Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2808   2809   2810   2811   2812   2813   2814   2815   2816  2817   2818   2819   2820   2821   2822   2823   2824   2825   2826  » »»

утратили только  один  отложительный  падеж,  который  в  них  совпал  с
родительным. Этот процесс, начало  которого  мы  видим  и  в  санскрите,
произошел также в яз. греч. и германских. Затем  во  многих  языках  был
утрачен местный падеж: в греческом он совпал с дательным и творительным,
в латинском - с отложительным  (ablativus),  в  германских  языках  -  с
дательным. Та  же  участь  постигла  и  творительный  падеж,  который  в
греческом совпал с  дательным,  в  латинском  -  с  отложительным.  Этот
процесс слияния нескольких падежей, известный  под  именем  синкретизма,
привел к сокращению количества падежей: в  славянском  -  до  семи  (без
отложительного), в латинском - до шести (без творительного и  местного),
в греческом - до пяти (без творительного,  местного  и  отложительного).
Такое  обеднение  формальной  стороны  этих  языков  не  сопровождалось,
однако, утратою функций старых падежей: они  почти  целиком  перешли  на
сохраненные падежи. Можно  даже  сказать,  что  иногда  функции  падежей
расширились:  так,  напр.,  греч.   дательный   сохранил   все   функции
первоначальных дательного, творительного и местного падежей, с  которыми
он  совпал  по  форме.  И  здесь,  следовательно,  мы  наблюдаем  ту  же
компенсацию функций грамматических категорий.

   Литература. По общим  вопросам  С.  трудно  указать  одно  сочинение,
разбирающее их во всем  объеме.  Прекрасное  выяснение  многих  вопросов
можно найти у Потебни, "Из записок по  русской  грамматике"  (изд.  2-е,
Харьк., 1888; введение, стр. 1 -  123);  кроме  того  см.  В.  Delbruck,
"Vergleichende Syntax der indogermanischen Sprachen" (I часть,  Страсб.,
1893; II ч.. 1897; III ч. 1900  г.);  H.  Hubschmann,  "Zur  Casuslehre"
(Мюнхен,  1875;  подробная  история  вопроса).   Дальнейшая   литература
приведена у Дельбрюка, 1 ч., стр. XX сл.; I  ч..  стр.  XVI  сл.,  и  по
отдельным вопросам в соответственных местах.
   Д. Кудрявский.
   Синхронизм  (греч.  одновременность)  -  сопоставление  одновременных
происшествий.  Синхронистический  метод  в   истории   -   сопоставление
одновременных событий, происходивших у различных народов и  в  различных
странах.   Синхронистические   таблицы   -   ряд   колонн,   заключающих
перечисление одновременных событий и исторических лиц;  благодаря  своей
наглядности, употребляются для учебных целей.
   Сион  -  юго-западная  гора  в  Иерусалиме,  на  которой  возвышается
крепость Иерусалимская. С. со всех четырех сторон окружен долинами: на З
- долиною Гион, на Ю -  Гинном,  на  С  и  В  -  Тиропеон.  Последняя  в
настоящее  время  вся  застроена,  а  в  прежнее  время,  начинаясь   от
теперешних Яфских ворот, она шла через город с З  к  В,  отделяя  С.,  с
вышним городом, от холма Акры, на котором  лежит  нижний  город;  потом,
огибая гору храма с  Ю  к  В,  отделяла  здесь  С.  от  горы  храма,  и,
простираясь  на  Ю,  входила,  наконец,  в  главную  долину,  образуемую
соединением долины Гиннома с долиною Кедронскою.  До  времен  Давида  С.
находился во власти иевусеев, и они имели  здесь  свою  крепость.  Давид
взял эту крепость, распространил,  обстроил  и  украсил  ее  и  с  этого
времени Сион сделался городом Давидовым и столицею Иудеи (2 Цар. V,  79;
VI, 12, 16; 3 Цар. VIII, 1; Парад. XIV, 4  -  8).  Давид  воздвиг  здесь
новое укрепление (2 Цар. V, 9; 1 Парад.  XI,  8),  которое  довершали  и
поддерживали следующие цари (3 Цар. IX, 19, 24; XI, 27; 2 Парад.  XXXll,
5). Из трех стен,  окружающих  Иерусалим,  стена,  окружающая  С.,  была
древнейшею. В скалах С. были гробницы Давида и  др.  царей.  Ныне  стена
города проходить по хребту С.,  так  что  южная  часть  горы  лежит  вне
города. В Св. Писании С. называется просто С., городом Давидовым,  горою
святою, жилищем и домом Божиим, царственным городом Божиим,  принимается
за самый Иерусалим, за колено Иудино и царство Иудейское, за всю Иудею и
за весь народ Иудейский. У пророков имя С. часто означает царство  Божие
во всей его полноте, на земле и на небе,  до  окончательного  совершения
всего   в   вечности.   Наконец,   в   прообразовательном   смысле,   С.
представляется  как  место  жительства  Божия  на  небесах,  как   место
высочайшего откровения славы Его (Евр. XII, 22). Там Бог  Отец  поставил
Сына своего в царя (псал.  II,  6);  оттуда  приходит  спасение  Израилю
(псал. VIII, 7; LII, 1); оттуда является Бог во славе своей (псал. XLIX,
2 - 4); туда придут искупленные Господа, и радость вечности на главе  их
(Исаии XXXV, 10). См. прот.  П.  Солярский,  "Опыт  библейского  словаря
собственных имен" (т. IV, СПб., 1884).
   Сионизм - так называется в последнее время движение,  направленное  к
национальному  возрождению  евреев  в  Палестине.  Тяготение  туда,  где
протекла с лишком 1000-летняя история еврейского народа и  где,  по  его
верованиям, должны  исполниться  обетования  пророков,  не  прекращалось
среди евреев  в  течение  всего  18-векового  периода  их  рассеяния.  В
ежедневных молитвах евреи не  перестают  молить  Бога  о  восстановлении
града Давида в прежнем величии и о  возвращении  рассеянного  народа  на
старую родину. Как в произведениях народной лирики и эпоса, в псалмах  и
талмудических сказаниях, так и в творениях еврейских  поэтов  (Особенной
славой пользуются в этой области  песни-сиониды  Иегуды  Галеви,  частью
вошедшие в  состав  молитв.)  тоска  по  Палестипе  выражается  в  ярких
образах. Она обнаруживается также в непрерывном ряде массовых  движений,
паломничеств и эмиграций в Палестину. В первые века по разрушении  храма
стремление евреев  в  Палестину  носит  характер  военно-политический  и
заканчивается массовым  истреблением  евреев  при  подавлении  римлянами
восстания Баркохбы. Позже не проходит почти ни одного  века,  в  который
где-нибудь среди евреев не возникло бы  палестино-мессианское  движение,
иногда охватывающее значительную часть народа. Особенно широкие  размеры
приняло в XVII в. мессианское движение Саббатая-Цеви, распространившееся
среди евреев Малой Азии, Европейской Турции и Польши и коснувшееся  даже
евреев  Голландии.  Несмотря  на  опасности,  с  которыми  было  связано
путешествие в  Святую  землю,  евреи  не  только  совершали  непрерывные
паломничества в Палестину (Палестина до наших дней называется  у  евреев
"Erezlsrael", т. е. земля Израиля.), но и  стремились  к  основанию  там
хотя бы незначительных еврейских поселков и к поселению там хотя бы  под
старость. В XIX в. тоска по Палестине, в связи с  верой  в  национальное
возрождение, остается неизменной в народе, но принимает  новые  формы  в
слоях,    проникнутых    европейским    просвещением.    Под    влиянием
национально-освободительных движений  первой  половины  XIX  в.  в  Зап.
Европе  раздались  первые  одинокие  голоса  в   пользу   восстановления
политического бытия еврейского народа.  В  1862  г.  М.  Гесс,  редактор
"Rheinische Zeitung" и горячий поборник идей "Молодой Германии", в своей
книге: "Rom und Jerusalem. Die letzte Nationalitatsfrage", настаивает на
необходимости  особой  территории  для  свободного  развития   еврейской

Страницы: «« « 2808   2809   2810   2811   2812   2813   2814   2815   2816  2817   2818   2819   2820   2821   2822   2823   2824   2825   2826  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь