Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2526   2527   2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534  2535   2536   2537   2538   2539   2540   2541   2542   2543   2544  » »»

поразительно напоминает Р. моллюсков, именно головоногих, куда прежде  и
относили  некоторых  корненожек.  У  червей,  название  Р.   заслуживают
известковые или похожие по составу на  хитин  трубки,  в  которых  живут
некоторые  кольчатые  черви.  Трубки  эти  прикреплены  одним  концом  к
подводным предметам, а  другой  -  имеют  открытым  и  чрез  него  то  и
выставляется голова червя с ее придатками. Двустворчатую раковину  между
червями имеют лишь Braehiopoda  или  плеченогие,  при  чем  створки  эти
соответствуют брюшной и спинной стороне тела, а не правой и левой, как у
моллюсков. Эта Р. тоже обыкновенно пропитана известью или реже  остается
хитиновой.  У  колониальных  червей  -  мшанок,   наиболее   близких   к
плеченогим,  некоторые   своеобразно   устроенные   особи   тоже   имеют
двустворчатую Р.  (так  наз.  авикуларии),  составленную  из  брюшной  и
спинной створки. У моллюсков Р. бывает построена по различному типу: или
она является  двустворчатой,  составленной  из  двух  частей,  одевающих
животное с боков, или  в  виде  ряда  отдельных  известковых  пластинок,
лежащих на спине, или, наконец,  может  быть  сведена  к  форме  конуса,
весьма часто спирально завитого. В виде изогнутого  удлиненного  конуса,
открытого на обоих концах, Р.  свойственна  лопатоногим;  такую  же,  по
только в  виде  короткого  с  широким  основанием  конуса,  имеют  Р.  и
некоторые брюхоногие (Fissurella), но у большинства последних конус этот
наверху заканчивается слепо и образует ряд спиральных оборотов.  Р.  при
этом может покрывать только спину или даже часть спины животного, или же
более или менее значительная часть органов животного втягивается  в  Р.,
принимая  тоже  спиральное   расположение.   Самая   форма   Р.   весьма
разнообразна. Иногда животное, по мере роста, образует новый слой Р.  на
ее отверстом краю, а более вершинный части Р. становятся необитаемыми  и
последовательно отделяются перегородками от обитаемой или  жилой  части.
Такая Р., составленная из ряда камер, свойственна некоторым  головоногим
. Та часть поверхности тела моллюска, которая  выделяет  Р.,  называется
мантией. В некоторых случаях края этой мантии заворачиваются поверх  Р.,
закрываются  и  иногда  совершенно  срастаются  над  ней,  так  что   Р.
оказывается лежащей во внутреннем мешке. Такая Р.  назыв.  внутренней  и
свойственна некоторым  головоногим  и  брюхоногим  (Аriоn  и  др.).  Она
обыкновенно является упрощенной,  иногда  в  виде  тоненькой  пластинки,
часто совершенно лишенной извести. Наконец, многие моллюски имеют весьма
слабо развитую Р., но зато кругом их тела выделяются известковые трубки,
как у червей (напр. у древоточица или Teredo, Aspergillum).  Кроме  того
иногда встречаются и  другие,  напоминающие  Р.  образования,  но  иного
происхождения.  Так,  напр.,  самка  Argonauta   образует   поверхностью
расширенных щупальцевидных придатков (так наз. рук) известковую  Р.,  но
очевидно с настоящей Р. моллюсков, выделяемой мантией, ничего общего  не
имеющей. У одного представителя туникат, именно у  Chevreulius,  мантия,
состоящая, как и у других асцидий, из сходного  с  клетчаткой  туницива,
состоит из двух створок: верхней и нижней, напоминая Р.  плеченогих,  но
конечно это сходство чисто внешнее. Ср. Lang, "Lebrbuch  der  vergleich.
Anatomie" (1888).
   В. Шимкевич.
   Рамадан (араб.) или Рамазан (турецк.) - девятый месяц  магометанского
лунного года; весь этот месяц магометане  проводят  в  строжайшем  посте
(орудж), вследствие чего в народе  слово  Р.  употребляется  часто  и  в
смысле мусульманского поста. Начиная с того  момента,  когда  становится
возможными отличить белую нитку от черной, и до захода солнца воспрещено
мусульманам есть, пить и иметь сношения с женой. Коран  воспрещает  даже
ставить  в  это  время  клизмы,  купаться,  вдыхать  благовонный  запах,
проглатывать слюну, целовать женщину; кто  принимает  лекарство,  должен
для очищения накормить бедняка, а  по  выздоровлении  должен  наверстать
пропущенное. Во время Р. приостанавливаются всякие торговые  сношения  и
даже государственная деятельность;  самые  важные  дипломатические  дела
откладываются до следующего месяца. От  соблюдения  поста  освобождаются
лишь роженицы и лица, находящиеся в походе или в путешествии.
   Рамануджа (Ramanuja) - индийский  религиозный  реформатор  XII  века,
основатель вишнуитской секты рамануджей. Как философ, Р. ратовал  против
учения Шанкары о так называемом advaita ("не дуализм"), т.  е.  единстве
души и тела. Этому учению он противопоставил систему  вишиштадваита,  т.
е. раздельной и конечной реальности индивидуальных существ.  Advaita  он
допускал только в верховном божестве  Вишну.  Р.  отвергал  и  учение  о
великой иллюзии Майя. Ему  принадлежит  комментарий  к  Ведантасутрам  и
краткое изложение Веданты ("Vedantatattvasara", изд.  в  Калькутте  1878
г.). Последователи его - рамануджи, как и  более  поздний  отпрыск  этой
секты
   - рамананди, делают особым предметом культа героя  Раму  и  его  жену
Ситу.
   Рамаяна (санскр. Ramayana) - вторая по величине  из  двух  знаменитых
древнеиндийских  эпических  поэм,  воспевающая  подвиги  любимого  героя
индусов Рамы. Сочинение ее приписывается легендарному  мудрецу  Вальмики
(Valmlki), имя которого упоминается  еще  в  ведийской  литературе,  как
одного  из  учителей  Тайттирия  -  Пратишакхья.   В   противоположность
Махабхарате, к которой прилагаются эпитеты  итихаса  (легенда,  сага)  и
пурана (былина), Р. относится к кавья, т.  е.  к  искусственным  поэмам.
Обыкновенно предполагается, что сюжет Р. имеет характер аллегорический и
изображает,  под   видом   подвигов   Рамы,   распространение   арийской
цивилизации на юг Индии до острова Цейлона; но нет ничего  невероятного,
что в основу этой аллегорической легенды положен  был  какой-то  древний
миф. А. Вебер ("Ueb. das Ramayааn" в  "Ahhdl.  d.  Berl.  Akad.",  1870)
высказал мнение, что сюжет  Р.  изображает  борьбу  между  буддистами  и
брахманами, что вся поэма носит  ясные  следы  знакомства  ее  автора  с
гомеровскими поэмами (похищение Ситы = похищение Елены и т. д.),  и  что
современная редакция ее возникла не раньше III в. до Р. Хр. Взгляд этот,
однако, не нашел почти ни в ком  сочувствия  (ср.  возражение  Kastinalh
Trimbak  Telaug'a:  "Was  tbe  R.  copied  from  Homer",  1873).  Лассен
основательно указывал еще в своей "Indische Alterthumskunde" (2 изд.  т.
II, 503) на целый ряд черт; свидетельствующих, что основа  Р.  никак  не
моложе Махабхараты. В пользу этого предположения говорит отсутствие в Р.
указаний  на  существование  буддизма,  имеющихся  уже  в   Махабхарате,
география  арийского  расселения,  более  ограниченного  в  Р.,  чем   в
Махабхарате и др. К подобному же  заключению  приходит  Якоба  ("Das  R.
Geschichte und Inhalt  uebst  Konkordanz  der  gedrucklen  Rezensionen",
Бонн,  1893).  По  его  мнению   древний   оригинал   Р.   (впоследствии
переработанный неоднократно) возник в восточном Индостане, до V в. до Р.
Хр.. может быть в VI и даже в VIII веке, когда  Махабхарата  только  еще

Страницы: «« « 2526   2527   2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534  2535   2536   2537   2538   2539   2540   2541   2542   2543   2544  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь