|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2827 2828 2829 2830 2831 2832 2833 2834 2835 2836 2837 2838 2839 2840 2841 2842 2843 2844 2845 » »» 1886 г. было напечатано в "Киевской Старине" (IX кн.) "Житие" С.,
составленное его ближайшим учеником, М. И. Ковалинским, с предисловием
профессора Н. Ф. Сумцова. Юбилейное издание сочинений С. снабжено
обширною критико-библиографической статьей профессора Д. И. Багалея, где
подробно рассмотрена вся литература о С. и сделан библиографический
разбор его сочинений. Ср. также ст. А. Я. Ефименко, "Философ из народа"
("Неделя", 1894, ј 1); ее же, "Личность С. как мыслителя" ("Вопросы
философии и психологии", 1894, ј 5); О. Зеленогорский, "Философия С.,
украинского философа XVIII в." ("Вопросы философии", 1894, ј 3 - 4); А.
С. Лебедев, "С. как богослов" ("Вопросы философии", 1895, ј 2); Д.
Багалей, "Украинский философ С." ("Киев. Старина", 1895, ј, 2, 3, 6);
ст. Л. Н. Майкова в "Ж. М. Н. Пр." (1894, ј 12).
Скопа (Pandion haliaetus) - птица из сем. соколиных (Falconidae),
единственный представитель почти космополитического рода Pandion,
отличающегося коротким и низким, сильно выпуклым клювом с очень длинным
крючкообразным концом надклювья и короткою восковицей, - острыми
прикрывающими хвост крыльями (третье маховое перо которых длиннее
остальных, а второе и четвертое почти одинаковы), короткою голою
мелкосетчатою плюсною и сравнительно короткими пальцами, из которых
наружный может обращаться назад; когти снизу выпуклы. Перья верхней
стороны тела С. бурого цвета с белыми каемками; темя, затылок и нижняя
сторона тела - светлые; на груди и на затылке темные стержневые пятна;
на рулевых перьях обыкновенно шесть темных поперечных полос. Восковица и
ноги свинцового цвета. Длина С. доходит до 55 стм. В южных странах С.
живет как оседлая птица; из северных стран улетает на зиму. Селится
всегда вблизи воды (больших рек, озер и морей), так как питается
исключительно рыбой, которую ловит, бросаясь в воду подобно чайкам.
Большие гнезда устраиваются обыкновенно на верхушках высоких деревьев,
реже на скалах и даже прямо на земле (в безлесных местностях). Одно и то
же гнездо, ежегодно исправляемое, служит в продолжение многих лет.
Обычная кладка состоит из двух белых яиц с рыжими и красно-бурыми
крапинами. Форма яиц, оттенок и расположение пятен очень варьируют.
Часто поселяясь вблизи водоемов с искусственно разводимою рыбою, С.,
истреблением в них рыбы, наносит существенный вред. Ю. В.
Скопас - древнегреческий скульптор так называемой новоаттической
школы, родом из Пароса, работал в первой половине IV ст. до Р. Хр. Одною
из его первых, по времени, работ было возобновление уничтоженного в 395
г. пожаром тегейского храма Афины-Алеи, для которого были также
исполнены им две фронтонные группы, изображавшие "Охоту на каледонского
вепря" и "Битву Ахилла с Телефом". Кроме этих групп, С. изваял очень
большое число статуй разных божеств; из них более других были знамениты:
"Аполлон Кифаред", вывезенный из Греции императором Августом в Рим и
поставленный на Палатинском холме (позднейшая копия находится в
Ватиканском музее), изваянная для Элиды "Афродита Пандемос", в виде
женщины, сидящей на козле; "Геракл Сикионский", "Арес" (позднейшая копия
известна под названием Ареса виллы Людовизи), "Беснующаяся вакханка",
"Мелеагр" и "Эрос с его спутниками Гимеросом и Потосом". Ни одно из
перечисленных произведений С. не дошло до нас в подлиннике, но о
достоинствах этого художника, как скульптора, можно судить по фрагментам
фриза так назыв. Мавзолея, - надгробного памятника, воздвигнутого в
Галикарнасе над прахом карийского царя Мавзола его супругою Артемизиею.
Исполнение скульптурных украшений мавзолея было поручено пяти ваятелям:
Пифесу, Скопасу, Мохаресу, Бриаксису и Тимофею. Так как, по
свидетельству Плиния, на С. было возложено украшение восточной стороны
памятника, то ему приписывают находившийся на этой стороне фриз,
изображающий битву амазонок (фрагменты с 1857 г. хранятся в британском
музее, в Лондоне). "Битва амазонок" С. отличается смелостью композиции и
исполнения; отдельные эпизоды представленной им сцены просты и жизненны,
позы фигур, облеченных в легкие и развевающиеся вследствие сильных
движений одеяния, вполне соответствуют характеру действия, самые фигуры
очень серьезны и носят на себе несколько чувственный отпечаток. Вообще
чувственность и патетичность были, по-видимому, отличительными чертами
творчества С., которого, вместе с Праксителем, должно считать
родоначальником нового направления в древнегреческой пластике. Так.
например, известная по копии виллы Людовизи статуя Ареса, представляет
это божество не в виде сурового воина, наделенного непреоборимою силою,
но красивым юношею, томным и задумчивым, мечтающим о сладостях любви. А.
А. Сомов.
Скопин-Шуйский (Михаил Васильевич 1587 - 1610) - князь, знаменитый
деятель в Смутное время. Рано лишившись отца, Василия Федоровича,
который при Иоанне IV Грозном играл значительную роль, а при Борисе
Годунове подвергся опале, С.Шуйский получил воспитание под руководством
матери и обучался "наукам". Уже при Борисе Годунове был стольником;
Лжедимитрий I произвел его в великие мечники и поручил привезти в Москву
царицу Марфу. При Василии Шуйском С.-Шуйский, как племянник царя, стал
близким человеком к престолу. На военное поприще он выступил в 1606 г.,
с появлением Болотникова , которого дважды разбил: при р. Пахре, имея в
своем распоряжении небольшой отряд, тогда как незадолго до того главные
силы моск. войска, предводительствуемые Мстиславским и другими боярами,
потерпели от Болотникова полное поражение, - при уpoчище Котлах. После
второго поражения Болотников засел в Туле. Во время осады его здесь
московскими войсками С.-Шуйский предводительствовал передовым отрядом и
много способствовал взятию Тулы. Когда Василий Шуйский решил обратиться
за помощью к шведам, для переговоров об этом он отправил в Новгород
С.-Шуйского. Несмотря на ряд препятствий, последнему удалось достигнуть
цели. Сопровождаемый 12-тысячн. отрядом шведского войска, под
предводительством Якова Делагарди, С.-Шуйский 14 апр. 1609 г. выступил
из Новгорода для "спасения престола". Взятием Орешка, Твери и Торжка он
очистил север от врагов, а поражением при Калязине гетмана Сапеги и
занятием Александровской слободы заставил Сапегу снять осаду Троицкой
лавры. Успеху действий С.-Шуйского много мешали недостаток средств для
уплаты жалованья шведским наемникам и необходимость заниматься обучением
войска; тем не менее тушинцы обратились перед ним в бегство, и народ
смотрел на С.-Шуйского, как на своего "спасителя", "отца отечества". К
нему явились посланные от Ляпунова с предложением царской короны,
которое он отклонил; когда он приехал в Москву, ему устроили самую
торжественную встречу. Все это возбудило к нему сильнейшую зависть в его
же родственниках и особенно в дяде его Димитрии Ивановиче Шуйском,
который должен был уступить ему главное начальствование над московским
войском, снаряженным под Смоленск. Не без ведома, кажется, и самого
Страницы: «« « 2827 2828 2829 2830 2831 2832 2833 2834 2835 2836 2837 2838 2839 2840 2841 2842 2843 2844 2845 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |