|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2793 2794 2795 2796 2797 2798 2799 2800 2801 2802 2803 2804 2805 2806 2807 2808 2809 2810 2811 » »» западных штатах. За пределами Европы и Сев. Америки С. отложения
встречены в Китае, Бирме, Гималаях, Австралии, Южной Америке (Аргентина)
и северно-американском полярном архипелаге.
Отложения С. системы, представляя часто отличный строительный
материал (наприм. плитняки около Петербурга), нередко содержат также
залежи различных ископаемых, как в виде жил и штоков, прорезывающих их
пласты, так и в форме пластовых залежей. Сюда относятся железные руды
(напр. в Эрцберге в Штирии), серебряные руды (Гарц, Андреасберг), ртуть
в Альмадене в Испании, антрацит в графстве Корк в Шотландии и в
Португалии, горючий сланец у нас в Прибалтийском крае, каменная соль и
соляные источники в Канаде и штате Нью-Йорк, фосфориты в Подольской
губернии и т. д.
Литература. Murchison, "Siluria" (5 изд., Л., 1872); Barrande,
"Systeme silurien du Centre de la Boheme" (П. и Прага, 1852-1881);
Linnarsson, "Zeitschr. d. Dentsch. Geol. Gesellschaft" (1873, т. XXV);
Brogger, "Die Sil. Etagen 2 u. 3 im Kristianiagebie und auf Ecker"
(Христиания, 1882); Frech, "Lethaea Geognostica. Erster Theil. Lethaea
palaeozoica" (т. II, вып. 1, Штутг., 1897); Fr. Schmidt, "Revision der
ostbaltischen silurischen Trilobiten" (вып. I "Mem. de l'Ac. Imp. des
Sciences de St.Petersbourg", VII сер., т. XXX, ј 1; id. вып. 5, ibid.
VIII сер., т. VI, ј 11).
Силуэт- изображение предмета, подражающее тени, производимой им на
плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в
котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется
однообразным черным пятном. С. обыкновенно рисуются черной краской на
белой бумаге или вырезываются из тонкой черной бумаги, которая потом
наклеивается на светлую. Изображения подобного рода с давних
Существовали в Китае (так наз. китайские тени) и, вероятно, оттуда
проникли в Европу, прежде всего во Францию, где в половине XVIII ст.
сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме
профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда
намечались белыми чертами глаза, ноздри, унии и волосы. Самое название
С. родилось во Франции; оно происходит от Этьена Силуэтта (1709-1767),
бывшего в 1759 г. государственным министром. Стараясь поправить
расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, он, своими мерами
относительно последней, возбудил насмешки элегантного парижского
общества: именем его стали называть все мишурно-ничтожное и дешевое,
между прочим и нового рода портреты (portraits u la Silhouette), как
мизерные в сравнении с настоящими, живописными. Тем не менее, любители
С. и искусники их делать расплодились не только во Франции, но и в
других странах. В Петербурге, в девяностых годах ХVIII столетия,
славился приезжий из Парижа силуэтист Сидо (Sideau), портретировавший
императрицу Екатерину II, членов ее фамилии и многих из представителей и
представительниц тогдашней русской знати. С. его работы, то рисованные
пером и китайской тушью, то гравированные на меди, по большей же части
вырезанные из черной бумаги и вклеенные в гравированные
орнаментированные рамки, сохранились доныне во многих домах. Целая их
коллекция, состоящая из 180 листов и принадлежащая его выс. герцогу Г.
Г. Мекленбург-Стрелицкому, недавно издана в фототипических снимках
("Двор Императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные", СПб.
1899). Соперником Сидо явился некий полковник Фр. Антинг, а
подражателями - очень многие, так что силуэтное портретирование
сделалось одним из любимых развлечений петербургской аристократии. Но
через несколько лет интерес к нему исчез как у нас, так и повсюду:
вырезывание С. обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих
себе этим искусством скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и
ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка кое-кто находил для
себя забаву в этом деле. Заброшенное таким образом рисование С. было в
недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником А.
Коневкой , изменившим и расширившим круг задач этого мастерства; он
рисовал в виде С. не профильные портреты, а целые фигуры в разных позах
и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его С. этого рода,
появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили
в восторг и взрослых, и детей. Успех Коневки увлек многих других
художников на путь подражания ему, в том числе даровитую русскую
рисовальщицу сцен детской и народной жизни.
А. С-в Сильвестр - священник московского Благовещенского собора,
политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его нам
неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541
г., когда он, будто бы, ходатайствовал об освобождении князя Владимира
Андреевича; но это известие не подтверждается показаниями других
источников, и появление С. в Москве с большим основанием можно отнести к
промежутку времени между 1543 и 1547 гг. : он или был вызван из
Новгорода митр. Макарием, знавшим его как человека книжного и
благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При такой
постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил
появление С. в Москве кн. Курбский: увлеченный библейским образом
пророка Нафана, обличающего царя Давида, он рисует эффектную картину
исправления молодого царя под влиянием С. еще более усилил краски своим
риторизмом Карамзин, изобразив С. являющимся перед Иоанном в момент
московского пожара 1547 г. "с подъятым, угрожающим перстом" и с
пламенной обличительной речью. В этой речи С., по словам Курбского,
указывал Иоанну на какие-то "чудеса и аки-бы явления от Бога", при чем
Курбский замечает об этих чудесах: "не вем, аще истинные або так
ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов
умыслил был себе сие". К подобному "благокознению" С. прибег, по
объяснению Курбского, с тою же целью, с какой отцы иногда стараются
подействовать на своих детей "мечтательными страхами". Каковы были
чудеса, о которых рассказывал С., мы не знаем, но что это педагогическое
средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам Иоанн,
упоминая в письме к Курбскому о "детских страшилах". Д. П. Голохвастов и
арх. Леонид полагают, что указанными "страшилами" могли быть те примеры
из библейской, византийской и русской истории, которые приведены в
послании С. к Иоанну, находящемся в так наз. Сильвестровском сборнике.
Как бы то ни было, влияние С. на молодого царя началось с 1547 г.
Духовником царя С. не был, так как за время его близости к царю эту
должность занимали другие лица; официального участия в церковных и
государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна С. не принимал;
воздействие его было неофициальное, через других, выдающихся по своему
Страницы: «« « 2793 2794 2795 2796 2797 2798 2799 2800 2801 2802 2803 2804 2805 2806 2807 2808 2809 2810 2811 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |