Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2827 2828 2829 2830 2831 2832 2833 2834 2835 2836 2837 2838 2839 2840 2841 2842 2843 2844 2845 » »» 1886 г. было напечатано в "Киевской Старине" (IX кн.) "Житие" С., составленное его ближайшим учеником, М. И. Ковалинским, с предисловием профессора Н. Ф. Сумцова. Юбилейное издание сочинений С. снабжено обширною критико-библиографической статьей профессора Д. И. Багалея, где подробно рассмотрена вся литература о С. и сделан библиографический разбор его сочинений. Ср. также ст. А. Я. Ефименко, "Философ из народа" ("Неделя", 1894, ј 1); ее же, "Личность С. как мыслителя" ("Вопросы философии и психологии", 1894, ј 5); О. Зеленогорский, "Философия С., украинского философа XVIII в." ("Вопросы философии", 1894, ј 3 - 4); А. С. Лебедев, "С. как богослов" ("Вопросы философии", 1895, ј 2); Д. Багалей, "Украинский философ С." ("Киев. Старина", 1895, ј, 2, 3, 6); ст. Л. Н. Майкова в "Ж. М. Н. Пр." (1894, ј 12). Скопа (Pandion haliaetus) - птица из сем. соколиных (Falconidae), единственный представитель почти космополитического рода Pandion, отличающегося коротким и низким, сильно выпуклым клювом с очень длинным крючкообразным концом надклювья и короткою восковицей, - острыми прикрывающими хвост крыльями (третье маховое перо которых длиннее остальных, а второе и четвертое почти одинаковы), короткою голою мелкосетчатою плюсною и сравнительно короткими пальцами, из которых наружный может обращаться назад; когти снизу выпуклы. Перья верхней стороны тела С. бурого цвета с белыми каемками; темя, затылок и нижняя сторона тела - светлые; на груди и на затылке темные стержневые пятна; на рулевых перьях обыкновенно шесть темных поперечных полос. Восковица и ноги свинцового цвета. Длина С. доходит до 55 стм. В южных странах С. живет как оседлая птица; из северных стран улетает на зиму. Селится всегда вблизи воды (больших рек, озер и морей), так как питается исключительно рыбой, которую ловит, бросаясь в воду подобно чайкам. Большие гнезда устраиваются обыкновенно на верхушках высоких деревьев, реже на скалах и даже прямо на земле (в безлесных местностях). Одно и то же гнездо, ежегодно исправляемое, служит в продолжение многих лет. Обычная кладка состоит из двух белых яиц с рыжими и красно-бурыми крапинами. Форма яиц, оттенок и расположение пятен очень варьируют. Часто поселяясь вблизи водоемов с искусственно разводимою рыбою, С., истреблением в них рыбы, наносит существенный вред. Ю. В. Скопас - древнегреческий скульптор так называемой новоаттической школы, родом из Пароса, работал в первой половине IV ст. до Р. Хр. Одною из его первых, по времени, работ было возобновление уничтоженного в 395 г. пожаром тегейского храма Афины-Алеи, для которого были также исполнены им две фронтонные группы, изображавшие "Охоту на каледонского вепря" и "Битву Ахилла с Телефом". Кроме этих групп, С. изваял очень большое число статуй разных божеств; из них более других были знамениты: "Аполлон Кифаред", вывезенный из Греции императором Августом в Рим и поставленный на Палатинском холме (позднейшая копия находится в Ватиканском музее), изваянная для Элиды "Афродита Пандемос", в виде женщины, сидящей на козле; "Геракл Сикионский", "Арес" (позднейшая копия известна под названием Ареса виллы Людовизи), "Беснующаяся вакханка", "Мелеагр" и "Эрос с его спутниками Гимеросом и Потосом". Ни одно из перечисленных произведений С. не дошло до нас в подлиннике, но о достоинствах этого художника, как скульптора, можно судить по фрагментам фриза так назыв. Мавзолея, - надгробного памятника, воздвигнутого в Галикарнасе над прахом карийского царя Мавзола его супругою Артемизиею. Исполнение скульптурных украшений мавзолея было поручено пяти ваятелям: Пифесу, Скопасу, Мохаресу, Бриаксису и Тимофею. Так как, по свидетельству Плиния, на С. было возложено украшение восточной стороны памятника, то ему приписывают находившийся на этой стороне фриз, изображающий битву амазонок (фрагменты с 1857 г. хранятся в британском музее, в Лондоне). "Битва амазонок" С. отличается смелостью композиции и исполнения; отдельные эпизоды представленной им сцены просты и жизненны, позы фигур, облеченных в легкие и развевающиеся вследствие сильных движений одеяния, вполне соответствуют характеру действия, самые фигуры очень серьезны и носят на себе несколько чувственный отпечаток. Вообще чувственность и патетичность были, по-видимому, отличительными чертами творчества С., которого, вместе с Праксителем, должно считать родоначальником нового направления в древнегреческой пластике. Так. например, известная по копии виллы Людовизи статуя Ареса, представляет это божество не в виде сурового воина, наделенного непреоборимою силою, но красивым юношею, томным и задумчивым, мечтающим о сладостях любви. А. А. Сомов. Скопин-Шуйский (Михаил Васильевич 1587 - 1610) - князь, знаменитый деятель в Смутное время. Рано лишившись отца, Василия Федоровича, который при Иоанне IV Грозном играл значительную роль, а при Борисе Годунове подвергся опале, С.Шуйский получил воспитание под руководством матери и обучался "наукам". Уже при Борисе Годунове был стольником; Лжедимитрий I произвел его в великие мечники и поручил привезти в Москву царицу Марфу. При Василии Шуйском С.-Шуйский, как племянник царя, стал близким человеком к престолу. На военное поприще он выступил в 1606 г., с появлением Болотникова , которого дважды разбил: при р. Пахре, имея в своем распоряжении небольшой отряд, тогда как незадолго до того главные силы моск. войска, предводительствуемые Мстиславским и другими боярами, потерпели от Болотникова полное поражение, - при уpoчище Котлах. После второго поражения Болотников засел в Туле. Во время осады его здесь московскими войсками С.-Шуйский предводительствовал передовым отрядом и много способствовал взятию Тулы. Когда Василий Шуйский решил обратиться за помощью к шведам, для переговоров об этом он отправил в Новгород С.-Шуйского. Несмотря на ряд препятствий, последнему удалось достигнуть цели. Сопровождаемый 12-тысячн. отрядом шведского войска, под предводительством Якова Делагарди, С.-Шуйский 14 апр. 1609 г. выступил из Новгорода для "спасения престола". Взятием Орешка, Твери и Торжка он очистил север от врагов, а поражением при Калязине гетмана Сапеги и занятием Александровской слободы заставил Сапегу снять осаду Троицкой лавры. Успеху действий С.-Шуйского много мешали недостаток средств для уплаты жалованья шведским наемникам и необходимость заниматься обучением войска; тем не менее тушинцы обратились перед ним в бегство, и народ смотрел на С.-Шуйского, как на своего "спасителя", "отца отечества". К нему явились посланные от Ляпунова с предложением царской короны, которое он отклонил; когда он приехал в Москву, ему устроили самую торжественную встречу. Все это возбудило к нему сильнейшую зависть в его же родственниках и особенно в дяде его Димитрии Ивановиче Шуйском, который должен был уступить ему главное начальствование над московским войском, снаряженным под Смоленск. Не без ведома, кажется, и самого Страницы: «« « 2827 2828 2829 2830 2831 2832 2833 2834 2835 2836 2837 2838 2839 2840 2841 2842 2843 2844 2845 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |