его лицезрением и только особые избранники удостаивались
счастья проводить с лучезарным богом все время, плывя с ним в барке. Эта
участь считалась желанной для всякого благочестивого египтянина; отсюда
множество гимнов в честь Ра и его изображений в надгробных надписях
времен нового царства. Гимны эти попали и в "книгу Мертвых" (15 глава);
кроме того, до нас дошли 75 "величаний" в честь Р. в гробницах царей 20
династии. Небольшие пирамидки, на каждой из четырех сторон которых
изображалась солнечная барка в различные периоды суточной жизни и
писались молитвы Р. под изображением коленопреклоненного покойника,
также должны были облегчать последнему постоянное пребывание во свете.
Изображался Р. с головой кобчика на теле человека, с солнечным диском и
змеей урея на голове. О культе P., особенно в форме Амона-Р. в Фивах,
сохраняются в Берлинском музее интересные ритуальные папирусы, изучение
которых начато О. Э. ф. Леммом ("Das Ritualbuch", 1886) и которые в
настоящее время издаются. Первоначально при Р. не было женских божеств:
он творил сам по себе, но впоследствии мы находим рядом с ним богинь
Иycaаст, Рат и др. Искусственность их совершенно ясна, между прочим, уже
из их изображений, которые делали из них двойника Исиды и Гатор, а не
супруг иеракокефального бога света. Миф об истреблении людей см. у
Naville, "La Destruction des hommes" (в "Transactions лондонского Общ.
Библ. Археол.", т. IV и VIII); Brugsch, "Die neue Weltordnung" (1881);
Lefebure, в "Zeitschrift fur agypt. Sprache" (1883). О плавании P.,
составляющем предмет книги "Амдуат" (о том, что в преисподней), см. у
Масперо, в "Biblioth. Egyptolog." (II, 1 - 181). Гимны в честь P. - у
Naville, "La litanie du soleil" (Лпц., 1875).
Б. Т.
Рабат. (арабск. Эрребат, также Сла-Джедид, т. е. Новое Сале) - город
в Марокко, у Атлантического океана, на левом берегу р. Бураграб; по ту
сторону реки находится город Сале (Сла). Число жителей в обоих городах
35000, из которых 1/3, исключительно мусульмане, живет в Сале; в Р. от 3
до 4 тыс. евреев и до 50 европейцев. Оба города окружены стенами, для
защиты от нападений берберов; последние разрушили даже водопровод, по
которому вода проходила в город, и теперь арабы привозят воду в кожаных
мехах. Крепость Касба защищает город от нападений с суши и с моря.
Развалины старинного дворца и мечети, с башней вышиной в 65 метр.
(Гассана). Производство ковров, покрывал, циновок; шерстяной материи,
дубленой кожи, туфель, глиняных изделий. Вследствие небезопасного рейда,
торговля Р. не очень значительна. В 1893 г. привоз (хлопчатобумажные
изделия, сахар, чай, шерстяные товары) равнялся 4134150 фр., вывоз
(шерсть, шерстяные товары, кожи; ковры) - 1365425 фр.; в том же году
число судов, посетивших P., было 81 (из них 73 паровых), вместимостью в
58274 тонны. Близ Р. находятся развалины древнего карфагенского города
Села, впоследствии римской Хеллы (Ghella). Р. основан Якубом эль Мансур
в 1306 г. и получил название Р. эль Фат (т. е. победоносный лагерь).
Рабле (Франсуа Rabelais) - французский писатель, один из величайших
европейских сатириков, родился в Шиноне, (в Турени), по одним известиям
в 1483 г., по другим
- около 1495 г. Что год рождения такого знаменитого писателя
неизвестен в точности, это объясняется соединением вообще в биографии Р.
действительных фактов с вымышленными, иногда чисто легендарными
подробностями, которые долго принимались на веру. Критикой это
соединение, в свою очередь, объясняется тем, что жизнь Р. рассказывали
как его друзья и почитатели, так и его враги - и последних у него было
гораздо более, чем первых. Насколько возможно очищенная от сомнительных
примесей, биография Р. представляется в следующем виде. Он сын
содержателя кабака (некоторые утверждают - аптекаря, занимавшегося и
питейной торговлей), лишившийся матери в самом раннем возрасте, или (по
другим известиям) очень рано отвергнутый ею и отданный в монастырь, чем
некоторые биографы, с немалой натяжкой, объясняют отсутствие в
произведениях Р. чистоты, идеальности, нежности. Прямо из кабацкой
среды, где проходят первые 10 лет жизни P., он, по воле отца, попадает
учеником в францисканский монастырь С„льи, оттуда в монастырь de la
Beaumette, затем, все в качестве ученика, в кордельерское аббатство в
Fontenay le Comte; сохранилось известие, что во время этих переходов он
встретил между своими товарищами-учениками юношу, который впоследствии
послужил ему образцом ддя одной из самых выдающихся фигур в его романе -
монаха Joan des Entommoirs. Недостаточно образованный, чтобы посвятить
себя одной из "либеральных профессий", Р. поступил в монахи. Побудила
его к этому, между прочим, и возможность, при известном материальном
обеспечении, заниматься "гуманистическими" науками, занявшими в ту пору,
т. е. в разгар возрождения во Франции, самое видное место в умственной
жизни французов. Монашеская жизнь (и главным образом - ордена
францисканцев), которой Р. обрек себя 25 лет от роду, находилась в
резком противоречии с натурой P., неприязненной всяким мистическим
крайностям и аскетическому умерщвлению плоти. Нерасположение его к
монашеству усиливалось невежеством, фанатизмом и, вместе с тем,
праздностью и развратом тех монахов, среди которых ему пришлось жить и
которые уже теперь давали ему драгоценный материал для его будущих
сатирических изображений. Тем ревностнее занимался он, в кружке
нескольких единомышленников и благодаря сношениям с выдающимися
деятелями Возрождения (напр. Бедой), своими любимыми науками. Когда
неудовольствие монахов, которому немало способствовали и издевательства
Страницы: «« « 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 2528 2529 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |