Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2789 2790 2791 2792 2793 2794 2795 2796 2797 2798 2799 2800 2801 2802 2803 2804 2805 2806 2807 » »» могли указать виновных, назвали С. В период расцвета афинской демократии слово С. прибрело политическое значение: оно означало многочисленный класс профессиональных обвинителей, ябедников, сутяг, которые ради личной наживы заводили процессы, чтобы, запугав кого-либо судом, вынудить отступную плату или, в случае выигрыша процесса, получить часть отобранного по суду имущества. Афинское законодательство разрешало всякому желающему выступать обвинителем против нарушителей государственных законов, при чем за успешное обвинение обвинителю давалась в награду известная часть поступавшей в виде штрафа суммы или имущества, отнятого по суду у ответчика. Такое правило само в себе носило корни злоупотреблений, тем более, что народ с завистью относился к выдающимся государственным деятелям, ораторам, полководцам и вообще во всем богатым и влиятельным людям, которых главным образом и беспокоили С. тем более обвинений предъявлялось перед судом, тем более пеней поступало в распоряжение судей и казны. Вследствие этого к обвинителю в уголовном делу, как и к истцу- в частном, относились снисходительнее, и деятельность сикофанта стала доходной. Главным образом доставалось от С. богачам, которые вообще старались жить в ладах с ними. Когда Критон жаловался Сократу, что человеку, занимающемуся каким-либо делом, трудно жить в Афинах, так как постоянно есть риск быть привлеченным к суду, Сократ ответил, что как приходится держать собак, чтобы волки не трогали овец, точно так же следует иметь в своем распоряжении человека, который мог бы знанием. законов и судейской опытностью защищать против преследований С. Многие аттические писатели указывали на общественный вред сикофантии (Аристофан. Демосфен, Эсхин и др.); против ее был, наконец, издан закон, но она все-таки продолжала существовать, пока существовала демократ. С. играли на судах почти туже роль) как демагоги- в народных собраниях; служа орудием для осуществления целей демагогов, они составляли не лишенный силы элемент демократии; иногда класс сикофантов даже оправдывали, считая его необходимым в политических целях (Эсхиy, "Против. Тим.", 20). Ср. Buchsenschutz, "Besitz nnd Erwerb im Griechischen Altertum" (Б., 1869); Meier and Schoеmаnn, "Der Attische Process", в обработки Липсиуса (Б., 1882-1886). Сикстинская капелла- одна из домовых церквей пап в их Ватиканском дворце, в Риме, знаменитая своей стенной и плафонной живописью. Построена в 1473 г., при папе Сиксте IV, от которого и происходит ее название. Архитектором ее был, как предполагают, Баччо Пинтели. Она представляет собой четырехугольную продолговатую залу (длинной в 401/2 д м., шириной в 14 м.), со сводчатым потолком. одной из ее коротких стен пригорожен алтарь, в другой находится главный вход; в той и другой длинных стенах проделано высоко от пола по шести окон. Мраморная балюстрада хорошего стиля разделяет капеллу на две части: на собственно церковь и на притвор. Низ стен оставлен без росписи; некогда он завешивался в торжественных случаях драгоценными, вытканными по картонам Рафаэля коврами (arrazi), хранящимися теперь в Ватиканском музее. Верх длинных стен украшен фресками, изображающими, справа от алтарной стены, события из земной жизни Спасителя, слева- эпизоды из жития Моисея. Эти фрески исполнены первостепенными итальянскими живописцами XIV стол., Пинтуриккьо, Сандро Боттичелли, К. Россели, Л. Синьорелли, Д. Гирландайо и Перуджино. На пилястрах между окнами помещены портреты 28 пап, работы С. Боттичелли. Все пространство стены над алтарем занято колоссальной картиной Страшного Суда - поразительным по своему величию, смелости и мастерству произведением Микеланджело Буонарроти). Еще более замечательно в капелле другое создание Микеланджело - роспись ее потолка, в которой, по общему признанию, гениальность этого художника проявилась во всей полноте и силе. Сикхи - (на языке хинди "ученики") или сейки (неправильное произношение на английский лад, укоренившееся в нашей ежедневной печати)- одна из самых замечательных новейших индусских сект, основанная в начале XVI века религиозным реформатором Нанаком, через которого она восходит к учение Кабира, пытавшегося примирить индуизм с исламом. Религиозные учения С. впервые были изложены в так называемом Ади-Грантх (Adi Granth - "главная, основная книга"), составленном пятым преемником Нанака- гуру (учителем) Арджуном (1584-1606). Памятник этот не свидетельствует об особенно сильном вилянии ислама на религию С. Он проникнуть мистическим пантеизмом Веданты, осложненным доктриной о благодати (бхакти, bhakti) и требованием полного повиновения религиозным наставникам-главарям, так наз. гуру. От других памятников сектантской литературы Ади-Грантх отличается тем важным значением, которое в нем придается моральным наставлениям, простотой и спиритуалистическим характером культа, освобожденного от всякого следа идолопоклонства, и в особенности терпимостью по отношению к индусской мифологии, из которой в учение С. взято довольно много мифологических олицетворений, характеризующих позднейший индуизм. В конце концов С. пришли к обожанию личного божества, так что их учение можно назвать деизмом, более или менее смешанным с суеверием. К такому изменению необходимо должен был прийти индийский пантеизм, который мог быть религией небольшого кружка мистиков, но не обширной общины верующих. Не может быть, однако, сомнения и в том, что близость с мусульманским населением в северо-западных пограничных областях Индии имела свою долю влияния на умы и нравы С. От мусульман С. получили свой воинствующий фанатизм и учете о священной войне (мусульманский газават), совершенно чуждое индийскому мировоззрению, но получившее развитие (под тем же самым влиянием) у маратхов и некоторых раджпутов. Содержание Ади-Грантха- сборное: гуру Арджун собрал в нем поэтические произведения основателя секты и трех следовавших за ним гуру, прибавив к ним свои собственные, а также и большое число изречений и отрывков, принадлежащих Рамананду, Кабиру, маратхскому поэту Намдеву и другим авторам. Довольно много прибавлений сделал Говинд (1675-1708), десятый и последний гуру, составивший, кроме того, вторую священную книгу С.- "Грантх десятого царства". Эти две книги, написанные на архаическом пенджаби, называемом, по имени старинного алфавита (одна из форм деванагари), гурлукхи (Gnrn=учитель, mukha=ycтa), вместе с биографиями святых и гуру и несколькими ритуальными и дисциплинарными наказами, составляют всю священную литературу С. Первые адепты религии сикхов были навербованы среди земледельцев около Лагора и на южных берегах р. Сетледжа. В течение почти целого столетия С. оставалась чисто религиозной общиной безобидного пуританского характера. Так как Нанак не запрещал своим ученикам деятельную жизнь, то С., за немногими исключениями, были Страницы: «« « 2789 2790 2791 2792 2793 2794 2795 2796 2797 2798 2799 2800 2801 2802 2803 2804 2805 2806 2807 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |