|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2822 2823 2824 2825 2826 2827 2828 2829 2830 2831 2832 2833 2834 2835 2836 2837 2838 2839 2840 » »» Скептицизм - С. называется одно из основных философских направлений,
противоположное догматической философии и отрицающее возможность
построения философской системы. Секст Эмпирик говорит: "скептическое
направление по своему существу состоит в сравнении данных чувств и
данных разума и в возможном их противоположении. С этой точки зрения мы,
скептики, в силу логической равноценности противоположности в предметах
и доводах разума сначала приходим к воздержанию от суждения, а потом к
совершенному душевному спокойствию ("Пирроновы основоположения", 1, 4).
В новейшее время Энезидем (Шульце) дает такое определение С.:
"скептицизм есть ничто иное как утверждение, что философия не в
состоянии дать твердых и общепризнанных положений ни относительно бытия
или небытия предметов и их качеств, ни касательно границ человеческого
познания". Сравнение этих двух определений, древнего и нового,
показывает, что древний скептицизм имел практический характер, новый -
теоретический. В различных исследованиях о скептицизме (Стейдлина,
Дешана, Крейбига, Сэссэ, Оуэна), устанавливаются различные виды С.,
причем, однако, часто смешивают мотивы, из коих вытекает С., с самым
скептицизмом. В сущности, следует различать лишь два вида С. :
абсолютный и относительный; первый есть отрицание возможности всякого
познания, второй - отрицание философского познания. Абсолютный скепсис
исчез вместе с древней философией, относительный же развит в новой в
весьма разнообразных формах. Различение скепсиса, как настроения, от С..
как законченного философского направления, имеет несомненную силу, но
это различение не всегда легко провести. Скепсис заключает в себе
элементы отрицания и сомнения и представляет вполне жизненное и
законченное явление. Так напр., скепсис Декарта есть методологический
прием, приведший его к догматической философии. Во всяком исследовании
научный скепсис есть живительный источник, из коего рождается истина. В
этом смысле скепсис вполне противоположен мертвому и мертвящему С.
Методологический скепсис есть ничто иное, как критика. Такому скепсису,
по замечанию Оуэна, в одинаковой мере противоречит как положительное
утверждение, так и определенное отрицание. С. вырастает из скепсиса и
проявляется не только в сфере философской, но и в сфере религиозной,
этической и научной. Коренным вопросом для С. является гносеологический,
но мотивы отрицания возможности философской истины могут быть почерпнуты
из различных источников. С. может повести к отрицанию науки и религии,
но, с другой стороны, убеждение в истинности науки или религии может
повлечь за собой отрицание всякой философии. Позитивизм, напр., есть
ничто иное, как отрицание философии на почве уверенности в научном
знании. Главнейшие основания, коими пользовались скептики различных
времен для отрицания возможности познания, заключаются в следующем: а)
различие во мнениях философов служило любимой темой для скептиков; с
особенным усердием этот довод был развит Монтэнем, в его опытах, и у
французских скептиков, подражавших Монтэню. Этот довод значения не
имеет, ибо из того обстоятельства, что мнения философов различны, ничего
не следует по отношению к истине и к возможности ее нахождения. Самый
довод нуждается в доказательстве, ибо, может быть, мнения философов
различны лишь по внешности, а по существу сходятся. Возможность
примирения философских мнений не оказалась невозможною напр. для
Лейбница, утверждавшего, что все философы правы в том, что они
утверждают, и расходятся лишь в том. что они отрицают. b) Ограниченность
человеческого знания. Действительно, опыт человека чрезвычайно ограничен
в пределах пространства и времени; поэтому заключения, делаемые на
основании такого опыта, должны казаться плохо обоснованными. Этот довод,
при всей его видимой убедительности, имеет, однако, немного больше
значения, чем предшествующий; познание имеет дело с системою, в коей
каждый отдельный случай является типичным представителем бесконечного
множества других. В частных явлениях отражаются общие законы, и задача
человеческого познания исчерпана, если ему удастся из частных случаев
вывести систему общих мировых законов. с) Относительность человеческого
познания. Этот довод имеет философское значение и является главным
козырем скептиков. Довод этот может быть представлен в различных формах.
Основной смысл его заключается в том, что познание есть деятельность
субъекта и от печати субъективности никоим образом отделаться не может.
Этот основной принцип распадается на два главных мотива: один, так
сказать, сенсуалистический, другой
- рационалистический; первый соответствует чувственному элементу
познания, второй - интеллектуальному. Предмет познается чувствами, но
качества предмета нисколько не похожи на содержание ощущения.
Чувственное познание доставляет субъекту не предмет, а явление,
субъективное состояние сознания. Попытка различить в предмете двоякого
рода качества: первичные, принадлежащие самому предмету и повторяемые в
чувственном познании, и вторичные (субъективные, вроде цвета) - ни к
чему не ведет, ибо и так называемые первичные качества, т. е.
определения пространства и времени, оказываются столь же субъективными,
как и вторичные. Но так как, продолжает скептик-сенсуалист, все
содержание разума дается ощущениями, разуму же принадлежит лишь
формальная сторона, то познание человека никогда не может иметь дела с
предметами, а всегда лишь с явлениями, т. е. с состояниями субъекта.
Скептик-рационалист, склонный признать первичное значение разума и его
независимость от чувств, направляет свои доводы против деятельности
самого разума. Он утверждает, что разум, в силу принципов ему присущих,
в своей деятельности впадает в коренные противоречия, из коих нет
исхода. Кант постарался систематизировать эти противоречия и представил
их в виде четырех антиномий разума. В самой деятельности разума, ни
только в результатах ее, скептик находит противоречие. Главная задача
разума состоит в доказательстве, а всякое доказательство покоится, в
конце концов, на очевидных истинах, истинность которых не может быть
доказана и посему противоречит требованиям разума. - Таковы главные
доводы скептиков против возможности философского знания, исходящие из
относительности человеческого знания. Если признать их основательными.
то нужно признать в то же время бесплодность всякой попытки философского
искания в пределах сенсуалистической и рационалистической области; в
таком случае остается только С. или же мистицизм, как утверждение
возможности сверхчувственного и сверхразумного познания. - Может быть,
однако, сила доводов скептика не так велика, как кажется на первый
взгляд. Субъективный характер ощущений не подлежит сомнению, но отсюда
еще не следует, чтобы ощущениям не соответствовало ничего в реальном
мире. Из того, что пространство и время суть формы нашего созерцания, не
следует, чтобы они были только субъективными формами. Что касается
Страницы: «« « 2822 2823 2824 2825 2826 2827 2828 2829 2830 2831 2832 2833 2834 2835 2836 2837 2838 2839 2840 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |