Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2793   2794   2795   2796   2797   2798   2799   2800   2801  2802   2803   2804   2805   2806   2807   2808   2809   2810   2811  » »»

западных штатах.  За  пределами  Европы  и  Сев.  Америки  С.  отложения
встречены в Китае, Бирме, Гималаях, Австралии, Южной Америке (Аргентина)
и северно-американском полярном архипелаге.
   Отложения  С.  системы,  представляя  часто   отличный   строительный
материал (наприм. плитняки около  Петербурга),  нередко  содержат  также
залежи различных ископаемых, как в виде жил и штоков,  прорезывающих  их
пласты, так и в форме пластовых залежей. Сюда  относятся  железные  руды
(напр. в Эрцберге в Штирии), серебряные руды (Гарц, Андреасберг),  ртуть
в Альмадене в  Испании,  антрацит  в  графстве  Корк  в  Шотландии  и  в
Португалии, горючий сланец у нас в Прибалтийском крае, каменная  соль  и
соляные источники в Канаде и  штате  Нью-Йорк,  фосфориты  в  Подольской
губернии и т. д.

   Литература.  Murchison,  "Siluria"  (5  изд.,  Л.,  1872);  Barrande,
"Systeme silurien du Centre de  la  Boheme"  (П.  и  Прага,  1852-1881);
Linnarsson, "Zeitschr. d. Dentsch. Geol. Gesellschaft" (1873,  т.  XXV);
Brogger, "Die Sil. Etagen 2 u.  3  im  Kristianiagebie  und  auf  Ecker"
(Христиания, 1882); Frech, "Lethaea Geognostica. Erster  Theil.  Lethaea
palaeozoica" (т. II, вып. 1, Штутг., 1897); Fr. Schmidt,  "Revision  der
ostbaltischen silurischen Trilobiten" (вып. I "Mem. de  l'Ac.  Imp.  des
Sciences de St.Petersbourg", VII сер., т. XXX, ј 1; id.  вып.  5,  ibid.
VIII сер., т. VI, ј 11).
   Силуэт- изображение предмета, подражающее тени,  производимой  им  на
плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в
котором обозначается только очертание предмета, а он сам  представляется
однообразным черным пятном. С. обыкновенно рисуются  черной  краской  на
белой бумаге или вырезываются из тонкой  черной  бумаги,  которая  потом
наклеивается  на  светлую.   Изображения   подобного   рода   с   давних
Существовали в Китае (так  наз.  китайские  тени)  и,  вероятно,  оттуда
проникли в Европу, прежде всего во Францию, где  в  половине  XVIII  ст.
сильно распространилась мода на силуэтные  портреты,  в  которых,  кроме
профильного контура физиономии, на  черном  грунте  головы  лишь  иногда
намечались белыми чертами глаза, ноздри, унии и волосы.  Самое  название
С. родилось во Франции; оно происходит от Этьена  Силуэтта  (1709-1767),
бывшего  в  1759  г.  государственным  министром.   Стараясь   поправить
расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, он, своими мерами
относительно  последней,  возбудил   насмешки   элегантного   парижского
общества: именем его стали называть  все  мишурно-ничтожное  и  дешевое,
между прочим и нового рода портреты (portraits  u  la  Silhouette),  как
мизерные в сравнении с настоящими, живописными. Тем не  менее,  любители
С. и искусники их делать расплодились не  только  во  Франции,  но  и  в
других  странах.  В  Петербурге,  в  девяностых  годах  ХVIII  столетия,
славился приезжий из Парижа силуэтист  Сидо  (Sideau),  портретировавший
императрицу Екатерину II, членов ее фамилии и многих из представителей и
представительниц тогдашней русской знати. С. его работы,  то  рисованные
пером и китайской тушью, то гравированные на меди, по большей  же  части
вырезанные   из   черной   бумаги   и    вклеенные    в    гравированные
орнаментированные рамки, сохранились доныне во многих  домах.  Целая  их
коллекция, состоящая из 180 листов и принадлежащая его выс.  герцогу  Г.
Г.  Мекленбург-Стрелицкому,  недавно  издана  в  фототипических  снимках
("Двор Императрицы Екатерины II, ее  сотрудники  и  приближенные",  СПб.
1899).  Соперником  Сидо  явился   некий   полковник   Фр.   Антинг,   а
подражателями  -  очень  многие,  так  что   силуэтное   портретирование
сделалось одним из любимых развлечений  петербургской  аристократии.  Но
через несколько лет интерес к нему исчез  как  у  нас,  так  и  повсюду:
вырезывание С. обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих
себе этим  искусством  скудный  кусок  хлеба  на  публичных  гуляньях  и
ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка  кое-кто  находил  для
себя забаву в этом деле. Заброшенное таким образом рисование С.  было  в
недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником  А.
Коневкой , изменившим и расширившим  круг  задач  этого  мастерства;  он
рисовал в виде С. не профильные портреты, а целые фигуры в разных  позах
и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его С. этого рода,
появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили
в восторг и  взрослых,  и  детей.  Успех  Коневки  увлек  многих  других
художников на  путь  подражания  ему,  в  том  числе  даровитую  русскую
рисовальщицу сцен детской и народной жизни.
   А. С-в Сильвестр  -  священник  московского  Благовещенского  собора,
политический  и  литературный  деятель  XVI  в.  Происхождение  его  нам
неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541
г., когда он, будто бы, ходатайствовал об освобождении  князя  Владимира
Андреевича;  но  это  известие  не  подтверждается  показаниями   других
источников, и появление С. в Москве с большим основанием можно отнести к
промежутку времени между 1543  и  1547  гг.  :  он  или  был  вызван  из
Новгорода  митр.  Макарием,  знавшим  его  как   человека   книжного   и
благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При  такой
постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил
появление С.  в  Москве  кн.  Курбский:  увлеченный  библейским  образом
пророка Нафана, обличающего царя Давида,  он  рисует  эффектную  картину
исправления молодого царя под влиянием С. еще более усилил краски  своим
риторизмом Карамзин, изобразив С.  являющимся  перед  Иоанном  в  момент
московского  пожара  1547  г.  "с  подъятым,  угрожающим  перстом"  и  с
пламенной обличительной речью. В этой  речи  С.,  по  словам  Курбского,
указывал Иоанну на какие-то "чудеса и аки-бы явления от Бога",  при  чем
Курбский замечает об  этих  чудесах:  "не  вем,  аще  истинные  або  так
ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его  нравов
умыслил был  себе  сие".  К  подобному  "благокознению"  С.  прибег,  по
объяснению Курбского, с тою же целью,  с  какой  отцы  иногда  стараются
подействовать на  своих  детей  "мечтательными  страхами".  Каковы  были
чудеса, о которых рассказывал С., мы не знаем, но что это педагогическое
средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам  Иоанн,
упоминая в письме к Курбскому о "детских страшилах". Д. П. Голохвастов и
арх. Леонид полагают, что указанными "страшилами" могли быть те  примеры
из библейской, византийской  и  русской  истории,  которые  приведены  в
послании С. к Иоанну, находящемся в так наз.  Сильвестровском  сборнике.
Как бы то ни было, влияние С.  на  молодого  царя  началось  с  1547  г.
Духовником царя С. не был, так как за время  его  близости  к  царю  эту
должность занимали другие  лица;  официального  участия  в  церковных  и
государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна С. не принимал;
воздействие его было неофициальное, через других, выдающихся  по  своему

Страницы: «« « 2793   2794   2795   2796   2797   2798   2799   2800   2801  2802   2803   2804   2805   2806   2807   2808   2809   2810   2811  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь