Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517   2518   2519  2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527   2528   2529  » »»

время был золотой век. Р. все держал в своих руках, благодаря магической
силе своего таинственного имени. Его премудрая правнучка Исида, когда он
состарился,  хитростью  выпытала  у  него  это  имя;  последствием  было
неповиновение  людей.  Пo  совету  своего  отца,  Р.  решился  истребить
человеческий род, наслав на него свое "око" в виде богини Гатир, которая
произвела страшное избиение; люди стали тонуть в собственной  крови.  Р.
сжалился и спас на другой день уцелевших людей,  напоив  Гатор  допьяна.
Однако неблагодарность людей огорчила Р. и он решился  уйти  от  них  на
небо. Богиня последнего, Нут, предстала пред ним в  виде  коровы,  и  он
уехал, сев на ее спину. Люди раскаялись, явились проводить его, изъявили
готовность перебить его врагов и учредить в честь него жертвы  и  культ.
Царствовать стали Шу и Тефнут. Но и удалившись на небо, Р.  не  перестал
благодетельствовать землю. Ежедневно выезжает он  с  востока  в  дневной
барке, в сопровождении других божеств, чтобы освещать землю, и через  12
часов пересаживается в ночную барку, чтобы в  течение  12  ночных  часов
озарять 12 мытарств загробного мира. Зесь он побеждает чудовищ  мрака  и
посещает  богов  и  покойников,  получавших  от  него  наделы  землей  и
считавшихся его вассалами. Только один час в сутки  мог  каждый  из  них
наслаждаться его лицезрением и только  особые  избранники  удостаивались
счастья проводить с лучезарным богом все время, плывя с ним в барке. Эта
участь считалась желанной для всякого благочестивого египтянина;  отсюда
множество гимнов в честь Ра и  его  изображений  в  надгробных  надписях
времен нового царства. Гимны эти попали и в "книгу Мертвых" (15  глава);
кроме того, до нас дошли 75 "величаний" в честь Р. в гробницах царей  20
династии. Небольшие пирамидки,  на  каждой  из  четырех  сторон  которых
изображалась солнечная  барка  в  различные  периоды  суточной  жизни  и
писались молитвы  Р.  под  изображением  коленопреклоненного  покойника,
также должны были облегчать последнему постоянное пребывание  во  свете.
Изображался Р. с головой кобчика на теле человека, с солнечным диском  и
змеей урея на голове. О культе P., особенно в форме  Амона-Р.  в  Фивах,
сохраняются в Берлинском музее интересные ритуальные папирусы,  изучение
которых начато О. Э. ф. Леммом ("Das  Ritualbuch",  1886)  и  которые  в
настоящее время издаются. Первоначально при Р. не было женских  божеств:
он творил сам по себе, но впоследствии мы находим  рядом  с  ним  богинь
Иycaаст, Рат и др. Искусственность их совершенно ясна, между прочим, уже
из их изображений, которые делали из них двойника Исиды и  Гатор,  а  не
супруг иеракокефального бога света.  Миф  об  истреблении  людей  см.  у
Naville, "La Destruction des hommes" (в "Transactions  лондонского  Общ.
Библ. Археол.", т. IV и VIII); Brugsch, "Die neue  Weltordnung"  (1881);
Lefebure, в "Zeitschrift fur agypt.  Sprache"  (1883).  О  плавании  P.,
составляющем предмет книги "Амдуат" (о том, что в  преисподней),  см.  у
Масперо, в "Biblioth. Egyptolog." (II, 1 - 181). Гимны в честь  P.  -  у
Naville, "La litanie du soleil" (Лпц., 1875).
   Б. Т.
   Рабат. (арабск. Эрребат, также Сла-Джедид, т. е. Новое Сале) -  город
в Марокко, у Атлантического океана, на левом берегу р. Бураграб;  по  ту
сторону реки находится город Сале (Сла). Число жителей в  обоих  городах
35000, из которых 1/3, исключительно мусульмане, живет в Сале; в Р. от 3
до 4 тыс. евреев и до 50 европейцев. Оба города  окружены  стенами,  для
защиты от нападений берберов; последние разрушили  даже  водопровод,  по
которому вода проходила в город, и теперь арабы привозят воду в  кожаных
мехах. Крепость Касба защищает город от  нападений  с  суши  и  с  моря.
Развалины старинного дворца и  мечети,  с  башней  вышиной  в  65  метр.
(Гассана). Производство ковров, покрывал,  циновок;  шерстяной  материи,
дубленой кожи, туфель, глиняных изделий. Вследствие небезопасного рейда,
торговля Р. не очень значительна. В  1893  г.  привоз  (хлопчатобумажные
изделия, сахар, чай,  шерстяные  товары)  равнялся  4134150  фр.,  вывоз
(шерсть, шерстяные товары, кожи; ковры) - 1365425 фр.;  в  том  же  году
число судов, посетивших P., было 81 (из них 73 паровых), вместимостью  в
58274 тонны. Близ Р. находятся развалины древнего  карфагенского  города
Села, впоследствии римской Хеллы (Ghella). Р. основан Якубом эль  Мансур
в 1306 г. и получил название Р. эль Фат (т. е. победоносный лагерь).
   Рабле (Франсуа Rabelais) - французский писатель, один  из  величайших
европейских сатириков, родился в Шиноне, (в Турени), по одним  известиям
в 1483 г., по другим
   -  около  1495  г.  Что  год  рождения  такого  знаменитого  писателя
неизвестен в точности, это объясняется соединением вообще в биографии Р.
действительных  фактов  с  вымышленными,   иногда   чисто   легендарными
подробностями,  которые  долго  принимались  на   веру.   Критикой   это
соединение, в свою очередь, объясняется тем, что жизнь  Р.  рассказывали
как его друзья и почитатели, так и его враги - и последних у  него  было
гораздо более, чем первых. Насколько возможно очищенная от  сомнительных
примесей,  биография  Р.  представляется  в  следующем  виде.   Он   сын
содержателя кабака (некоторые утверждают  -  аптекаря,  занимавшегося  и
питейной торговлей), лишившийся матери в самом раннем возрасте, или  (по
другим известиям) очень рано отвергнутый ею и отданный в монастырь,  чем
некоторые  биографы,  с  немалой  натяжкой,   объясняют   отсутствие   в
произведениях Р.  чистоты,  идеальности,  нежности.  Прямо  из  кабацкой
среды, где проходят первые 10 лет жизни P., он, по воле  отца,  попадает
учеником в францисканский монастырь С„льи,  оттуда  в  монастырь  de  la
Beaumette, затем, все в качестве ученика, в  кордельерское  аббатство  в
Fontenay le Comte; сохранилось известие, что во время этих переходов  он
встретил между своими товарищами-учениками юношу,  который  впоследствии
послужил ему образцом ддя одной из самых выдающихся фигур в его романе -
монаха Joan des Entommoirs. Недостаточно образованный,  чтобы  посвятить
себя одной из "либеральных профессий", Р. поступил  в  монахи.  Побудила
его к этому, между прочим, и  возможность,  при  известном  материальном
обеспечении, заниматься "гуманистическими" науками, занявшими в ту пору,
т. е. в разгар возрождения во Франции, самое видное место  в  умственной
жизни  французов.  Монашеская  жизнь  (и  главным   образом   -   ордена
францисканцев), которой Р. обрек себя  25  лет  от  роду,  находилась  в
резком противоречии  с  натурой  P.,  неприязненной  всяким  мистическим
крайностям и  аскетическому  умерщвлению  плоти.  Нерасположение  его  к
монашеству  усиливалось  невежеством,  фанатизмом  и,  вместе   с   тем,
праздностью и развратом тех монахов, среди которых ему пришлось  жить  и
которые уже теперь давали  ему  драгоценный  материал  для  его  будущих
сатирических  изображений.  Тем  ревностнее  занимался  он,   в   кружке
нескольких  единомышленников  и  благодаря   сношениям   с   выдающимися
деятелями Возрождения (напр.  Бедой),  своими  любимыми  науками.  Когда
неудовольствие монахов, которому немало способствовали и  издевательства

Страницы: «« « 2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517   2518   2519  2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527   2528   2529  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь