Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2797   2798   2799   2800   2801   2802   2803   2804   2805  2806   2807   2808   2809   2810   2811   2812   2813   2814   2815  » »»

также перстни. означавшие  должность  (напр.  перстни  афинских  судей),
билеты на вход в театры, на народные игры, на гладиаторские бои, римские
тессары (tessarae-  навощенные  дощечки,  на  которых  писались  военные
командные слова). Друзья, расставаясь, брали иногда навощенную  дощечку,
писали или рисовали на ней что-либо и потом разрывали ее  пополам:  одна
часть оставалась у одного, другая - у другого (tessarae hostiales).  При
встрече они признавали  себя  друзьями,  если,  приложив  одну  половину
дощечки к другой, видели, что обе плотно  прилегают  одна  к  другой  по
линии  разрыва.  Иногда  слово  С.  означало  долю  денежного  взноса  в
складчину на доброе дело, на покупку чего-либо нужного для целой общины,
а также верительную грамоту иностранного посла.  Sumbolax,  deipnon  apo
sumbolwn назывались пиршества или  обеды  на  сборные  деньги,  а  также
добровольные приношения на общее угощение.  Тем  же  словом  именовались
письменные  договоры  между  двумя  соседними  греческими  государствами
относительно образа действий,  который  следовало  соблюдать  при  тяжбе
гражданина одного из этих государств с  гражданином  другого.  В  Афинах
такие договоры назывались dicax apo sumbolwn и выполнялись строго,  если
были  утверждены  афинской  дикастерией.  В  эпоху  появления   в   мире
христианства символами назывались проекты постановлений,  составлявшиеся
на общинных собраниях. Большую роль символы и символический культ играли
и у других языческих народов древности, напр. у египтян, от  которых  их
могли  воспринять  и  евреи.  Климент  Александрийский  ("Стромата",  V)
утверждает.   что   Моисей   методом   Иероглифическим   объяснял,   под
таинственными  С.  животных,  правила  нравственного   закона,   и   что
декоративные украшения скинии извлечены им из того  же  источника.  Весь
почти культ евреев  имел  символически  преобразовательный  характер  по
отношению к грядущему царству Мессии. Не только апостолы, но  и  сам  I.
Христос (Иоанн. III, 14; Лук. XXIV, 27) относит, к себе как символ  свой
и прообраз, воздвигнутого Моисеем в пустыне медного змия. Отцами церкви,
начиная с Варнавы, каждая подробность в Ветхом Завете толкуется  как  С.
или прообраз того или  другого  факта  христианской  истории.  Во  время
гонений христиане создали для себя особый символический язык.  Найденные
и описанные до сих пор символические изображения первых веков  относятся
отчасти к ересям (напр. гностицизму), но главным образом
   - к древней христианской церкви.  Уже  Апокалипсис  содержит  в  себе
массу  С.,  изображающих  отношения  первобытной  церкви  к   тогдашнему
римскому  государству,  и  наоборот.  Во  втором  веке  христианские  С.
украшают уже не только  места  религиозных  собраний  и  молитвы,  но  и
частную домашнюю жизнь. Главные свидетельства о символах на  перстнях  и
тайных документах верных находятся в "Педагоге" Климента Алекс. (кн.  3,
106). Символическими  изображениями,  образами  или  иконами  заменялись
нередко между христианами tessarae hostiales. Лилия  и  роза  составляют
постоянную принадлежность Св. Девы Марии в ее изображениях; св.  Георгий
поражает своим копьем морского дракона; нимб окружает,  большей  частью,
главы святых. О "С." вообще см. "Реальный словарь" Любкера (два  русских
перевода), "Dictionnaire d'hist. ecclesiastique", Боста (Женева,  1884),
"Encyclopedie des sciences religieuses",  Лихтенбергера  (т.  XI,  Пар.,
1881) и "Dictionnaire des antiquites chretiennes", аббата Mapтиньи  (П.,
1889).
   II. Особенно важное значение имеют С. веры. Новейшие богословы, напр.
профессор И. В. Чельцов, обособляют "С." от "соборных вероизложений", т.
е. от изложений христианского вероучения в деяниях вселенских соборов, а
преосв. Сильвестр, в своем "Догматическом Богословии",  отличает,  кроме
того, "исповедания веры", изданные частными лицами во имя церкви или  от
лица ее. С. веры всегда отличаются краткостью; они  только  излагают,  в
аподиктической форме простых предложений или бесспорных фактов,  главные
догматы веры) без доказательств, как предмет восприятия верой. Первый С.
веры христианской дан самим I. Христом, в словах, сказанных Им  ученикам
Его перед вознесением на небо: "шедшие, научите вся языки,  крестяще  их
во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елики заповедах вам;
и се Аз с вами есмь во вся дни до окончания века"  (Мф.  XXVIII,  18-20;
Марк. XVI, 15 и сл.). Первые отцы церкви излагали перед своими учениками
учение И. Христа  и  апостолов,  составлявшее  ту  норму  их  пастырской
деятельности, которая обозначалась словами: pistiz canwn alhexaz, regula
veritatis, и входила в состав  христианской  disciplinae  arcanae.  Сами
отцы  церкви  нередко  замечают,  что.  или   regula   fidei   преподана
апостолами, которые сами получили ее  от  Христа.  Письменное  изложение
некоторых деталей этой regula fidei впервые появляется около 140  г.,  в
евангельской формуле крещения ("во имя Отца  и  Сына  и  Св.  Духа"),  у
Тертуллиана,  Киприана,  Фирмилиана  Кесарийского,  в   канонах   церкви
коптской. Руфин  нашел  так  называемый  апостольский  С.,  писанный  на
латинск. яз. В  толковании  на  этот  С.  Руфин  утверждал,  что  это  -
подлинный текст С., составленного апостолами  на  соборе  в  Иерусалиме.
Явившись на собор, апостолы имели каждый свой  особый  С.,  составленный
применительно к потребностям места проповеди каждого из них;  затем  они
решили общими силами составить один образец веры, который мог бы служить
для  них  во  время  проповеди  руководством  и  правилом,  охраной   от
возможного разногласия. Они назвали свое  коллективное  произведение  С.
что указывает  на  сбор  или  выборку  содержащегося  в  нем  учения  из
проповеди всех апостолов. Апостольским найденный им  С.  Руфин  называет
или потому, что каждое слово в нем дано апостолами  (1  Кор.  XI,  Деян.
XV),  или  потому,  что  он  содержит  веру,  несомненно   проповеданную
апостолами. Но так как  в  каждом  месте,  где  проповедовали  апостолы,
существовал свой С., то название апостольского С. приличествует и многим
другим С. Проф. Чельцов дает следующие заглавия  С.:  апостольская  вера
иepycaлимской  церкви,  церковная  вера   Kecapиe-палестинской   церкви,
вселенская вера антаохийской церкви, апостольская вера церкви кипрской и
церквей  малоазийских,  апостольские  догматы  александрийской   церкви,
апостольской С.  римской  церкви.  О  происхождении  этих  С.  от  самих
апостолов свидетельствует убеждение всей древности, а также почти полное
тождество всех исчисленных шести С. по содержанию. Ириней и  Тертуллиан,
указывая на формы С., говорят о них не как  о  чем-то  новом,  а  как  о
предании апостольском (1 Тим.  VI,  12;  1  Петр.  III,  21).  С.  веры,
читаемый каждым взрослым при крещении,  Тертуллиан  называет  "правилом,
Христом  установленным,  высшим  для  нас  всяких  недоумений".  Он   же
замечает, что крестящиеся произносят правило веры  в  форме  ответов  на
вопросы, даваемые крестящим пресвитером, при чем  "вопрошаемые  отвечают
подробнее, чем Господь установил в Евангелии". Кирилл  Иерусалимский  С.
Иерусалимской  церкви,  сохраненный  им  в  надписях  его  огласительных
поучений, называет "святой и апостольской верой"; Макарий Иерусалимский,

Страницы: «« « 2797   2798   2799   2800   2801   2802   2803   2804   2805  2806   2807   2808   2809   2810   2811   2812   2813   2814   2815  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь