Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2806   2807   2808   2809   2810   2811   2812   2813   2814  2815   2816   2817   2818   2819   2820   2821   2822   2823   2824  » »»

можно ли ставить его этимологию на первый план там,  где  дело  идет  об
уяснении его современного значения? Нужно различить значения двух  С.  -
солдат и воин, много ли способствует этому различению установление того,
что первое слово - иностранного  происхождения  и  первоначально  значит
наемник (solde), но  теперь  совершенно  потеряло  это  значение?  Самый
пример этимологического изучения С., приводимый Буслаевым, указывает  на
то, что это  изучение,  будучи  необходимо  для  других  целей,  в  деле
различения С. не может иметь первостепенного значения. "С. труд и работа
- говорит он - теперь определяемые только по различным понятиям, с этими
словами соединенным, первоначально отличались весьма резко, указывая  на
различные впечатления, тем или другим  словом  выраженные:  слово  труд,
кроме нынешнего значения,  употреблялось  в  смысле  бедствия,  болезни,
страдания... слово же работа означало не только  дело,  но  и  рабство".
Очевидно,  эта  этимологическая  справка,  при  всем  ее  интересе  ,  в
различение тех оттенков, с которыми слова труд и работа употребляются  в
нашей живой речи, вносит  немного;  для  нас  слово  труд  не  имеет  ни
малейшего оттенка бедствия, равно как работа не имеет  ни  следа  былого
значения рабства.  Гораздо  важнее  для  такого  различения  примеры  из
современных писателей, могущие свидетельствовать о том значении, в каком
ходит теперь слово  в  живой  речи.  Научное  изучение  С.  относится  к
семасиологии и ничем не отличается от иных словарных работ.  Большинство
существующих словарей С.  запечатлено  еще  былой  связью  синонимики  с
практической риторикой и противнонаучным стремлением служить пособием  в
сочинении. Русского научного словаря С. пока нет.

   Литература. Vomel, "Griechische Synonymik" (1819); Schmit, "Synonymik
der  griechischen  Sprache"  (1876  -  86);  его   же,   "Handbuch   der
lateinischen und  griechischen  Synonymik"  (1889),  латин.:  Doderlein,
"Lateimsche Synonyme und Etymologien"  (1826  -  38);  Gardin  Dumesnil,
"Synonymes latins" (1777); Barrault, "Traite des synonymes de la  langue
latine" (1853); Ramshorn, "Lateinische Synonymik" (1831 - 33);  Schultz,
"Schul-Synonyrnik" (1841, 8-е изд. 1879); нем.  :  Weigand,  "Worterbuch
der deutschen S. "  (1852);  Sanders,  "Worterbuch  d.  deutschen  S.  "
(1882); Eberhard, "Synonymisches Handworterbuch d. deutsch. Sprache" (15
изд. 1896 г.); франц. : Girard, "Synonymes francais"  (1718)  и  "Traite
des synonymes" (1736); Roubaud,  "Synonymes  francais"  (1775);  Guizot,
"Synonymes francais"  (1809);  Lafaye,  "Traite  des  synonymes"  (1841,
Supplem. 1865); Sommer,  "Quomodo  tradi  possit  synonymorum  graecorum
doctrina" (Дижон, 1847). Из русских писателей первый начал объяснять  С.
отечественного языка фонВизин, в "Собеседнике Любит. Росс. Слова" (1783,
ч. 1, стр. 126 - 134; ч. IV, стр. 143 - 157 и ч. X,  стр.  137  -  142).
Затем в разных  периодич.  изданиях  помещались  объяснения  С.  Шишкова
("Соч. и пер. Росс. Акад.", 1806, ч. II, "Собр. Соч." Шишкова,  ч.  IV),
Д. Княжевича ("С.-Петерб. Вестн." и "Сын Отечества"),  Саларева  ("Труды
Общ. Люб. Рос. Слов.", ч. VII, X,  XIV,  XVIII),  Коха  (там  же,  часть
XXIV), Анастасевича ("Сев. Вестн.", 1804 - 1805 гг., ч. I, III, V,  VI),
Ибрагимова ("Сын Отеч.", 1814, ч. XI, ј4, 114. XII, ј8). В  1818  г.  Н.
Калайдович собрал в  своем  "Опыте  словаря  русских  С."  исследования,
сделанные до него, с присовокуплением своих определений  С.  В  1840  г.
редакцией нравственных сочинений напечатана первая часть Словаря русских
С. или сословов (буквы А, Б, В, под ред. Галича). В конце 1850  гг..  С.
занимался И. И. Давыдов ("Известия Акд. Наук", т. V, стр. 289 - 305, 337
- 350, т. VII, стр. 1 - 16, т. VIII, стр. 13 - 40). Ряд замечаний  о  С.
встречается в работах Буслаева: "Опыт историч. грамматики"  (М.,  1863),
"О преподавании  отечественного  языках  (1867),  "Исторические  очерки"
(1861, т. 1). Обьяснения С. есть в "Толковом словаре" Даля. Ср. также Н.
Абрамов, "Словарь русских С.  и  сходных  по  смыслу  выражений"  (СПб.,
1900).
   Ар. Горнфельд.
   Синтаксис  (греч.  suntaxiV  -   "строй,   система",   в   грамматике
"конструкция, грамматический строй речи") -  в  европ.  грамматике  этим
термином  обозначалась  та  часть  ее,  которая   рассматривает   законы
сочетания отдельных слов в целые  предложения.  Современная  грамматика,
признавая, что связная речь есть единственный объект научной грамматики,
должна была изменить и взгляд на С. При таком взгляде не может быть речи
о сочетании отдельных слов в предложения,  так  как  отдельных  слов  не
существует помимо предложений. Следовательно, задача  С.  заключается  в
анализе живой человеческой речи. Но в такой общей форме С. совпадал бы с
грамматикой вообще, задача которой сводится к  тому  же.  Синтаксический
анализ речи простирается только до  пределов  отдельного  слова:  анализ
слов составляет задачу морфологии (учения о формах слов, о  склонении  и
спряжении), учения об образовании основ (с помощью суффиксов) и фонетики
(учения о звуках). Таким образом  С.  можно  определить,  как  учение  о
предложении и его частях. В изложении грамматики С. обыкновенно является
последнею частью ее, наиболее  сложною,  но  уже  при  разборе  вопросов
фонетики и  морфологии  предполагаются  известными  общие  основы  С.  В
морфологии  рассматриваются  различные  формы  грамматических  категорий
(падежей, наклонений и т. д.),  которые  создались  в  связной  речи,  в
предложении. Мы различаем, напр., род. пад. ед. числа рыбы от имен. пад.
множ. числа рыбы, между тем как в самой форме этих двух слов нет никакой
разницы.  Следовательно,  синтаксический  анализ  должен  предшествовать
морфологическому. Внешние границы С., как учения  о  предложении  и  его
частях, определяют  и  его  содержание.  С.  должен  прежде  всего  дать
определение предложения, как единицы речи. Затем он занимается  разбором
различных видов предложений (повествовательные и вопросительные, главные
и придаточные и т. д.),  устанавливает  части  предложения  (подлежащее,
сказуемое, дополнение и т. д.), рассматривает порядок слов в предложении
и его изменения в связи с  оттенками  смысла,  ударение  в  предложении.
Далее рассматриваются: связь частей  предложения  между  собою  (явления
согласования  подлежащего  со  сказуемым,  определения  с   определяемым
словом, связь глагола с  дополнением  в  различных  падежах  и  т.  д.).
функции  отдельных  грамматических  категорий  (рода,  числа,   падежей,
глагольных  форм  -  залогов,  наклонений,  времен  и  т.  д.),  способы
соединения предложений между собою (функции местоимений относительных  и
других, союзов, частиц). Так как С., рассматривая функции грамматических
категорий, старается установить грамматическое их значение, то некоторые
дают этому отделу С. название семасиологии , а под  С.  разумеют  только
учение о сочетании слов в предложении (согласование, порядок  слов);  но
такое  определение  С.  не   соответствует   господствующему   в   науке
употреблению этого термина. Изучение С. индоевропейских  языков  сделало

Страницы: «« « 2806   2807   2808   2809   2810   2811   2812   2813   2814  2815   2816   2817   2818   2819   2820   2821   2822   2823   2824  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь