Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2800   2801   2802   2803   2804   2805   2806   2807   2808  2809   2810   2811   2812   2813   2814   2815   2816   2817   2818  » »»

селении Галате от знатных и богатых родителей,  воспитание  получил  при
константинопольском дворе  и  был  приближенным  императоров  Василия  и
Константина. Двадцати лет  С.  оставил  двор  и  поступил  в  Студийскую
обитель, где предался строгому подвижничеству  под  руководством  старца
этой обители, С. Благоговейного.  По  совету  последнего  С.  перешел  в
обитель св. Мамонта, где, по смерти настоятеля, избран  был  игуменом  и
посвящен  в  сан  пресвитера.  С.  ежегодно  праздновал  память   своего
наставника С. Благоговейного, составил в  честь  его  похвальные  слова,
песни и каноны, написал и икону его. Патриарх Серп и, услышав  об  этом,
одобрил С., но Стефан, митрополит никомидийский, а с ним и некоторые  из
приходских иереев и мирян  восстали  против  этого  обычая,  находя  его
противным порядкам церкви  и  соблазнительным.  Для  успокоения  умов  и
удовлетворения  Стефана  патриарх  с  синодом  решили  удалить   С.   из
Константинополя. С. поселился в местности, принадлежавшей его ученику  и
почитателю, патрицию Христофору Фагуру. Здесь С. устроил обитель, прожил
в ней 13 лет и скончался мирно в 1032 г. Память С. 12 марта и 12 окт. С.
замечателен  преимущественно  как  богослов-проповедник;   отличительная
черта его богословствования -  приложение  теоретического  христианского
учения к христианской жизни. Из сочинений С.  на  славянском  и  русском
языках изданы  весьма  немногие.  В  "Добротолюбии"  напечатаны:  "Главы
деятельные и богословские" (числом 152; в русском переводе напечатаны  в
"Христ. Чтении", 1823 под  заглав.:  "Сто  пятьдесят  две  деятельные  и
богословские главы"), "Слово о вере" (русский перевод в "Христ. Чтении",
1821) и "Слово о трех образах молитвы". В 1852 г. в Москве напечатано  в
славянском переводе 12 "Слов" С., взятые из  числа  35;  эти  12  "Слов"
переведены на  русский  язык  после  тщательного  сличения  с  греческой
рукописью, находящейся в моcк. синодальной библиотеке (М., 1869). Другие
сочинения С. (девяносто два "слова", "Деятельные и богословские главы" и
"Подвижническое  слове   старца   С.   Благоговейного")   переведены   с
новогреческого епископом Феофаном ("Слова реп. С. Нового Богослова", М.,
1879 и 1882; 2 изд., 1890 -  92).  "Слова"  С.  отличаются  простотой  и
сердечностью;  он  наставляет,  внушает,  умиляет;   современники   его,
привыкшие к искусственному красноречию, находили его "слова"  ненаучными
и неритмичными. Церковь наименовала С. новым богословом,  находя  в  его
произведениях сходство с произведениями Григория  Богослова:  и  тот,  и
другой отличались глубиной созерцания истин  христианского  благочестия.
С. считается основателем того учения о небесном озарении души верующего,
которое  впоследствии  привело  к  спору  паламитов  и  варлаамитов.   В
славянских молитвенниках печатается Симеонова молитва перед  приобщением
св. Таин. Сочинениями С. нередко свидетельствуется препод.  Нил  Сорский
("якоже Симеон новый Богослов повелевает"; "яко-же  рече  св.  Сумеон").
Жизнь С. подробно описал ученик его Никита Стифат. См.  епископ  Феофан,
"Жизнь препод. С. Нового Богослова" ("Душепол. Чтение", 1877,  февраль);
А. Лебедев, "Византийская образованность вообще,  богословская  наука  и
литература  в   частности"   ("Чтения   в   общ.   любителей   духовного
просвещения",   1877,   ч.   II);   его   же,    "О    направлениях    в
религиозно-умственной жизни. Очерки из истории восточной церкви IX, Х  и
XI вв." (ib., 1878, ч. 1).
   Симонов мужской ставропигиальный 1-го класса монастырь  -  в  Москве.
Основан ок. 1370 г. племянником и учеником  преп.  Сергия  Радонежского,
св. Феодором, первым архиепископом ростовским, на том месте, где  теперь
церковь Рождества Богородицы на  Старом  С.  В  1379  г.  монастырь  был
перенесен  на  новое  место,  но  старосимоновская  обитель   продолжала
существовать до конца XVIII в., оставаясь подчиненной  Ново-Симоновскому
монастырю. В течение XV и  XVI  в.  С.  монастырь  играл  роль  довольно
сильной  крепости  и  одновременно  с  Москвой   подвергался   вражеским
нападениям. В 1771 г., вследствие моровой язвы, совершенно опустел  и  в
1788 г. упразднен, с обращением в госпиталь; восстановлен лишь в 1812 г.
Монастырь имеет значительные собрания  церковных  древностей,  старинных
книг и рукописей; в прежнее время он служил усыпальницей великих  князей
и царей. См. Пассек, "Историческое описание  московского  С.  монастыря"
(М.,  1843);  И.  Токмаков.  "Историческое  и  археологическое  описание
московского ставропигиального С. мон-ря" (вып. 1 и II, М., 1892-96).
   В. Р-в.
   Симптом (медиц.) -  так  назыв.  признаки,  по  которым  распознается
болезнь, т. е. совокупность как изменений в самом организме (объективные
С.), так ощущений больного (субъективные С.),  указывающих  на  характер
болезни.  Учение  о  С.  болезни   или   семиотика   составляет   основу
диагностики.
   Симулятивные или притворные болезни - так  наз.  мнимые  болезни  или
ложно  ощущаемые  больным   вследствие   душевного   расстройства,   или
причиненные искусственно, для  получения  каких-либо  выгод,  напр.  Для
освобождения  от  воинской  повинности,  или  для   отсрочки   судебного
разбирательства  и  т.п.  Первые  входят  в  состав  учения  о  душевных
болезнях; вторые отличаются чрезвычайным  разнообразием  и  представляют
значительные затруднения для диагностики. Судебным и полицейским  врачам
приходится нередко предпринимать продолжительные и сложные исследования,
чтобы отличить  настоящее  заболевание  от  притворного  и  искусственно
вызванного. Ср.  Heller,  "Simulationen  und  ihre  Behandlung"  (1890);
Bufchard, "Praktische Diagnistik der  Simulationen  von  Gefuhlslahmung,
Schwerhorigkeit und Schwachsichtigkeit" (1891); Frohlich,  "Vortauschung
von Krankheiten" (1895).
   Симферополь - губ. гор. Таврической губ.,  при  р.  Салгире;  станция
жел. дор. Жит. (по переписи 1897 г.) 48821 (26934 мжч.  и  21887  жнщ.).
Население в племенном отношении пестрое; больше всего русских,  татар  и
армян. Строений к 1899 г. числилось 3573, церквей  правосл.  8  и  кроме
того 14  домовых,  иноверческих-  4,  синагог  2,  мечетей  12.  Учебных
заведений 48, в том числе: муж. и женск,  гимназии,  духовн.  семинария,
жен. духов, учил.,  татарская  учительская  семинарии,  шк.  садоводства
II-го разряда и 42 низших учебн. зав., в которых  обучалось  в  1899  г.
1236 мал. и 1034 дев. Городских доходов (в 1898 г.) 269611 р.,  расходов
столько же, в том числе на народное образов. 25790  р.,  медицину  14410
р., ветеринарию  3347  р.  Общественная  библиотека  (завещанная  городу
Тумановым) и небольшая коллекция древностей, состоящая в ведении архива.
ком.; небольшая библиотека "Таурика",  в  которой  предположено  собрать
все, что писалось о Крыме  со  времени  завоевания  его  русскими.  Общ.
взаимн. кредита (оборота за 1895  г.180328  р.),  отд.  азов.-дон.  ком.
банка, агент, бессараб. банка. Фабр. и зав. 21, в том  числе  4  паровые
мельницы, 2 конфетных  и  1  консервный  завод.  В  окрестностях  города
несколько  садов,  в  том  числе  казенный,  принадлежавший  прежде  кн.

Страницы: «« « 2800   2801   2802   2803   2804   2805   2806   2807   2808  2809   2810   2811   2812   2813   2814   2815   2816   2817   2818  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь