Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2824   2825   2826   2827   2828   2829   2830   2831   2832  2833   2834   2835   2836   2837   2838   2839   2840   2841   2842  » »»

Монтэнь - скорее скептик по настроению, чем скептик в смысле  Эпезидема.
"Книга моя - говорит Монтэнь - заключает в себе мое  мнение  и  выражает
мое настроение; я высказываю то, во что верю, а не то, во что все должны
верить... Может  быть  завтра  я  буду  совершенно  иным,  если  научусь
чему-либо и изменюсь". Шаррон в существенном следует за Монтэнем, но кое
в чем старается распространить свое скептическое настроение  еще  далее;
напр. он сомневается в бессмертии души. Ближе всех к  древним  скептикам
Ла Мот Ле Вайе, писавший под псевдонимом  Ораций  Туберо;  из  двух  его
учеников один, Сорбьер, перевел часть Секста Эмпирика на франц. язык,  а
другой,  Фуше,  написал  историю  академии.  Самый  крупный  из   франц.
скептиков - Пьер Даниил Гюэ (1630 - 1721); его посмертное  сочинение  "О
слабости человеческого ума" повторяет доводы Секста, но он имеет в  виду
современную ему  философию  Декарта.  Сочинение  епископа  Гюэ  -  самое
крупное  произведение  скептической  философии  после  Секста  Эмпирика.
Гленвиль был предшественником  Юма  в  анализе  понятия  причинности.  В
истории С. обыкновенно отводят обширное место Петру Бэйлю (1647 - 1706);
Дешан посвятил ему даже особую монографию ("Le scepticisme  erudit  chez
Bayle"); но настоящее место Бейля - в истории религиозного  просвещения,
а не в истории С.; он в XVII в. был тем, чем Вольтер в ХVIII-м. С. Бейля
проявился в знаменитом его историческом словаре, вышедшем в свет в  1695
г. Главная проблема, приведшая его к С., была проблема об источнике зла,
усиленно занимавшая XVII-й в.;  его  скептические  принципы  изложены  в
статье о Пирроне и пиррониках, из коей видно,  что  С.  важен  для  него
главным образом как орудие против теологии. Приблизительно  к  этому  же
времени  относятся  и  опровержения  С.,   написанные   Мартином   Шоком
(Schoock,"De scepticismo", Гронинген, 1652), Сильоном ("De la  certitude
des connaissances humaines", Пар., 1661) и де Виллеманду  ("Scepticismus
debellatus", Лейден, 1697). В новой философии, начиная  с  Декарта,  нет
места абсолютному С., но относительный С., т. е.  отрицание  возможности
метафизического  познания,   чрезвычайно   распространен.   Исследования
человеческого  познания,  начиная  с  Локка  и  Юма,  как   и   развитие
психологии, должны были привести к усилению субъективизма; в этом смысле
можно говорить о С. Юма и находить  скептические  элементы  в  философии
Канта, поскольку последний отрицал  возможность  метафизики  и  познание
предметов самих по себе. Совершенно иным путем к  несколько  сходному  в
этом пункте результату пришла и догматическая философия.  Позитивизм,  в
лице Канта и его последователей,  утверждает  невозможность  метафизики,
подобно эволюционизму Спенсера, стоящему за непознаваемость бытия самого
по  себе  и  за  относительность  человеческого  познания;  но  вряд  ли
справедливо ставить эти явления новой философии в связь с С.  Упоминания
заслуживает сочинение Е. Шульце, "Aenesidemus oder uber  die  Fundamente
der von H. Reinhold geliferten Elementarphilosophie" (1792),  в  котором
автор  защищает  принципы  С.  путем  критики  Кантовой  философии.  Ср.
Staudlin,  "Geschichte  und  Geist  des  Scepticismus,   vorzuglich   in
Rucksicht auf Moral u. Religion" (Лпц., 1794); Deshamps, "Le scepticisme
erudit chez Bayle" (Льеж,  1878);  Е.  Saisset,  "Le  scepticisme"  (П.,
1865); Kreibig, "Der ethische Scepticismus" (Вена, 1896). Э. Радлов.
   Скерцо (scherzo) - пьеса игривого, шутливого, а  иногда  причудливого
характера, в скором темпе; пишется в форме песни с  трио.  У  позднейших
композиторов, напр. у Шумана, С. заключает в себе два трио. Когда  в  С.
одно трио, последнее пишется в  тональности  по  квинтовому  направлению
вниз от главной тональности, в которой пишется песнь. В  форме  песни  с
двумя трио, первое трио пишется в тональности по квинтовому  направлению
вверх, а второе трио - по квинтовому направлению вниз от  главной  темы.
Порядок чередования частей в последней форме следующий: песнь, 1-е трио,
повторение песни, 2-е трио, повторение песни. В С. песнь пишется в  3/4,
трио - в 3/4 или 2/4. Трио часто отличается  от  песни  более  спокойным
характером. С. имеет в конце коду  .  С.  встречается  в  числе  четырех
отделений сонаты, квартета, симфонии; в  этих  формах  оно  следует  или
после первой части, или после второй.  Со  времени  Бетховена  С.  стало
заменять в них  менуэт.  С.  пишется  и  отдельно,  не  составляя  части
большого сочинения.  В  таком  случае  С.,  как  самостоятельная  пьеса,
получает более развития, в особенности в смысле введения больших  ходов,
связующих части С.
   Скиты - так называются келии, устраиваемый при больших монастырях,  в
большем или меньшем от них отдалении, для  одиноких  отшельников.  Слово
скит происходит, вероятно,  от  греческого  слова  scutoV  ,  кожа;  это
указывает  на  то,  что  первоначальные  скитники-подвижники  не   имели
правильно  устроенных  домов,  а  довольствовались  устройством  кожаных
прикрытий из шкур диких зверей тех лесов, в которых  отшельники  сначала
ютились. Ныне С. ничем, большею частью,  не  отличаются  по  внутреннему
устройству от монастырей; вся разница между ними - в  зависимости  скита
от монастырского  настоятеля.  Скит,  некогда  обозначавший  безусловное
отшельничество и одиночество, ныне часто  состоит  из  меньшего,  чем  в
монастыре,  числа  братий.  Гефсиманский  скит  при  Троицкой  лавре   -
настоящий  монастырь,  имеющий  свои  храмы.  Прежние  С.   ныне   часто
называются киновиями, т. е. общежитиями, где все у иноков общее. И. Б  -
в.
   Склероз (медиц.) - затвердение, уплотнение  тканей  артерий,  сердца,
мозга головного и спинного, ведущее к заболеваниям этих органов.
   Склифосовский (Николай Васильевич) - заслуженный проф., директор Имп.
клинического института вел. княгини Елены Павловны в СПб.  Род.  в  1836
г., в 1859 г. окончил курс медицинского факультета московского  унив.  и
принял на себя заведывание хирургическим отделением  одесской  городской
больницы. Степень д-ра медицины получил в Харькове в 1863 г.  за  дисс.:
"О кровяной околоматочной опухоли". В 1866 и 1867 гг. работал в Германии
в патолого-анатомическом институте проф. Вирхова и хирургической клинике
проф. Лангенбека; в прусской армии работал на перевязочных пунктах  и  в
военном лазарете. Затем во Франции у Кломарта и в клинике Нелатона  и  в
Англии у Симпсона. По возвращении в Россию выпустил целую  серию  трудов
(перечень их - в дисс. К. Э. Лопатто,  "Кафедра  хирург.  патологии  при
Имп. военно-мед. акд.", 1898), благодаря которым в начале  1870  г.  был
приглашен на кафедру хирургии в киевский унив. В 1871 г. С.  перешел  на
кафедру хирург. патологии в  Имп.  мед.  хир.  акд.  В  этот  период  им
напечатан ряд работ: "Резекция  обеих  челюстей"  ("Военно-Мед.  Журн.",
1873), "Оперативное лечение неподвижности коленного сочленения"  ("Прот.
Общ.  Рус.  Врачей",  1873  -  4),   "Вырезывание   зоба",   "Сосочковое
новообразование яичника (papiloma). Иссечение его" (1876) и др. В том же
году работал в течение 4 месяцев в  военных  лазаретах  нашего  Красного
Креста в Черногории, а затем на берегах  Дуная.  Деятельность  на  войне

Страницы: «« « 2824   2825   2826   2827   2828   2829   2830   2831   2832  2833   2834   2835   2836   2837   2838   2839   2840   2841   2842  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь