Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2789   2790   2791   2792   2793   2794   2795   2796   2797  2798   2799   2800   2801   2802   2803   2804   2805   2806   2807  » »»

могли указать виновных, назвали С. В период расцвета афинской демократии
слово С. прибрело политическое  значение:  оно  означало  многочисленный
класс  профессиональных  обвинителей,  ябедников,  сутяг,  которые  ради
личной  наживы  заводили  процессы,  чтобы,  запугав  кого-либо   судом,
вынудить отступную плату или, в случае выигрыша процесса, получить часть
отобранного  по  суду  имущества.  Афинское  законодательство  разрешало
всякому   желающему    выступать    обвинителем    против    нарушителей
государственных  законов,  при  чем  за  успешное  обвинение  обвинителю
давалась в награду известная часть поступавшей в виде штрафа  суммы  или
имущества, отнятого по суду у  ответчика.  Такое  правило  само  в  себе
носило корни злоупотреблений, тем более, что народ с завистью  относился
к выдающимся государственным деятелям, ораторам, полководцам и вообще во
всем богатым и влиятельным людям, которых главным образом  и  беспокоили
С. тем более  обвинений  предъявлялось  перед  судом,  тем  более  пеней
поступало в распоряжение судей и казны. Вследствие этого к обвинителю  в
уголовном делу, как и к истцу- в частном, относились снисходительнее,  и
деятельность сикофанта стала доходной. Главным образом доставалось от С.
богачам, которые вообще старались жить в  ладах  с  ними.  Когда  Критон
жаловался Сократу, что человеку, занимающемуся каким-либо делом,  трудно
жить в Афинах, так как постоянно есть риск  быть  привлеченным  к  суду,
Сократ ответил, что как приходится держать собак, чтобы волки не трогали
овец, точно так же следует иметь в своем распоряжении человека,  который
мог  бы  знанием.  законов  и  судейской  опытностью   защищать   против
преследований С. Многие аттические писатели  указывали  на  общественный
вред сикофантии (Аристофан. Демосфен,  Эсхин  и  др.);  против  ее  был,
наконец, издан закон, но  она  все-таки  продолжала  существовать,  пока
существовала демократ. С. играли на судах почти туже роль) как демагоги-
в народных собраниях; служа орудием для осуществления  целей  демагогов,
они  составляли  не  лишенный  силы  элемент  демократии;  иногда  класс
сикофантов даже оправдывали, считая его необходимым в политических целях
(Эсхиy, "Против. Тим.",
 20). Ср. Buchsenschutz, "Besitz nnd Erwerb im Griechischen Altertum" (Б.,
1869); Meier and Schoеmаnn, "Der Attische Process", в обработки Липсиуса (Б.,
1882-1886).
   Сикстинская капелла- одна из домовых церквей  пап  в  их  Ватиканском
дворце,  в  Риме,  знаменитая  своей  стенной  и  плафонной   живописью.
Построена в 1473 г., при папе Сиксте IV, от  которого  и  происходит  ее
название. Архитектором ее был,  как  предполагают,  Баччо  Пинтели.  Она
представляет собой четырехугольную продолговатую залу (длинной в 401/2 д
м., шириной в 14 м.), со сводчатым потолком. одной из ее  коротких  стен
пригорожен алтарь, в другой находится  главный  вход;  в  той  и  другой
длинных стенах  проделано  высоко  от  пола  по  шести  окон.  Мраморная
балюстрада хорошего стиля разделяет капеллу на две части: на  собственно
церковь и  на  притвор.  Низ  стен  оставлен  без  росписи;  некогда  он
завешивался в торжественных случаях драгоценными, вытканными по картонам
Рафаэля коврами (arrazi), хранящимися теперь в Ватиканском  музее.  Верх
длинных стен украшен фресками, изображающими, справа от алтарной  стены,
события из земной жизни Спасителя, слева- эпизоды из жития  Моисея.  Эти
фрески исполнены первостепенными  итальянскими  живописцами  XIV  стол.,
Пинтуриккьо, Сандро Боттичелли, К. Россели, Л. Синьорелли, Д. Гирландайо
и Перуджино. На пилястрах между окнами помещены портреты 28 пап,  работы
С. Боттичелли. Все пространство стены над  алтарем  занято  колоссальной
картиной Страшного Суда - поразительным по своему  величию,  смелости  и
мастерству   произведением   Микеланджело   Буонарроти).    Еще    более
замечательно  в  капелле  другое  создание  Микеланджело  -  роспись  ее
потолка, в которой, по общему признанию,  гениальность  этого  художника
проявилась во всей полноте и силе.
   Сикхи  -  (на  языке  хинди  "ученики")   или   сейки   (неправильное
произношение  на  английский  лад,  укоренившееся  в  нашей   ежедневной
печати)- одна из самых замечательных новейших индусских сект, основанная
в начале XVI века религиозным реформатором Нанаком, через  которого  она
восходит к учение  Кабира,  пытавшегося  примирить  индуизм  с  исламом.
Религиозные учения С. впервые были изложены в так называемом  Ади-Грантх
(Adi Granth - "главная, основная книга"), составленном пятым  преемником
Нанака-  гуру  (учителем)  Арджуном  (1584-1606).   Памятник   этот   не
свидетельствует об особенно сильном вилянии  ислама  на  религию  С.  Он
проникнуть  мистическим  пантеизмом  Веданты,  осложненным  доктриной  о
благодати (бхакти, bhakti) и требованием полного повиновения религиозным
наставникам-главарям, так наз. гуру. От  других  памятников  сектантской
литературы Ади-Грантх отличается тем важным  значением,  которое  в  нем
придается  моральным  наставлениям,  простотой   и   спиритуалистическим
характером культа, освобожденного от всякого следа идолопоклонства, и  в
особенности терпимостью по отношению к индусской мифологии, из которой в
учение   С.   взято   довольно   много   мифологических   олицетворений,
характеризующих позднейший индуизм. В конце концов С. пришли к  обожанию
личного божества, так что их учение можно  назвать  деизмом,  более  или
менее смешанным с суеверием. К такому изменению  необходимо  должен  был
прийти индийский пантеизм, который мог быть религией  небольшого  кружка
мистиков, но  не  обширной  общины  верующих.  Не  может  быть,  однако,
сомнения  и  в  том,  что  близость   с   мусульманским   населением   в
северо-западных пограничных областях Индии имела свою  долю  влияния  на
умы и нравы С. От мусульман С. получили  свой  воинствующий  фанатизм  и
учете о  священной  войне  (мусульманский  газават),  совершенно  чуждое
индийскому мировоззрению, но  получившее  развитие  (под  тем  же  самым
влиянием) у маратхов  и  некоторых  раджпутов.  Содержание  Ади-Грантха-
сборное: гуру Арджун собрал в нем  поэтические  произведения  основателя
секты и трех следовавших за ним гуру, прибавив к ним свои собственные, а
также и большое число изречений  и  отрывков,  принадлежащих  Рамананду,
Кабиру, маратхскому поэту  Намдеву  и  другим  авторам.  Довольно  много
прибавлений  сделал  Говинд  (1675-1708),  десятый  и  последний   гуру,
составивший, кроме того, вторую священную  книгу  С.-  "Грантх  десятого
царства". Эти две книги, написанные на архаическом пенджаби, называемом,
по  имени  старинного  алфавита  (одна  из  форм  деванагари),  гурлукхи
(Gnrn=учитель,  mukha=ycтa),  вместе  с  биографиями  святых  и  гуру  и
несколькими  ритуальными  и  дисциплинарными  наказами,  составляют  всю
священную литературу С. Первые адепты религии  сикхов  были  навербованы
среди земледельцев около Лагора  и  на  южных  берегах  р.  Сетледжа.  В
течение почти целого столетия С. оставалась  чисто  религиозной  общиной
безобидного пуританского характера. Так  как  Нанак  не  запрещал  своим
ученикам деятельную  жизнь,  то  С.,  за  немногими  исключениями,  были

Страницы: «« « 2789   2790   2791   2792   2793   2794   2795   2796   2797  2798   2799   2800   2801   2802   2803   2804   2805   2806   2807  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь