Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2798   2799   2800   2801   2802   2803   2804   2805   2806  2807   2808   2809   2810   2811   2812   2813   2814   2815   2816  » »»

по свидетельству  Геласия  Кизического,  на  соборе  никейском,  тот  же
Иерусалимский С. назвал "апостольской непреложной верой, которую церковь
Христова  хранит  изначала,  по  преданию  от  самого   Господа,   через
апостолов, из поколения в поколение, и  будет  хранить  во  веки.  Иоанн
Кассиан, приводя текст С. антаохийского, замечает, что  в  нем  изложена
вера всех церквей, так  как  одна  вера  для  всех.  Александр,  епископ
александрийской, называет С.  александрийский  "апостольскими  догматами
Церкви", т. е. получившими начало от самих апостолов. Из всех древних С.
с  особенным  вниманием  современная   наука   останавливается   на   С.
апостольском, который  римская  церковь  считает  во  всем  его  составе
произведением апостолов; в более позднее время даже римская курия делала
попытку определить с точностью, какие именно  слова  в  апостольском  С.
какому именно апостолу принадлежат. С точки зрения  православной  церкви
завершительным   актом   в   области    символов    веры    служит    С.
никео-цареградский, составленный, в первой его  половине,  на  никейском
соборе (325 г.), во второй- на соборе константинопольском (381 г.),  где
оба С. были соединены воедино. Признание и громкое чтение этого  С.  при
крещении каждого взрослого  требуется  не  отменно;  лишь  за  крещаемых
младенцев читает громко С. восприемник или, по его желанно, кто-либо  из
совершающего таинство причта. Относительно так назыв. апостольского С. в
науке  существует  мнение,  что  Руфин  увлекся  доверием  к   народному
преданию;  указывают  на  то,  что  если  бы   этот   С.   был   написан
непосредственно самими апостолами, он был бы помещен или в "Книге Деяний
апостольских", или в каком-либо издании апокрифов. Самим  Руфином  текст
апостольского С. очищен от примесей аквилейской его  редакции.  Мартиньи
("Dictionnaire", стр. 755) сообщает четыре текста этого  С.,  с  разными
чтениями. Само название "С. " в древности  церковью  не  применялось;  в
первый раз оно встречается у Амвросия  Медиоанского,  в  его  "послании"
(XLII) к папе Сирицию  I.  Вообще  обычай  называть  "исповедания  веры"
символами- обычай западный, и само  слово  С.  вошло  в  употребление  в
применении к тому, что на  греческом  Востоке  носило  название  "учения
веры". Восточные отцы церкви и соборы и в IV в. не давали  "исповеданиям
веры" имени С., называя их "изложениями  веры"  или  "верой".  Во  главе
"вероизложенй", сделанных отдельными богословами, проф.  Чельцов  ставит
рассуждение пресвитера Викентия, монаха Лиринского (пис.  ок.  434  г.).
Вероизложения и исповедания пишутся авторитетными Иерархами или  другими
учеными  лицами,  вследствие  особых  обстоятельств,  напр.  по  просьбе
какой-либо церкви,  уклонившейся  никогда  от  восточно-православного  и
вселенского единства. В течение  двух  почти  тысячелетий  существования
христианства  в  мире,  каждое  христианское  общество,   каждая   секта
вырабатывает  свои  С.  Возникла  новая  наука-   символика,   изучающая
сравнительно С. разных вероисповеданий и с  большим  успехом  заменяющая
так  называемое  полемическое  или  обличительное   богословие   старого
времени.  Шлейермахер  называет  символику  "сравнительной  догматикой",
Пельт-   средством   к   "познанию   конфессиональных   принципов   всех
вероисповеданий". История символики начинается с  XVI  в.  и  на  первых
порах  имеет  целью  полемику  (theologia  elenctica).  Сюда  относятся:
Хемниц, "Examea concilii tridentini" (Франкф., 1588);  Галов,  "Synopsis
controversiarum, quae Ecclesiae Christi  cum  haereticis...  socinianis,
anabaptistis, calvinianis, calixinis, aliisque  intercedunt"  (Виттенб.,
1653); Вальх, "Introductio in libros symbolicoa eccl. luther. "  (1752):
Землер, "Apparatus ad libros symbolicos Eccl.  Luth.  "  (Галле,  1775);
Беллярмин, "Disputationes de  controversiis..."  (Рим,  1581-93;  Прага,
1721); Боссюэт, "Exposition de la doctrine de l'eglise cathol.  sur  les
matieres de controverse" (Пар., 1671). Не ранее, как во второй  половине
XVIII в., полемика отступила  на  второй  план.  Первый  толчок  в  этом
направлении дал геттинг. проф. Планк в  своих  соч.  :  "Geschichte  der
Enststehung" etc." (Лпц., 1791-1800) и  др.,  которые  особенно  одобрял
Шлейермахер. Затем следует Маргейнеке, применивший  к  истории  догматов
метод гегельянский. Его соч.: "Christl. Symbolik od. histor. Kritik  and
dogm. comparative Darstellung des  kathol  luther.,  reform.  u.  socin.
Glanbens" (Гейдельб.,  1810-13);  "Institutiones  Symbolicae"  (1812,  3
изд., 1830); "Vorlesungen  ub.  die  chr.  Symbolik"  (1848).  Особенное
значение символика, как наука, приобрела на Западе после  сочин.  Мелера
("Symbolik, 1832; 7-е изд.,  1864).  Замечательны,  далее,  след.  соч.:
Creuzer, "Symbolik aller christlichen Confessionen" (1837-44); Guericke,
"Allgemeine christi. Symbolik vom luther. Kirchi. Standpгnkt" (3-е изд.,
1861); Baier, "Symbolik der  roem.  Kathol.  Kirche"  (Грейфсв.,  1854);
Matthes,  "Camparative  Symbolik  aller  christl.  Confessionen"  (Лпц.,
1854); Bunsen, "Das Symbol  des  Kreuzes  bei  alien  Nationen"  (1876);
Hoffmann, "Symbolik od.  system.  Darstellung  des  symb.  Lehrbegriffs"
(Лпц., 1857); Oehler "Lehrbuch  d.  Symbolik"  (Тюбинг.,  1876);  Wendt,
"Symbolik  der  Romisch.  Kirche"  (Гота,  1880);  Gass,  "Symbolik  der
griechischen Kirche" (Б., 1872);  Plitt,  "Grundriss  der  Symbolik  fur
Vorlesungen" (Эрланг., 1875); Scheele,  "Theologisk  Symbolik"  (Упсала,
1877); Hoefling, "De Symbolorum natara, necessitate, autoritate et  usu"
(Эрланг., 1841); Schaff,  "Bibliotheka  Symholica  Ecclesiae  universae"
(Нью-Йорк, 1877); Caspari, "Ungedruckte, unbeachtete und wenig beachtete
Quellen  zur  Greschiclite  des  Taufsymbols  und  der   Griaubensregel"
(1866-79); Hahn, "Biblioth. der Symbol-  und  Glaubensregel  der  apost,
cathol.  Kirche"  (1842);  Schaff,  "Bibliotheca   symbolica   ecclesiae
universae" (Нью-Йорк, 1877). Относительно издания С. и вероизложений  на
русском  языке  см.  стр.  29  в  "Догматическом   богословии"   преосв.
Сильвестра (Киев, 1844). Ср. еще Бердникова, "О символических  знаках  и
изображениях  на  христианских  археологических  памятниках"  ("Правосл.
Собеседник", 1869); Воинова, "Ветхозаветные С. по указаны богосл.  книг"
("Душепол. Чтение", 1863 и  1865);  "Значение  символов  в  лютеранстве"
("Правосл. Собеседник", 1875).
   Сименс  (Эрнст  Вернер  фон-Siemens,  1816-92)  -  знаменитый   герм.
инженер, образование получил в артиллерийско-инженерной школе в Берлине,
в 1841 г. получил первую привилегию на способ гальванического серебрения
и золочения и для эксплуатации этой привилегии основал в Берлине завод в
компании с Геннигером. Затем он устроил дифференциальный  регулятор  для
паровых машин и водяных колес, который поныне употребляется в  некоторых
механизмах. В 1844 г. командирован был  в  артиллерийские  мастерские  в
Берлине для  производства  опытов  по  применению  взрывчатой  хлопчатой
бумаги. В 1847 г. С. вошел в состав комиссии по  введению  электрических
телеграфов в Пруссии. Это послужило толчком к  ряду  изобретений  С.  по
телеграфной части и, между прочим, к устройству специальной  машины  для
покрывания медной проволоки гуттаперчей  (1846);  машина  эта  вошла  во

Страницы: «« « 2798   2799   2800   2801   2802   2803   2804   2805   2806  2807   2808   2809   2810   2811   2812   2813   2814   2815   2816  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь