Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2790   2791   2792   2793   2794   2795   2796   2797   2798  2799   2800   2801   2802   2803   2804   2805   2806   2807   2808  » »»

земледельцами, купцами, промышленниками. Запрещение детоубийства, широко
практиковавшегося у западных индийских племен, и свободный прием в среду
сектантов людей изо всех общественных слоев и  религий  скоро  увеличили
численность С. Огромное значение среди них  имели  их  гуру,  обладавшие
неограниченной властью, непогрешимые в глазах своей  паствы,  посредники
между ней и божеством и  ее  спасители.  Верующие  обязаны  были  слепым
повиновением  им;  осмеливавшиеся  соперничать  с  ними   и   возбуждать
еретическое уклонение от их учений делались жертвой пламени,  вместе  со
своими семьями. Хотя Нанак и говорит о себе с известной скромностью,  но
он несомненно верил в свое божественное призвание, что,  в  переводе  на
обычное  понимание  индуса,  значило,  что  он  считал  себя  одним   из
воплощений   Хари   (Hari="золотой",   имя    бога    Вишну;    наиболее
употребительное обозначение верховного божества в "Грантхе". Для себя  и
учеников Нанак был богом, и все  его  преемники  считались  воплощениями
божества; умирая, гуру передавал  свою  власть  достойнейшему  из  своих
учеников. Этот обряд передачи  практиковался  до  пятого  гуру  Арджуна,
составителя  "Грантха",  который  объявил  свою  власть  наследственной,
первый окружил себя знаками царской власти  и  стал  пользоваться  своим
влиянием в политическом смысле. Так, он просил за Хосру, мятежного  сына
императора Джахангира, но в том же году сам погиб в  лагорских  темницах
(1606). Преследование со стороны магометанских императоров, постигшие  с
тех пор С., быстро придали  общине  С.  военно-теократический  строй.  В
царствование Ауренгзеба борьба С. с императорской властью возобновилась.
Девятый гуру, Тег Багадур, был обезглавлен в Дели (1675). Его сын Говинд
Сингх,  правление  которого  прошло  в   непрерывной   войне,   закончил
преобразование секты, получившей теперь арабское имя Хальса (Khalsа), т.
е. "собственность, удел" (Бога). При нем устранено было из общины всякое
общественное  неравенство;  каждый  член  ее  получил  аристократическое
прозвище Сингх (санскр. Simha=лев). Даже  одежда  С.  была  приведена  к
одинаковой  для  всех  форм.  за   исключением   культа   коровы,   все,
напоминавшие обычаи и обряды индуизма, было изгнано Говиндом,  хотя  сам
он был далеко не чужд им и даже принес в жертву богине Дурге  одного  из
своих  последователей.  Сношения  с  неверующими,  не  принадлежащими  к
хальсе, строжайше запрещалась. С. не должен был даже отвечать на  поклон
индуса; мусульманина он должен был убивать без пощады, где бы с  ним  ни
встретился. Принято в члены Хальсы  совершалось  пятью  посвященными;  с
момента  посвящения  прозелит  становился  воином,  постоянным  занятием
которого  являлась  священная  война.  Он  должен  был   всегда   ходить
вооруженным или по крайней мере носить на себе что-нибудь стальное. Даже
божество С. получило имя Сарва Логанти (Sarba Lohanti)="все из  железа",
при чем иконоборческая религия С. получила некоторый оттенок  фетишизма.
Воины С. стали обращать свои молитвы  к  мечу;  "Грантх"  тоже  сделался
предметом известного  культа.  В  неравной  борьбе  с  могучей  империей
Ауренгзеба С. должны были уступить силе. Говинд Сингх, преследуемый  как
зверь в течение  тридцатилетней  борьбы,  растерял  своих  приверженцев,
уцелевшая часть которых скрылась в горах,  и  должен  был  принять  пост
начальника отряда в императорской армии. Он погиб  в  1708  г.  от  руки
авганца-убийцы. Реформы его не были приняты всеми С. и в конце жизни  он
вероятно понял, что с этих пор  личный  авторитет  гуру  скорее  мог  бы
привести к расколу, чем к соединению. Этому следует приписать,  что,  не
смотря на усиленный просьбы назначить преемника,  он  объявил  сан  гуру
уничтоженным и признал, что будущим гуру С. должен быть "Грантх".  После
смерти Говинда управление хальсой перешло в руки одного аскета по  имени
Банда. Под начальством этого свирепого  вождя,  сикхи  три  раза  делали
набеги на своих врагов мусульман, сопровождая их  зверствами  и  резней,
редко виданными даже в Индии. Вскоре после последнего  своего  вторжения
войска С. были почти уничтожены полководцами императора  Фарокшира,  сам
Банда взят в плен и отвезен в Дели. В течение семи дней  он  должен  был
присутствовать при мучениях 740 своих товарищей, бестрепетно  шедших  на
смерть; его сын был убит на его глазах, а сердце последнего было вырвано
палачом и брошено в лицо отцу. После этой нравственной пытки  Банда  сам
испустил дух в мучениях, разорванный на  куски  до  красна  распаленными
щипцами, при чем он не переставал  славить  Бога,  что  тот  выбрал  его
орудием  своей  мести  неверным  (1716).   К   внешним   поражениям   С.
присоединились внутренние раздоры.  Банда  ввел  известные  новшества  в
культ и обычаи С., регламентируя даже их одежду.  К  запрещению  табака,
введенному  Говиндом,  Банда  прибавил  запрещение  крепких  напитков  и
животной пищи (прежде С. не употребляли только говядины), в чем сказался
возврат к традиции  индуизма.  Новшества  Банды  встретили  ожесточенное
сопротивление внутри общины, подавлявшееся  кровавыми  экзекуциями.  Так
как Банда был простым вождем, а не божественным гуру, то с  его  смертью
С. легко вернулись к прежним своим обычаям. Управление общиной перешло в
руки воинствующей корпорации  ревнителей  веры  -  Акали  (Akill="верный
Превечного"), учрежденной Говиндом. Когда распадение могольской  империи
позволило С. занять снова прежнее положение, Акали сделались хранителями
святилища в Амртсаре, где сохранялся оригинальный  список  "грантха".  В
важных случаях Акали  собирали  здесь  совет  гуру  (=Gurmata)  -  общее
собрание вождей С., облеченное высшей властью и сохранявшее, в известной
мере, единство и целость общины С. Религиозная история сикхов  кончилась
этой реформой, но политическая продолжалась еще долго. Сорок лет  спустя
после своего последнего поражения, С. снова привлекли к своей  федерации
большую часть джатских сирдарей. В 1764 г. они завладели Лагором и стали
единственными господами Пенджаба. В это время они могли выставить до  70
тыс.  конницы.  Раджпуту  Сингху  (1797-1839)   удалось   подчинить   С.
монархическому  правлению,  но  при  его  слабых  наследниках  бурный  и
неукротимый нрав их, сдерживавшейся железной волей "пенджабского  льва",
снова дал себя знать. Дважды делали они набеги на  британские  владения,
но   дали   этим   только   повод   к   окончательному   сокрушению   их
самостоятельности, в 1848 г. В настоящее время С.  хотя  и  представляют
разнообразный этнический состав, но являются расой с весьма характерными
чертами. Сохранив свое прежнее влечение к войне, С.  являются  отборными
солдатами англо-индийской армии; но религиозный их фанатизм ослабел,  а,
условия военной  службы  почти  уничтожили  строгое  воздержание  их  от
табака, других наркотиков и крепких напитков. Общее число С. не  доходит
до 2 милл. Большая часть их  образует  сплошное  население  в  Пенджабе;
небольшие островки рассеяны по всей Индии и в некоторых частях Декана. В
религиозном отношении С. продолжают сохранять свое единство, хотя  среди
них  возникли  отдельные  корпорации.  Таковы  уже   упомянутые   Акали,
утратившие свое  прежнее  влияние,  Удаси  (Udаsi)  -  "отказывающиеся",
отвергающие  святость  второго  "Грантха"  (гуру  Говинда)   и   ведущие

Страницы: «« « 2790   2791   2792   2793   2794   2795   2796   2797   2798  2799   2800   2801   2802   2803   2804   2805   2806   2807   2808  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь