Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2801   2802   2803   2804   2805   2806   2807   2808   2809  2810   2811   2812   2813   2814   2815   2816   2817   2818   2819  » »»

Воронцову, в котором помещаются теперь училище садоводства.
   К. В.

   История. С., как место поселения, относится к  числу  древнейших;  по
Страбону, еще скифский царь  Скилур  построил  на  его  месте  Неаполис,
остатки которого открыты раскопками;  самые  последние  сведения  о  нем
относятся к началу III ст. по Р. Х.  В  татарский  период  он  назывался
Керменчик (малая крепость), обратившийся после 1779 г. в  село  того  же
названия.   Около   начала    XVI    ст.    основалось    по    близости
Неаполиса-Керменчива татарское  поселение,  под  назв.  Ак-Мечет  (белая
мечеть), которое скоро  обратилось  в  город  и  в  тоже  время  служило
передовым укреплением Бахчисарая против беев, в виду чего в Акмечети жил
калга-султанпервое  лицо  после  хана  в  наследник  престола.  Акмечеть
расположена была частью на горе, частью  внизу  под  Керменчиком.  После
присоединения Крыма к  России,  по  камеральному  описанию  1803  г.,  в
Акмечети в 1783 г. было 815 душ. а в 1803- не более 1000 (русских- 360).
В 1784 г. сюда было переведено  из  Карасубазара  управление  Крымом,  и
город,   ставший   центром   Таврической   области,   получил   название
Симферополь, название Акмечеть  осталось  за  татарской  частью  города.
Тогда же был  возведен  ряд  укреплений.  В  1787  г.  С.  был  объявлен
губернским  городом;  но  по  смерти  имп.  Екатерины   II   не   только
прекратилось развитие С., но уничтожено было и само его имя. В  1802  г.
была вновь открыта Таврическая губерния, а вместе  с  тем  и  губернский
город вновь получил название С. В 1836 г. в нем было 6987,  в  1864  г.-
17061, в 1887 г.- жителей 38096. Быстрое развитие города началось  после
Севастопольской кампании. Самостоятельная таврическая епархия в С.  была
открыта в 1859 г. В самом городе и его окрестностях очень много  богатых
археологическими предметами курганов, которые уже несколько десятков лет
раскапываются    членами    археологических    обществ    и     местными
исследователями.- См. Г. И. Тимошевский, "Краткий  очерк  истории  С.  "
("Третья   учебная   экскурсия   Симферопольской   мужской    гимназии",
Симферополь, 1890).
   В. Р-в.
   Симфония  (греч.  созвучие)-  название   оркестрового   сочинения   в
нескольких частях. С.  -  самая  обширная  форма  в  области  концертной
оркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой
. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в  сонате,  С.
имеет обыкновенно четыре части: первая часть, в скором движении, пишется
в сонатной форме; вторая, в медленном движении, пишется в форме рондо  ,
реже в форме сонаты; третья- скерцо или менуэт- в форме песни с трио, т.
е. коленного склада, другого коленного склада (трио) с новым содержанием
и  повторения  первого  коленного  склада;  четвертая  часть,  в  скором
движении- в сонатной форме или в большой форме рондо. В виду  того,  что
С. рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется  шире
и подробнее, чем напр. в обыкновенной фортепьянной сонате, так как в  С.
надо  выдвинуть  разные  оркестровые  группы.  С.  представляет  двоякий
интерес: чисто музыкальный, в смысле творчества и формы,  и  оркестровый
симфонический,  в  смысле  колорита,  т.  е.  разных  звуковых   красок,
получаемых от соединения одного  инструмента  с  другим,  от  соединения
инструментальной группы  одного  характера  с  инструментальной  группой
другого характера. Прототипом С. может считаться  итальянская  увертюра,
сложившаяся при Скарлатти (1650-1725), называвшаяся С. и  состоявшая  из
allegro, аndante и allegro,  слитых  в  одно  целое.  С  другой  стороны
предшественницей С. была оркестровая соната,  состоявшая  из  нескольких
частей  в  простейших  формах  и  преимущественно  в  одной  и  той   же
тональности.  В  С.  только  первая  и  последняя   части   имеют   туже
тональность, а средние пишутся в тональностях сродных с главной, которой
и  определяется  тональность  целой  С.  Творцом  новейшей  формы  С.  и
оркестрового  колорита  считается   Гайдн.   В   смысле   развития   как
симфонической формы,  так  и  оркестровки  Бетховен  может  быть  назван
крупнейшим и совершеннейшим представителем  в  области  С.  В  форме  С.
сказал новое слово Шуман  (в  особенности  в  С.  d-moll),  сделав  опыт
слияния всех ее частей в одно целое и введя  тематизм  встречается  и  у
Бетховена, в его  девятой  С.  С.  программной  называется  та,  которая
связана  с  известным  содержанием,  изложенным   в   программе,   напр.
Пасторальная С. Бетховена, "Simfonie fantastique" Берлиоза и пр.  Первые
ввели программу в С. Диттерсдорф, Розетити и  Гайдн.  C.  писали,  кроме
вышеупомянутых композиторов, Моцарт,  Шуберт,  Мендельсон,  Шнор,  Рафф,
Брамс, Гаде  и  друг.,  из  русских-  Рубинштейн,  Чайковский,  Бородин,
Римский-Корсаков, Баолакирев, Глазцнов, Аренский, Направник и пр.
   Н. С.
   Синагога (греч. sunagwgh, соответ. еврейскому  kenesset  -  собрание,
beth hakenesset - дом собрания) - так называются у евреев  богослужебные
здания, предназначенные для общественных молитв и  чтения  и  толкования
Священного Писания, но не для жертвоприношений. Точно  определить  время
появления общественных молитв и С. у евреев  нельзя:  некоторые  относят
его ко времени первого храма и даже еще более раннему, большинство -  ко
времени вавилонского плена  или  ближайшему  за  ним.  Введенный  Ездрой
порядок  чтения  закона   является   основою   современного   еврейского
общественного богослужения: Ездра установил общественное  чтение  отдела
из Пятикнижия, а затем из пророков, по  субботним  и  праздничным  дням,
впоследствии же и по понедельникам и четвергам, а также в  ярмарочные  и
судебные дни. Ко времени И.  Христа  С.  распространились  по  всем  тем
местам, где жили евреи, и  не  только  в  Палестине,  но  и  вне  ее.  В
Иерусалиме, как говорят, было 480 С.; особенно богата была ими  Галилея,
которая называлась "страной синагог"; вне  Палестины  упоминаются  С.  в
Александрии, Дамаске, Aнтиохии, Солуни, Ефесе, Коринфе, Афинах,  Риме  и
т. д.; в Кесарии славилась С. восстания, подавшая повод к  войне  против
римлян. Весьма часто при С. находилась школа для  изучения  закона,  или
это изучение  происходило  в  самой  С.,  почему  она  часто  называется
"школой". После разрушения Иерусалимского храма С. сделалась  хранилищем
идеи иудейской национальности и необходимой принадлежностью каждой, даже
самой незначительной еврейской общины.  При  постройке  С.  наблюдается,
чтобы сторона, противоположная входу, была обращена к  тому  месту,  где
был  прежде  храм  Иерусалимский.  Общий  план   синагогального   здания
представляет, в большинстве случаев, прямоугольный четырехугольник;  при
входе портик, за ним следует самая  С.,  разделенная  рядами  колонн  на
несколько нефов (от 3 до 5). Синагоги, сооруженный европейскими евреями,
носят отпечаток того времени, когда они были выстроены: так, пражская  и
вормская  С.  построены  в  византийском  стиле;  в  мавританском  стиле

Страницы: «« « 2801   2802   2803   2804   2805   2806   2807   2808   2809  2810   2811   2812   2813   2814   2815   2816   2817   2818   2819  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь