|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2817 2818 2819 2820 2821 2822 2823 2824 2825 2826 2827 2828 2829 2830 2831 2832 2833 2834 2835 » »» художественные С., который, как и народные С., из литературы одного
народа переходили в литературу другого, благодаря переводам и
подражаниям. Древнейшие из известных писанных С. принадлежит Египту и
относится к XIV в. до Р. Хр.: это
- С, о двух братьях, мотив которой повторяется в библейской истории о
Иосифе прекрасном и жене Пентефрии, в рассказе о Беллерофонте и Антее (в
Илиаде), в Панчатантре, а также в С. французских, итальянских, немецких,
венгерских, русских и других славянских, румынских, абессинских,
индийских и т. д. Mнoгиe другие сюжеты сказок различных народов также
оказываются заимствованными у египтян. После Египта, наиболее старинные
письменные сборники С. появляются в Индии: таковы Панчатантра ,
Магабхарата , Калила и Димна (перевод Панчатантры на пехлевийский и др.
яз.;). Впоследствии Панчатантра проникла в литературы всех народов.
Подобное же распространение имел сборник С. Сукасантати (70 С. попугая),
который, будучи переведен на персидский язык под названием, "ТугиНамех"
(книга попугая), перешел из Персии к арабам, а от них распространился по
Азии, Африке, Италии, Испании и т. д. Даже христианская легенда была
вовлечена в общелитературное движение; так, напр. житие св. Варлаама и
Иоасафа, заключающее в себе множество притч и С., является лишь
измененным рассказом о жизни Будды. Индийский сборник С. под названием
"Синдабадова книга" или "Книга семи мудрецов", переведен на языки
персидский, арабский, еврейский, сирийский, греческий, латинский,
романский. На Востоке же возник сборник С. "Тысячи и одной ночи",
перешедший из Персии в Турцию. В сборнике китайских С. "Шан-Хои-Кинг",
восходящем к XXII в. до Р. Хр., встречаются эпизоды, весьма схожие с
индийскими и европейскими С. Из писателей древнего классического мира
Геродот очень часто приводит С., преимущественно заимствованные у
египтян; Плутарх в своих рассказах дает больше С., чем исторического
изложения; Лукиан сочинял философские С. У римлян С. писали Дюдор
Сицилийский и Апулей (С. о золотом осле). В средние века первоначально
появились сборники народных С., как "Mirabilia urbis Romae", "Gesta
Romanorum", "Disciplina clericalis" (сборн. С., заимствованных из
Талмуда) и др. Художественные С. вновь появляются в. XIV в. в Италии:
первый такой сборник - "Cento nоvelle antiche"; за ним следует
"Декамерон" Боккачио, который вызвал за собою целый ряд подражателей в
XV и XVI в.; из них Страпареле, Парабоско, Вазиле первые стали сочинять
С. о феях. Во Франции С. образовались из фаблио.К середине XV в.
относятся "Cent Nouvelles nouvelles"; в XVI в. появляются "Гептамерон"
Маргариты Наварской, С. Деприера, Ник. де Труа, Рабле, Этьена и др.; эти
бойкие, смелые и остроумные С. особенно бичуют духовенство и монашество.
С., появлявшиеся во Франции в XVII в., стоят значительно ниже по
достоинству и представляют лишь сборники анекдотов, остроумных изречений
и т. п. Значение и внешний блеск были возвращены сказкам Лафонтеном. В
конце XVll в. появляются знаменитые С. Нерро ("Contes de lа mere
I'Oуе"), вызвавшие появление целого ряда подражателей. В XVIII в.
явились во Франции и такие С., которые служили лишь удобными рамками для
галантных рассказов об эротических похождениях: таковы С. Кребильона,
Дора, Пирона, Дюкло и др. Дидро и Вольтер писали философские С.,
представлявшие собою сатиру нравов и антирелигиозные памфлеты.
Мармонтель выступил со С. нравоучительными, которые также вызвали
подражание (Беркен, Жанлис и др.). Французским писателям XlX в. также
принадлежит ряд С. : так, С. писали Бальзак (Contеs drolatiques), А.
Сильвестр (Contes grassouillets и др.), Жорж Занд (Contes d'une grand'
mere), А. Франс, Мюссе, Фр. Коппе, Доде, Мопассан, Лабулэ (С.
политические и сатирические) и др.; в большинстве случаев эти С.
являются скорее повестями. В Германии сборники С. появляются с XVI в. С.
писали также Гагендорн, Геснер, Виланд, Пфефель, Гофман (романтические
С.), Авг. Лафонтен, Гете, Тик, Шамиссо, Гауф, Леандр (Фолькман), Фуке,
К. Брентано и др. К числу авторов художественных С. принадлежат еще:
Асбьернсон (норвежские С.), Кармен Сильва (румынские), Захер-Мазох
(еврейские и малорусские С.), Андерсен (датские), Топелиус (шведские) и
др. По-английски писали С. Чосер, Драйден, Прайер, Диккенс
(рождественская С.), Эдгар По (фантастические С. и др.), Уйда. В Poccии
литературные С. появляются начиная с XVIII в.: первые С. в народном духе
принадлежат талантливому писателю Чулкову, в сборнике которого: "Русские
С. " (М.; 1780 - 83) содержатся отчасти пересказы народных С., отчасти
С. сочиненные Чулковым. Чулков же сочинил: "Пересмешник или Славянские
С." (М., 1780 - 85). Эти сочинения пользовались успехом и выдержали
несколько изданий. В подражание Чулкову появились сочинения М. Попова:
"Вечерние часы или древние С. славян древлянских" (М., 1787 - 88) и
"Повествователь русских С." (М., 1787), а также "Бабушкины С." С.
Друковцова (М., 1778): - сборник бессмысленных анекдотов. Позже сочиняли
С. Хемницер, имп. Екатерина II (аллегорические С. о царевиче Февее и
царевиче Хлоре), Дмитриев (Модная жена. Воздушная причудница), Жуковсий
(С. в подражание народным: Спящая царевна, Война мышей и лягушек, О царе
Берендее, Об Иване царевиче и сером волке, Кот в сапогах и др.); Пушкин
(О золотом петушке, О мертвой царевне, О попе и его работнике, О рыбаке
и рыбке, 0 царе Салтане и др.), Лермонтов (Ашик-Кериб, С. для детей и
др.), Даль (С. казака Луганского), Марко Вовчок, Щедрин (сатирические
С.), Гаршин и др. В 1894 г. Ф. О. Павленков приступил к изданию, под
ред. Б. Д. Норозовской, "Сказочной Библиотеки" (до сих пор вышло 110
книжек), в состав которой вошли прекрасно подобранные сказки как
народные разных стран, так и художественные (Андерсена, Гауфа, Жорж
Занд, Кармен-Сильвы, Лабулэ) и др.
Скалигер (Жозеф-Жюст Scaliger) - сын Жюля Сезара С., знаменитый
филолог и критик XVI и XVII вв. (1540 - 1609), род. в Ажене, учился в
Париже и Бордо. Глубокими, разносторонними знаниями языков классических
и восточных С. пользовался между прочим для борьбы с католическими
противниками своими по вопросам о церковных книгах. С 22 лет С.
принадлежал к реформатской церкви и с своими единоверцами делил
неизменно радости и горе. Его биография, как гениального ученого и
неустанного борца за свободу совести и исследования, переплетена с
событиями религиозных войн, с успехами точных наук и с волновавшими
тогда весь христианский мир вопросами теологии и летосчисления. Во
вторую и третью религиозные войны С. сражался простым солдатом в рядах
гугенотов. Известие о Варфоломеевской ночи заставило его переселиться в
Женеву, где он жил до 1574 г. В течение следующих 19 лет С. жил в разных
странах Европы, между прочим и во Франции, а в 1593 г. получил
профессорскую кафедру в Лейдене, где он и умер. Своими колоссальными
трудами С. положил основание голландской филологии и воспитал ее видных
Страницы: «« « 2817 2818 2819 2820 2821 2822 2823 2824 2825 2826 2827 2828 2829 2830 2831 2832 2833 2834 2835 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |