Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2816   2817   2818   2819   2820   2821   2822   2823   2824  2825   2826   2827   2828   2829   2830   2831   2832   2833   2834  » »»

первый план индийскую письменность - сборники Панчатантра, Чукасаптати и
пр., другие (Коскен) - устную передачу индийских основных версий.  Акад.
Веселовский наряду  с  индийскими  источниками  (легенды  о  Соломоне  и
Китоврасе) указывает древнеклассические, византийские и даже  туранские.
Третья научная теория, антропологическая, недавно выдвинутая  английским
ученым Лангом, допускает самостоятельное зарождение одинаковых сказочных
мотивов при известных условиях быта.  Teopия  самозарождения  не  лишена
основания; некоторые С. простейшего психологического свойства могут быть
удовлетворительно объяснены ею, но далеко не все. Мнение Ланга встретило
много возражений, и Ланг в последующих своих сочинениях (после главного:
"Myth,  ritual  and  religion",  1887)  многим   поступился   в   пользу
господствующей теории  литературного  заимствования  (главные  труды  по
истории  объяснения  С.  :  Поливки,  во  2  т.   "Narodopisny   Sbornik
ceskoslovansky", 1898  г.;  Коскена,  "Les  contes  populaires  et  leur
origine"; Клаустона, введение к 1 т. "Popular tales",  1887  -  малорус,
перев. А.  Крымского,  1896;  Bedier,  "Les  Fabliaux",  1895).  Научное
изучение С. весьма важно ввиду того, что С. тесным образом переплетается
с  другими  родами  произведений  (новеллы,  повести,  романы,  фацеции,
анекдоты,  фаблио,  былины,  героические  песни,  даже   лирика,   напр.
свадебные песни и колядки). Во многих  случаях  нельзя  отделить  С.  от
новелл, повестей,  анекдотов.  Многие  средневековые  романы  и  фаблио,
многие русские былины представляют лишь  переделку  С.  или  состоят  из
подбора сказочных мотивов. В силу этого С. в настоящее время  привлекают
к себе внимание многих ученых; научная литература о них очень велика и с
каждым годом увеличивается. Особенно богат тот отдел, который трактует о
С. легендах и С.- новеллах индийского происхождения, каковы, напр., С. о
Соломоне  и  Китоврасе  (Морольфе-Мерлине),  о  Варлааме  и  Иосафе,   о
Шемякином суде, о семи мудрецах, о неверной  и  коварной  жене  (матроне
Ефесской, Петрония), о Стефаните и Ихнилате. Об одном Варлааме и  Иосафе
имеются большие и  ценные  исследования  Либрехта,  проф.  Кирпичникова,
акад. Веселовского, Франко, Новаковича, Куна, Браунгольца и др., о  семи
мудрецах - Остерлоя, Ландау, Пыпине, Веселовского, Мурко  и  др.  Многие
другие С. предполагаемого  индийского  происхождения  разобраны  в  двух
томах "Popular tales" Клаустона (1887) и в "Розыск в области  анекдотич.
литературы", Сумцова (1898).  Особое  место  занимают  весьма  важные  в
литературном отношении древнеегипетские С., в  особенности  относимая  к
XIV в. до Р. Хр. С. о двух братьях, открытая в  1852  г.  Жена  старшего
брата, не успев склонить к любви младшего, оклеветала его перед мужем  в
насилии. и когда муж хотел его убить, то  он  бежал  в  "долину  акации"
(должно быть - страна блаженных), и здесь последовали его превращения  в
быка, дерево и царя. Древнеегипетские С. изданы  во  франц.  переводе  с
предисловием Масперо ("Les  contes  populaires  de  l'Egypte  ancienne",
1889) С. о двух братьях - в малорос.  перев.  Крымского  (Львов,  1896).
Греко-римские С., сохраненные классическими писателями, также вызвали  в
новое время много сравнительно литературных исследований,  напр.  С.  об
Эдипе  (иссл.  Драгоманова  и  Грабовского),   Орфее   (Масса),   Персее
(Гартланда), Амуре и Психее (Коскена), Полифеме  (Вс.  Миллера),  Мидасе
(Цишевского), матроне ефесской (Либрехта, Веселовского) и др. Многие  С.
разработаны в монографиях по историко-сравнительному методу, напр. С.  о
миротворении (иссл. Веселовского и Драгоманова), о Леноре, мертвом брате
или женихе (у Созоновича и особенно подробно  у  Шишманова),  Медее  или
кающемся грешнике (Карловича в "Wisla"), о рыбаке  и  рыбке  (Поливки  и
Сумцова), о лисице и волке (Колмачевского, Крона),  о  мышке,  вороне  и
зайце (Сумцова), о Сандрильоне или Попелюге (огромное иссл.  Кокса,  350
вариантов; предисл. Ланга), о колдуне  или  знахаре  по  неволе  (doctor
Wszystkewiedy Поливки в "Wisla"), о Марке богатом  (Сумцова),  о  женихе
разбойнике  (его  же),  о  подмене  невесты  (Арферта),  об   абдеритах,
пошехонцах  и  проч.  (Клоустона  и  Сумцова),  о  Фаусте,  Вечном  жиде
(Веселовского,  Рутцмана  и  др.),  Аполлонии   Тирском   (Веселовского,
Зингера), о вавилонском царстве (Весоловского, Жданова) и много др.  Как
библиографические пособия, наиболее полезны: указатель к научным  трудам
А. Н. Веселовского (1859  -  1895),  примечания  и  таблица  к  сборнику
греческ, и албанск. С. Гана, указатель Gome'a, IV т. KruptaJia, указания
Поливки в I - IV јј "Narodopisny Sbornik", указания Сумцова  в  разборах
сборников  Романова,  Кольберга  и  Мошинской   указатель   к   сборнику
сицилийских С., Гонценбаха, в "Zeitschr. f. Volksk.",  библиографические
указатели Р. Келлера, погодные указатели к "Revuе  d.  trad.  popul."  и
"Zeitsch. f.  Volksk.  ",  два  библиографич.  указателя  к  Этнографич.
Обозрению", разные статьи и заметки у Либрехта  ("Zur  Volkskunde"  и  в
"Geschichte der Prosadichtungen", Дунлопа и Либрехта; книга  старая,  но
еще ценная). Главные сборники русских С.: Афанасьев; "Народн. русск. С."
(1 изд. 1863, 2-е 1873 и 3,  лучшее,  в  1897  г.);  Садовников,  "С.  и
предания Самарского края" (в "Зап.  Географ.  Общ.  ",  1884);  Романов,
"Белорус. Сборник"  (т.  Ill  -  IV);  Добровольский,  "Смолен,  этногр.
сборн." Шейн,  "Материалы"  (в  "Сборнике  Акад.  Наук",  LVI  -  LVll);
Худяков, "Великор. С., KruptaJia" (т. 1). Малорусских: Чубинский, "Труды
этн. стат. экспед. " (I  -  II);  Рудченко,  "Народ,  южнорусск.  С.  ";
Драгоманов, "Малор. нар. пред. ": Манжура (во 2 и 6  т.  "Сборн.  Харьк.
Ист. Фил. Общ. ");Гринченко, "Этнограф, матер. " (т. 1 - II);  Франке  и
Гнатюк, "Этногр. Сборник" (во Львове, I и III);  Н.  Иванов  (в  "Харьк.
Ист. Фил. Сборн. ", т. 3, 5,  "Этногр.  Обозр.",  IX  -  XXI);  Kolberg,
"Pokucie"  (III  -  IV).  Польских:  Kolberg,   "Lud"   ;   Chelehowski,
"Powiesci", Цишевского и разные сборники в  "Zbior  Wiadom.  do  antrop.
krajowej". Чешских: "Cesky Lid", "Narodopisny Sbornik" Вожены  Немцевой.
Сербо-хорватских: Караджича, Крауса (на нем. яз), Врчевича, Строгаля и в
разных  сербо-хорв.  журналах.  Сербо-лужицких  -  в  сборниках  Гаупта,
Шуленбурга, Фекенштедта. Болгарских в "Сборн. за народ, умотв." (I -  XV
т.) в сборн. Шапкарева. С. кавказских народов -  в  "Сборн.  матер,  для
изуч. Кавк." (I - XXV; см. указат. к перв. ХХ вып. 1889 - 93) и в  I  т.
"Осетинск. этюдов" Миллера. Монгольских - в  IV  т.  "Путеш."  Потанина,
"Proben"  Радлова  (на  нем.  яз.).  Вербицкого,  "Алтайские  инородцы",
Остроумова, "Сарты". С. западноевропейских народов, особенно французские
и немецкие, изданы в огромном числе  сборников,  по  областям;  наиболее
полными считаются сборники нем. С. - Гримма и Цингерле, франц. - Себильо
и Люзеля, итал. - Питре. С. арабов и  берберов  изданы  и  коментированы
франц. ученым Рене Бассе. В последнее время накоплено уже много С. диких
и варварских народов Азии, Африки и Америки в пер. на  англ.,  немец.  и
франц. яз., что чрезвычайно расширяет круг научных наблюдений.
   Н. Сумцов.
   Наряду с народными С. уже в глубокой  древности  появляются  писанные

Страницы: «« « 2816   2817   2818   2819   2820   2821   2822   2823   2824  2825   2826   2827   2828   2829   2830   2831   2832   2833   2834  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь