Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2817   2818   2819   2820   2821   2822   2823   2824   2825  2826   2827   2828   2829   2830   2831   2832   2833   2834   2835  » »»

художественные С., который, как и  народные  С.,  из  литературы  одного
народа  переходили  в  литературу   другого,   благодаря   переводам   и
подражаниям. Древнейшие из известных писанных С.  принадлежит  Египту  и
относится к XIV в. до Р. Хр.: это
   - С, о двух братьях, мотив которой повторяется в библейской истории о
Иосифе прекрасном и жене Пентефрии, в рассказе о Беллерофонте и Антее (в
Илиаде), в Панчатантре, а также в С. французских, итальянских, немецких,
венгерских,  русских  и  других  славянских,   румынских,   абессинских,
индийских и т. д. Mнoгиe другие сюжеты сказок  различных  народов  также
оказываются заимствованными у египтян. После Египта, наиболее  старинные
письменные  сборники  С.  появляются  в  Индии:  таковы  Панчатантра   ,
Магабхарата , Калила и Димна (перевод Панчатантры на пехлевийский и  др.
яз.;). Впоследствии Панчатантра  проникла  в  литературы  всех  народов.
Подобное же распространение имел сборник С. Сукасантати (70 С. попугая),
который, будучи переведен на персидский язык под названием,  "ТугиНамех"
(книга попугая), перешел из Персии к арабам, а от них распространился по
Азии, Африке, Италии, Испании и т. д.  Даже  христианская  легенда  была
вовлечена в общелитературное движение; так, напр. житие св.  Варлаама  и
Иоасафа,  заключающее  в  себе  множество  притч  и  С.,  является  лишь
измененным рассказом о жизни Будды. Индийский сборник С.  под  названием
"Синдабадова книга"  или  "Книга  семи  мудрецов",  переведен  на  языки
персидский,  арабский,  еврейский,  сирийский,   греческий,   латинский,
романский. На Востоке же  возник  сборник  С.  "Тысячи  и  одной  ночи",
перешедший из Персии в Турцию. В сборнике китайских  С.  "Шан-Хои-Кинг",
восходящем к XXII в. до Р. Хр., встречаются  эпизоды,  весьма  схожие  с
индийскими и европейскими С. Из писателей  древнего  классического  мира
Геродот  очень  часто  приводит  С.,  преимущественно  заимствованные  у
египтян; Плутарх в своих рассказах дает  больше  С.,  чем  исторического
изложения; Лукиан сочинял  философские  С.  У  римлян  С.  писали  Дюдор
Сицилийский и Апулей (С. о золотом осле). В средние  века  первоначально
появились сборники народных С.,  как  "Mirabilia  urbis  Romae",  "Gesta
Romanorum",  "Disciplina  clericalis"  (сборн.  С.,  заимствованных   из
Талмуда) и др. Художественные С. вновь появляются в. XIV  в.  в  Италии:
первый  такой  сборник  -  "Cento  nоvelle  antiche";  за  ним   следует
"Декамерон" Боккачио, который вызвал за собою целый ряд  подражателей  в
XV и XVI в.; из них Страпареле, Парабоско, Вазиле первые стали  сочинять
С. о феях. Во  Франции  С.  образовались  из  фаблио.К  середине  XV  в.
относятся "Cent Nouvelles nouvelles"; в XVI в.  появляются  "Гептамерон"
Маргариты Наварской, С. Деприера, Ник. де Труа, Рабле, Этьена и др.; эти
бойкие, смелые и остроумные С. особенно бичуют духовенство и монашество.
С., появлявшиеся во  Франции  в  XVII  в.,  стоят  значительно  ниже  по
достоинству и представляют лишь сборники анекдотов, остроумных изречений
и т. п. Значение и внешний блеск были возвращены сказкам  Лафонтеном.  В
конце XVll в.  появляются  знаменитые  С.  Нерро  ("Contes  de  lа  mere
I'Oуе"), вызвавшие  появление  целого  ряда  подражателей.  В  XVIII  в.
явились во Франции и такие С., которые служили лишь удобными рамками для
галантных рассказов об эротических похождениях:  таковы  С.  Кребильона,
Дора, Пирона, Дюкло  и  др.  Дидро  и  Вольтер  писали  философские  С.,
представлявшие  собою  сатиру   нравов   и   антирелигиозные   памфлеты.
Мармонтель  выступил  со  С.  нравоучительными,  которые  также  вызвали
подражание (Беркен, Жанлис и др.). Французским писателям  XlX  в.  также
принадлежит ряд С. : так, С. писали  Бальзак  (Contеs  drolatiques),  А.
Сильвестр (Contes grassouillets и др.), Жорж Занд (Contes  d'une  grand'
mere),  А.  Франс,  Мюссе,  Фр.  Коппе,  Доде,  Мопассан,   Лабулэ   (С.
политические и  сатирические)  и  др.;  в  большинстве  случаев  эти  С.
являются скорее повестями. В Германии сборники С. появляются с XVI в. С.
писали также Гагендорн, Геснер, Виланд, Пфефель,  Гофман  (романтические
С.), Авг. Лафонтен, Гете, Тик, Шамиссо, Гауф, Леандр  (Фолькман),  Фуке,
К. Брентано и др. К числу авторов  художественных  С.  принадлежат  еще:
Асбьернсон  (норвежские  С.),  Кармен  Сильва  (румынские),  Захер-Мазох
(еврейские и малорусские С.), Андерсен (датские), Топелиус (шведские)  и
др.   По-английски   писали   С.   Чосер,   Драйден,   Прайер,   Диккенс
(рождественская С.), Эдгар По (фантастические С. и др.), Уйда. В  Poccии
литературные С. появляются начиная с XVIII в.: первые С. в народном духе
принадлежат талантливому писателю Чулкову, в сборнике которого: "Русские
С. " (М.; 1780 - 83) содержатся отчасти пересказы народных  С.,  отчасти
С. сочиненные Чулковым. Чулков же сочинил: "Пересмешник  или  Славянские
С." (М., 1780 - 85). Эти  сочинения  пользовались  успехом  и  выдержали
несколько изданий. В подражание Чулкову появились сочинения  М.  Попова:
"Вечерние часы или древние С. славян древлянских"  (М.,  1787  -  88)  и
"Повествователь русских С."  (М.,  1787),  а  также  "Бабушкины  С."  С.
Друковцова (М., 1778): - сборник бессмысленных анекдотов. Позже сочиняли
С. Хемницер, имп. Екатерина II (аллегорические С.  о  царевиче  Февее  и
царевиче Хлоре), Дмитриев (Модная жена. Воздушная причудница),  Жуковсий
(С. в подражание народным: Спящая царевна, Война мышей и лягушек, О царе
Берендее, Об Иване царевиче и сером волке, Кот в сапогах и др.);  Пушкин
(О золотом петушке, О мертвой царевне, О попе и его работнике, О  рыбаке
и рыбке, 0 царе Салтане и др.), Лермонтов (Ашик-Кериб, С.  для  детей  и
др.), Даль (С. казака Луганского), Марко  Вовчок,  Щедрин  (сатирические
С.), Гаршин и др. В 1894 г. Ф. О. Павленков  приступил  к  изданию,  под
ред. Б. Д. Норозовской, "Сказочной Библиотеки" (до  сих  пор  вышло  110
книжек),  в  состав  которой  вошли  прекрасно  подобранные  сказки  как
народные разных стран, так  и  художественные  (Андерсена,  Гауфа,  Жорж
Занд, Кармен-Сильвы, Лабулэ) и др.
   Скалигер (Жозеф-Жюст Scaliger)  -  сын  Жюля  Сезара  С.,  знаменитый
филолог и критик XVI и XVII вв. (1540 - 1609), род. в  Ажене,  учился  в
Париже и Бордо. Глубокими, разносторонними знаниями языков  классических
и восточных С. пользовался  между  прочим  для  борьбы  с  католическими
противниками своими  по  вопросам  о  церковных  книгах.  С  22  лет  С.
принадлежал  к  реформатской  церкви  и  с  своими  единоверцами   делил
неизменно радости и горе.  Его  биография,  как  гениального  ученого  и
неустанного борца за  свободу  совести  и  исследования,  переплетена  с
событиями религиозных войн, с успехами  точных  наук  и  с  волновавшими
тогда весь христианский  мир  вопросами  теологии  и  летосчисления.  Во
вторую и третью религиозные войны С. сражался простым солдатом  в  рядах
гугенотов. Известие о Варфоломеевской ночи заставило его переселиться  в
Женеву, где он жил до 1574 г. В течение следующих 19 лет С. жил в разных
странах Европы,  между  прочим  и  во  Франции,  а  в  1593  г.  получил
профессорскую кафедру в Лейдене, где он  и  умер.  Своими  колоссальными
трудами С. положил основание голландской филологии и воспитал ее  видных

Страницы: «« « 2817   2818   2819   2820   2821   2822   2823   2824   2825  2826   2827   2828   2829   2830   2831   2832   2833   2834   2835  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь