Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 2528 2529 » »» время был золотой век. Р. все держал в своих руках, благодаря магической силе своего таинственного имени. Его премудрая правнучка Исида, когда он состарился, хитростью выпытала у него это имя; последствием было неповиновение людей. Пo совету своего отца, Р. решился истребить человеческий род, наслав на него свое "око" в виде богини Гатир, которая произвела страшное избиение; люди стали тонуть в собственной крови. Р. сжалился и спас на другой день уцелевших людей, напоив Гатор допьяна. Однако неблагодарность людей огорчила Р. и он решился уйти от них на небо. Богиня последнего, Нут, предстала пред ним в виде коровы, и он уехал, сев на ее спину. Люди раскаялись, явились проводить его, изъявили готовность перебить его врагов и учредить в честь него жертвы и культ. Царствовать стали Шу и Тефнут. Но и удалившись на небо, Р. не перестал благодетельствовать землю. Ежедневно выезжает он с востока в дневной барке, в сопровождении других божеств, чтобы освещать землю, и через 12 часов пересаживается в ночную барку, чтобы в течение 12 ночных часов озарять 12 мытарств загробного мира. Зесь он побеждает чудовищ мрака и посещает богов и покойников, получавших от него наделы землей и считавшихся его вассалами. Только один час в сутки мог каждый из них наслаждаться его лицезрением и только особые избранники удостаивались счастья проводить с лучезарным богом все время, плывя с ним в барке. Эта участь считалась желанной для всякого благочестивого египтянина; отсюда множество гимнов в честь Ра и его изображений в надгробных надписях времен нового царства. Гимны эти попали и в "книгу Мертвых" (15 глава); кроме того, до нас дошли 75 "величаний" в честь Р. в гробницах царей 20 династии. Небольшие пирамидки, на каждой из четырех сторон которых изображалась солнечная барка в различные периоды суточной жизни и писались молитвы Р. под изображением коленопреклоненного покойника, также должны были облегчать последнему постоянное пребывание во свете. Изображался Р. с головой кобчика на теле человека, с солнечным диском и змеей урея на голове. О культе P., особенно в форме Амона-Р. в Фивах, сохраняются в Берлинском музее интересные ритуальные папирусы, изучение которых начато О. Э. ф. Леммом ("Das Ritualbuch", 1886) и которые в настоящее время издаются. Первоначально при Р. не было женских божеств: он творил сам по себе, но впоследствии мы находим рядом с ним богинь Иycaаст, Рат и др. Искусственность их совершенно ясна, между прочим, уже из их изображений, которые делали из них двойника Исиды и Гатор, а не супруг иеракокефального бога света. Миф об истреблении людей см. у Naville, "La Destruction des hommes" (в "Transactions лондонского Общ. Библ. Археол.", т. IV и VIII); Brugsch, "Die neue Weltordnung" (1881); Lefebure, в "Zeitschrift fur agypt. Sprache" (1883). О плавании P., составляющем предмет книги "Амдуат" (о том, что в преисподней), см. у Масперо, в "Biblioth. Egyptolog." (II, 1 - 181). Гимны в честь P. - у Naville, "La litanie du soleil" (Лпц., 1875). Б. Т. Рабат. (арабск. Эрребат, также Сла-Джедид, т. е. Новое Сале) - город в Марокко, у Атлантического океана, на левом берегу р. Бураграб; по ту сторону реки находится город Сале (Сла). Число жителей в обоих городах 35000, из которых 1/3, исключительно мусульмане, живет в Сале; в Р. от 3 до 4 тыс. евреев и до 50 европейцев. Оба города окружены стенами, для защиты от нападений берберов; последние разрушили даже водопровод, по которому вода проходила в город, и теперь арабы привозят воду в кожаных мехах. Крепость Касба защищает город от нападений с суши и с моря. Развалины старинного дворца и мечети, с башней вышиной в 65 метр. (Гассана). Производство ковров, покрывал, циновок; шерстяной материи, дубленой кожи, туфель, глиняных изделий. Вследствие небезопасного рейда, торговля Р. не очень значительна. В 1893 г. привоз (хлопчатобумажные изделия, сахар, чай, шерстяные товары) равнялся 4134150 фр., вывоз (шерсть, шерстяные товары, кожи; ковры) - 1365425 фр.; в том же году число судов, посетивших P., было 81 (из них 73 паровых), вместимостью в 58274 тонны. Близ Р. находятся развалины древнего карфагенского города Села, впоследствии римской Хеллы (Ghella). Р. основан Якубом эль Мансур в 1306 г. и получил название Р. эль Фат (т. е. победоносный лагерь). Рабле (Франсуа Rabelais) - французский писатель, один из величайших европейских сатириков, родился в Шиноне, (в Турени), по одним известиям в 1483 г., по другим - около 1495 г. Что год рождения такого знаменитого писателя неизвестен в точности, это объясняется соединением вообще в биографии Р. действительных фактов с вымышленными, иногда чисто легендарными подробностями, которые долго принимались на веру. Критикой это соединение, в свою очередь, объясняется тем, что жизнь Р. рассказывали как его друзья и почитатели, так и его враги - и последних у него было гораздо более, чем первых. Насколько возможно очищенная от сомнительных примесей, биография Р. представляется в следующем виде. Он сын содержателя кабака (некоторые утверждают - аптекаря, занимавшегося и питейной торговлей), лишившийся матери в самом раннем возрасте, или (по другим известиям) очень рано отвергнутый ею и отданный в монастырь, чем некоторые биографы, с немалой натяжкой, объясняют отсутствие в произведениях Р. чистоты, идеальности, нежности. Прямо из кабацкой среды, где проходят первые 10 лет жизни P., он, по воле отца, попадает учеником в францисканский монастырь С„льи, оттуда в монастырь de la Beaumette, затем, все в качестве ученика, в кордельерское аббатство в Fontenay le Comte; сохранилось известие, что во время этих переходов он встретил между своими товарищами-учениками юношу, который впоследствии послужил ему образцом ддя одной из самых выдающихся фигур в его романе - монаха Joan des Entommoirs. Недостаточно образованный, чтобы посвятить себя одной из "либеральных профессий", Р. поступил в монахи. Побудила его к этому, между прочим, и возможность, при известном материальном обеспечении, заниматься "гуманистическими" науками, занявшими в ту пору, т. е. в разгар возрождения во Франции, самое видное место в умственной жизни французов. Монашеская жизнь (и главным образом - ордена францисканцев), которой Р. обрек себя 25 лет от роду, находилась в резком противоречии с натурой P., неприязненной всяким мистическим крайностям и аскетическому умерщвлению плоти. Нерасположение его к монашеству усиливалось невежеством, фанатизмом и, вместе с тем, праздностью и развратом тех монахов, среди которых ему пришлось жить и которые уже теперь давали ему драгоценный материал для его будущих сатирических изображений. Тем ревностнее занимался он, в кружке нескольких единомышленников и благодаря сношениям с выдающимися деятелями Возрождения (напр. Бедой), своими любимыми науками. Когда неудовольствие монахов, которому немало способствовали и издевательства Страницы: «« « 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 2528 2529 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |