Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2814   2815   2816   2817   2818   2819   2820   2821   2822  2823   2824   2825   2826   2827   2828   2829   2830   2831   2832  » »»

социалистов подробно проследил Антон Менгер, в сочин. : "Das  Recht  auf
den vollen Arbeitsertrag" (изд. 2, 1891). С другой  стороны,  прикладная
часть воззрений С. (страхование рабочих, фабричное законодательство и т.
д.)    вошла    в    программу    требований,    выставленных     школою
катедер-социалистов (Шмоллер, Вагнер, Гельд).

   Литература. Mignet, "Notice historique sur la vie et les  travaux  de
M.  Sismondi"  ("Memoires  de  l'Academie  des   sciences   morales   et
politiques",  т.  VI,  1850);  Elster,  "S.  de   Sismondi"   ("Conrad's
Jahrbuch.",  1887,  т.  XIV).  В  издаваемой  Солдатенковым  "Библиотеке
экономистов" помещен  перевод  избранных  мест  С.,  с  предисловием  Б.
Ефруси;  см.  его  же,  "Социално-эконом.  воззрения  С.   "   ("Русское
Богатство", 1896, кн. 7 и 8).
   В. Левитинский Система - так называется соединение однородного знания
в одно целое. Основанием для такого соединения  служит  одно  какое-либо
начало или принцип.  Возможность  С.  дана  в  отношениях  подчинения  и
разделения понятий, необходимость ее - в единстве мышления,  которое  не
успокоивается, пока  не  подведет  разнообразные  сведения  в  различные
группы научного знания, а  последнего  не  объединит  в  цельной  единой
философской С. Прототипом С. служат  соподчиненные  понятия,  лежащие  в
объеме высшего;  подчинение  понятий  и  разделение  их  разрастается  в
классификацию. От классификации  С.  отличается  тем,  что  имеют  ввиду
познание предметов, а не произвольное  сочетание  понятий  на  основании
субъективного принципа. С.,  как  научная,  так  и  философская,  служит
отражением  обыкновенного  порядка;  даже  с  точки  зрения  критической
философии, считающей всякую закономерность лишь продуктом  сознания,  С.
является  отражением   объективной   действительности   -   только   эта
действительность перенесена во внутренний мир.  Группировка  философских
С. может быть  чрезвычайно  разнообразна,  в  зависимости  от  принципа,
которым  определяется  их  характер.  С  точки   зрения   количественной
фисософские  С.  можно  разделить  на  монистические,  дуалистические  и
плюралистические, в зависимости от того, признают ли  они  один  принцип
бытия  (Спиноза),  или  два  (Декарт),   или   бесчисленное   количество
качественно различных (Лейбниц), или же только  количественно  различных
(атомисты). С точки зрения качественной, т. е. качественного определения
принципа, за коим признается истинное бытие, философские С.  могут  быть
разделены на материализм, идеализм и идеореализм, пытающийся соединить в
одно противоположности  материализма  и  идеализма.  Большое  количество
философских направлений дает точка зрения  гносеологическая,  с  которой
можно различать догматизм,  критицизм  и  скептицизм.  Первый  подчиняет
вопросы познания вопросам бытия, второй сводит все  вопросы  к  вопросам
познания,  третий  отрицает  возможность  познания.  К  этой  же  группе
философских  С.  следует  отнести  и  мистицизм,  характерным  признаком
которого является учение о познании бесконечного начала, и субъективизм,
представляющий  прямую  противоположность  мистицизму.  С  точки  зрения
процесса, философские С. могут быть разделены на  эволюционные  (Гегель,
Спенсер),  эманационные  (Плотин)  и  такие,  которые  отрицают   всякое
становление (элеаты). Э. Р.
   Сихотэ-Алинь -  береговой  хребет  Приморской  обл.,  вдоль  русского
побережья Сев. Японского моря и Татарского прол., от устья р.  Амура  до
пределов Маньчжурии. Средняя высота С. Алиня в южн. части 2 - 3000  фт.,
в сев. - 3 - 4000 фт., отдельные вершины (гора Голая  и  др.)  достигают
5000 фт. С.- Алинь служит водоразделом с одной  стороны  маленьких  рр.,
впадающих в Сев.-Японское море и Татарский прол., и  с  другой  бассейна
Амура и Уссури. Хребет состоит из  ряда  параллельных  складок,  имеющих
общее  сев.-  сев.-  вост.  направление.  Вост.  отроги   его   коротки,
направляются перпендикулярно к берегу моря,  где  и  кончаются  высокими
отвесными скалами. С вост. склонов стекают в море небольшие, но  быстрые
реки с узкими долинами; наибольшие  из  этих  речек:  Седеми,  Мангугай,
Суйфун, Цымухэ,  Сичан,  Псухун  и  Тузании.  Теже  отроги  ограничивают
несколько  больших  морских  заливов,  каковы  зал.  -  Св.  Ольги,  Св.
Владимира и Петра Вел. Зап. отроги С. Алиня  более  пологи  и  заполняют
собой все пространство от водораздела  до  Амура  и  Уссури.  Pp.  этого
склона имеют менее быстрое течение. Из их наибольшие: Нор, Донндон, Има,
Баку, Бики, Фудри, Уссури и Сунгари. На побережье, начиная от зал. Петра
Вел. до зал. Св. Ольги, встречаются кристаллические горные породы;  там,
где береговая линия пересекает складки  хребта,  попадается  по  большей
части гранит, где же береговая линия  совпадает  с  направлением  гор  -
преобладают порфиры,  порфириты,  диориты  и  диабазы.  При  пересечении
хребта в поперечном  направлении,  кроме  указанных  пород  найдены  еще
андезиты, базальты, слюдяные сланцы, песчаники, брекчии, конгломераты  и
глинистые  сланцы.  Большая  часть  С.Алиня  поросла,   хвойным   лесом,
состоящим из кедра (Pinus mandjurica), ели (Abies sibirica), лиственниwы
(Larix daurica и L. japonica), пихты (Picea  obovata  и  P.  ajanensis),
сосны   (Pinus   silvestris).   Благодаря   влиянию   Японского    моря,
растительность  вост.  склонов   беднее,   весной   растительная   жизнь
начинается здесь позднее, нежели на зап. склонах. Из  лиственных  пород,
преобладающих в долинах, в С.- Алине встречаются липа (Tilia  mandjurica
и Т. cordata), клен (Acer mono, A. spicatum  и  др.),  пробковое  дерево
(Phillodendron amurense), грецкий  орех  (Junglans  mandjurica),  маакия
(Маaria amuernsis), черешня, черемуха (Prunus maximoviczii), абрикосовое
дерево, яблоня и груша (Pyrus baccata и P. ussuriensis),  осина,  береза
обыкновенная и черная (В. daurica), а также тисс  (Taxus  baccata).  Ср.
Пржевальский, "Путеш. в  Уссурийском  кр."  (стр.  16  и  пр.);  Иванов,
"Основные черты строения С.- Алиня" ("Зап. Приам. Отд. Геогр. Общ. ", т.
1. вып. Ill, 1897). А. Н.
   Сказители  -  так  называют  себя  олонецкие  певцы  былин  (старин),
производя это слово  от  глагола  "сказывать",  в  специальном  значении
передачи чего-либо (сказки, события) нараспев, речитативом. В  Олонецком
крае исследователи не  встречали  С.  по  профессии,  снискивающих  себе
пропитание пением былин, подобно каликам,  для  которых  пение  духовных
стихов является хлебным ремеслом.  Из  среды  знающих  и  поющих  былины
мужиков и баб выделяются, однако, особо  одаренные  люди,  приобретающие
репутацию С.  по  преимуществу  и  пользующиеся  в  окрестном  населении
почетом и  славой.  Они  являются  традиционными  хранителями  эпической
старины,  передавая  ее  из  поколения  в  поколение,  причем  детальные
изменения, невольно вносимые каждым из них  при  пении  той  или  другой
былины, зависят от самых условий  устной  передачи,  но  не  от  личного
сочинительства: последнее почти отсутствует,  и  многочисленные  попытки
"сочинить" новую былину, как свидетельствует Гильфердинг в предисловии к

Страницы: «« « 2814   2815   2816   2817   2818   2819   2820   2821   2822  2823   2824   2825   2826   2827   2828   2829   2830   2831   2832  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь