|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2526 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 » »» поразительно напоминает Р. моллюсков, именно головоногих, куда прежде и
относили некоторых корненожек. У червей, название Р. заслуживают
известковые или похожие по составу на хитин трубки, в которых живут
некоторые кольчатые черви. Трубки эти прикреплены одним концом к
подводным предметам, а другой - имеют открытым и чрез него то и
выставляется голова червя с ее придатками. Двустворчатую раковину между
червями имеют лишь Braehiopoda или плеченогие, при чем створки эти
соответствуют брюшной и спинной стороне тела, а не правой и левой, как у
моллюсков. Эта Р. тоже обыкновенно пропитана известью или реже остается
хитиновой. У колониальных червей - мшанок, наиболее близких к
плеченогим, некоторые своеобразно устроенные особи тоже имеют
двустворчатую Р. (так наз. авикуларии), составленную из брюшной и
спинной створки. У моллюсков Р. бывает построена по различному типу: или
она является двустворчатой, составленной из двух частей, одевающих
животное с боков, или в виде ряда отдельных известковых пластинок,
лежащих на спине, или, наконец, может быть сведена к форме конуса,
весьма часто спирально завитого. В виде изогнутого удлиненного конуса,
открытого на обоих концах, Р. свойственна лопатоногим; такую же, по
только в виде короткого с широким основанием конуса, имеют Р. и
некоторые брюхоногие (Fissurella), но у большинства последних конус этот
наверху заканчивается слепо и образует ряд спиральных оборотов. Р. при
этом может покрывать только спину или даже часть спины животного, или же
более или менее значительная часть органов животного втягивается в Р.,
принимая тоже спиральное расположение. Самая форма Р. весьма
разнообразна. Иногда животное, по мере роста, образует новый слой Р. на
ее отверстом краю, а более вершинный части Р. становятся необитаемыми и
последовательно отделяются перегородками от обитаемой или жилой части.
Такая Р., составленная из ряда камер, свойственна некоторым головоногим
. Та часть поверхности тела моллюска, которая выделяет Р., называется
мантией. В некоторых случаях края этой мантии заворачиваются поверх Р.,
закрываются и иногда совершенно срастаются над ней, так что Р.
оказывается лежащей во внутреннем мешке. Такая Р. назыв. внутренней и
свойственна некоторым головоногим и брюхоногим (Аriоn и др.). Она
обыкновенно является упрощенной, иногда в виде тоненькой пластинки,
часто совершенно лишенной извести. Наконец, многие моллюски имеют весьма
слабо развитую Р., но зато кругом их тела выделяются известковые трубки,
как у червей (напр. у древоточица или Teredo, Aspergillum). Кроме того
иногда встречаются и другие, напоминающие Р. образования, но иного
происхождения. Так, напр., самка Argonauta образует поверхностью
расширенных щупальцевидных придатков (так наз. рук) известковую Р., но
очевидно с настоящей Р. моллюсков, выделяемой мантией, ничего общего не
имеющей. У одного представителя туникат, именно у Chevreulius, мантия,
состоящая, как и у других асцидий, из сходного с клетчаткой туницива,
состоит из двух створок: верхней и нижней, напоминая Р. плеченогих, но
конечно это сходство чисто внешнее. Ср. Lang, "Lebrbuch der vergleich.
Anatomie" (1888).
В. Шимкевич.
Рамадан (араб.) или Рамазан (турецк.) - девятый месяц магометанского
лунного года; весь этот месяц магометане проводят в строжайшем посте
(орудж), вследствие чего в народе слово Р. употребляется часто и в
смысле мусульманского поста. Начиная с того момента, когда становится
возможными отличить белую нитку от черной, и до захода солнца воспрещено
мусульманам есть, пить и иметь сношения с женой. Коран воспрещает даже
ставить в это время клизмы, купаться, вдыхать благовонный запах,
проглатывать слюну, целовать женщину; кто принимает лекарство, должен
для очищения накормить бедняка, а по выздоровлении должен наверстать
пропущенное. Во время Р. приостанавливаются всякие торговые сношения и
даже государственная деятельность; самые важные дипломатические дела
откладываются до следующего месяца. От соблюдения поста освобождаются
лишь роженицы и лица, находящиеся в походе или в путешествии.
Рамануджа (Ramanuja) - индийский религиозный реформатор XII века,
основатель вишнуитской секты рамануджей. Как философ, Р. ратовал против
учения Шанкары о так называемом advaita ("не дуализм"), т. е. единстве
души и тела. Этому учению он противопоставил систему вишиштадваита, т.
е. раздельной и конечной реальности индивидуальных существ. Advaita он
допускал только в верховном божестве Вишну. Р. отвергал и учение о
великой иллюзии Майя. Ему принадлежит комментарий к Ведантасутрам и
краткое изложение Веданты ("Vedantatattvasara", изд. в Калькутте 1878
г.). Последователи его - рамануджи, как и более поздний отпрыск этой
секты
- рамананди, делают особым предметом культа героя Раму и его жену
Ситу.
Рамаяна (санскр. Ramayana) - вторая по величине из двух знаменитых
древнеиндийских эпических поэм, воспевающая подвиги любимого героя
индусов Рамы. Сочинение ее приписывается легендарному мудрецу Вальмики
(Valmlki), имя которого упоминается еще в ведийской литературе, как
одного из учителей Тайттирия - Пратишакхья. В противоположность
Махабхарате, к которой прилагаются эпитеты итихаса (легенда, сага) и
пурана (былина), Р. относится к кавья, т. е. к искусственным поэмам.
Обыкновенно предполагается, что сюжет Р. имеет характер аллегорический и
изображает, под видом подвигов Рамы, распространение арийской
цивилизации на юг Индии до острова Цейлона; но нет ничего невероятного,
что в основу этой аллегорической легенды положен был какой-то древний
миф. А. Вебер ("Ueb. das Ramayааn" в "Ahhdl. d. Berl. Akad.", 1870)
высказал мнение, что сюжет Р. изображает борьбу между буддистами и
брахманами, что вся поэма носит ясные следы знакомства ее автора с
гомеровскими поэмами (похищение Ситы = похищение Елены и т. д.), и что
современная редакция ее возникла не раньше III в. до Р. Хр. Взгляд этот,
однако, не нашел почти ни в ком сочувствия (ср. возражение Kastinalh
Trimbak Telaug'a: "Was tbe R. copied from Homer", 1873). Лассен
основательно указывал еще в своей "Indische Alterthumskunde" (2 изд. т.
II, 503) на целый ряд черт; свидетельствующих, что основа Р. никак не
моложе Махабхараты. В пользу этого предположения говорит отсутствие в Р.
указаний на существование буддизма, имеющихся уже в Махабхарате,
география арийского расселения, более ограниченного в Р., чем в
Махабхарате и др. К подобному же заключению приходит Якоба ("Das R.
Geschichte und Inhalt uebst Konkordanz der gedrucklen Rezensionen",
Бонн, 1893). По его мнению древний оригинал Р. (впоследствии
переработанный неоднократно) возник в восточном Индостане, до V в. до Р.
Хр.. может быть в VI и даже в VIII веке, когда Махабхарата только еще
Страницы: «« « 2526 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |