Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2827   2828   2829   2830   2831   2832   2833   2834   2835  2836   2837   2838   2839   2840   2841   2842   2843   2844   2845  » »»

1886 г. было напечатано  в  "Киевской  Старине"  (IX  кн.)  "Житие"  С.,
составленное его ближайшим учеником, М. И. Ковалинским,  с  предисловием
профессора Н.  Ф.  Сумцова.  Юбилейное  издание  сочинений  С.  снабжено
обширною критико-библиографической статьей профессора Д. И. Багалея, где
подробно рассмотрена вся литература  о  С.  и  сделан  библиографический
разбор его сочинений. Ср. также ст. А. Я. Ефименко, "Философ из  народа"
("Неделя", 1894, ј 1); ее же,  "Личность  С.  как  мыслителя"  ("Вопросы
философии и психологии", 1894, ј 5); О.  Зеленогорский,  "Философия  С.,
украинского философа XVIII в." ("Вопросы философии", 1894, ј 3 - 4);  А.
С. Лебедев, "С. как богослов"  ("Вопросы  философии",  1895,  ј  2);  Д.
Багалей, "Украинский философ С." ("Киев. Старина", 1895, ј,  2,  3,  6);
ст. Л. Н. Майкова в "Ж. М. Н. Пр." (1894, ј 12).
   Скопа (Pandion haliaetus) - птица  из  сем.  соколиных  (Falconidae),
единственный  представитель  почти  космополитического   рода   Pandion,
отличающегося коротким и низким, сильно выпуклым клювом с очень  длинным
крючкообразным  концом  надклювья  и  короткою  восковицей,  -   острыми
прикрывающими  хвост  крыльями  (третье  маховое  перо  которых  длиннее
остальных,  а  второе  и  четвертое  почти  одинаковы),  короткою  голою
мелкосетчатою плюсною и  сравнительно  короткими  пальцами,  из  которых
наружный может обращаться назад;  когти  снизу  выпуклы.  Перья  верхней
стороны тела С. бурого цвета с белыми каемками; темя, затылок  и  нижняя
сторона тела - светлые; на груди и на затылке темные  стержневые  пятна;
на рулевых перьях обыкновенно шесть темных поперечных полос. Восковица и
ноги свинцового цвета. Длина С. доходит до 55 стм. В  южных  странах  С.
живет как оседлая птица; из северных  стран  улетает  на  зиму.  Селится
всегда вблизи воды  (больших  рек,  озер  и  морей),  так  как  питается
исключительно рыбой, которую ловит,  бросаясь  в  воду  подобно  чайкам.
Большие гнезда устраиваются обыкновенно на верхушках  высоких  деревьев,
реже на скалах и даже прямо на земле (в безлесных местностях). Одно и то
же гнездо, ежегодно  исправляемое,  служит  в  продолжение  многих  лет.
Обычная кладка состоит из  двух  белых  яиц  с  рыжими  и  красно-бурыми
крапинами. Форма яиц, оттенок  и  расположение  пятен  очень  варьируют.
Часто поселяясь вблизи водоемов с  искусственно  разводимою  рыбою,  С.,
истреблением в них рыбы, наносит существенный вред. Ю. В.
   Скопас -  древнегреческий  скульптор  так  называемой  новоаттической
школы, родом из Пароса, работал в первой половине IV ст. до Р. Хр. Одною
из его первых, по времени, работ было возобновление уничтоженного в  395
г.  пожаром  тегейского  храма  Афины-Алеи,  для  которого  были   также
исполнены им две фронтонные группы, изображавшие "Охоту на  каледонского
вепря" и "Битву Ахилла с Телефом". Кроме этих  групп,  С.  изваял  очень
большое число статуй разных божеств; из них более других были знамениты:
"Аполлон Кифаред", вывезенный из Греции императором  Августом  в  Рим  и
поставленный  на  Палатинском  холме  (позднейшая  копия   находится   в
Ватиканском музее), изваянная для  Элиды  "Афродита  Пандемос",  в  виде
женщины, сидящей на козле; "Геракл Сикионский", "Арес" (позднейшая копия
известна под названием Ареса виллы  Людовизи),  "Беснующаяся  вакханка",
"Мелеагр" и "Эрос с его спутниками Гимеросом  и  Потосом".  Ни  одно  из
перечисленных произведений С.  не  дошло  до  нас  в  подлиннике,  но  о
достоинствах этого художника, как скульптора, можно судить по фрагментам
фриза так назыв. Мавзолея,  -  надгробного  памятника,  воздвигнутого  в
Галикарнасе над прахом карийского царя Мавзола его супругою  Артемизиею.
Исполнение скульптурных украшений мавзолея было поручено пяти  ваятелям:
Пифесу,  Скопасу,  Мохаресу,  Бриаксису   и   Тимофею.   Так   как,   по
свидетельству Плиния, на С. было возложено украшение  восточной  стороны
памятника,  то  ему  приписывают  находившийся  на  этой  стороне  фриз,
изображающий битву амазонок (фрагменты с 1857 г. хранятся  в  британском
музее, в Лондоне). "Битва амазонок" С. отличается смелостью композиции и
исполнения; отдельные эпизоды представленной им сцены просты и жизненны,
позы фигур, облеченных  в  легкие  и  развевающиеся  вследствие  сильных
движений одеяния, вполне соответствуют характеру действия, самые  фигуры
очень серьезны и носят на себе несколько чувственный  отпечаток.  Вообще
чувственность и патетичность были, по-видимому,  отличительными  чертами
творчества  С.,  которого,  вместе   с   Праксителем,   должно   считать
родоначальником нового  направления  в  древнегреческой  пластике.  Так.
например, известная по копии виллы Людовизи статуя  Ареса,  представляет
это божество не в виде сурового воина, наделенного непреоборимою  силою,
но красивым юношею, томным и задумчивым, мечтающим о сладостях любви. А.
А. Сомов.
   Скопин-Шуйский (Михаил Васильевич 1587 - 1610)  -  князь,  знаменитый
деятель в  Смутное  время.  Рано  лишившись  отца,  Василия  Федоровича,
который при Иоанне IV Грозном играл  значительную  роль,  а  при  Борисе
Годунове подвергся опале, С.Шуйский получил воспитание под  руководством
матери и обучался "наукам". Уже  при  Борисе  Годунове  был  стольником;
Лжедимитрий I произвел его в великие мечники и поручил привезти в Москву
царицу Марфу. При Василии Шуйском С.-Шуйский, как племянник  царя,  стал
близким человеком к престолу. На военное поприще он выступил в 1606  г.,
с появлением Болотникова , которого дважды разбил: при р. Пахре, имея  в
своем распоряжении небольшой отряд, тогда как незадолго до того  главные
силы моск. войска, предводительствуемые Мстиславским и другими  боярами,
потерпели от Болотникова полное поражение, - при уpoчище  Котлах.  После
второго поражения Болотников засел в Туле.  Во  время  осады  его  здесь
московскими войсками С.-Шуйский предводительствовал передовым отрядом  и
много способствовал взятию Тулы. Когда Василий Шуйский решил  обратиться
за помощью к шведам, для переговоров об  этом  он  отправил  в  Новгород
С.-Шуйского. Несмотря на ряд препятствий, последнему удалось  достигнуть
цели.  Сопровождаемый   12-тысячн.   отрядом   шведского   войска,   под
предводительством Якова Делагарди, С.-Шуйский 14 апр. 1609  г.  выступил
из Новгорода для "спасения престола". Взятием Орешка, Твери и Торжка  он
очистил север от врагов, а поражением  при  Калязине  гетмана  Сапеги  и
занятием Александровской слободы заставил Сапегу  снять  осаду  Троицкой
лавры. Успеху действий С.-Шуйского много мешали недостаток  средств  для
уплаты жалованья шведским наемникам и необходимость заниматься обучением
войска; тем не менее тушинцы обратились перед ним  в  бегство,  и  народ
смотрел на С.-Шуйского, как на своего "спасителя", "отца  отечества".  К
нему явились  посланные  от  Ляпунова  с  предложением  царской  короны,
которое он отклонил; когда он  приехал  в  Москву,  ему  устроили  самую
торжественную встречу. Все это возбудило к нему сильнейшую зависть в его
же родственниках и особенно  в  дяде  его  Димитрии  Ивановиче  Шуйском,
который должен был уступить ему главное начальствование  над  московским
войском, снаряженным под Смоленск. Не  без  ведома,  кажется,  и  самого

Страницы: «« « 2827   2828   2829   2830   2831   2832   2833   2834   2835  2836   2837   2838   2839   2840   2841   2842   2843   2844   2845  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь