|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2780 2781 2782 2783 2784 2785 2786 2787 2788 2789 2790 2791 2792 2793 2794 2795 2796 2797 2798 » »» психологический анализ человеческой природы, двух сторон нашей душевной
деятельности- благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма,
и реалистической практичности. Обе эти стороны нашли себе гениальное
проявление в бессмертных типах героя романа и его оруженосца; в резкой
своей противоположности они- и в этом заключается глубокая
психологическая правдасоставляют, однако, одного человека, как одним
человеком являются Фауст и Мефистофель, тоже при их радикальной
противоположности. Дон Кихот и Фауст односторонни в своем идеализме
(характер которого конечно различен у С. и Гете), Санчо Панса и
Мефистофель односторонни в своем реализме; только слитие этих обеих
существенных сторон человеческого духа составляет гармоническое целое.
Все симпатии С. очевидно на стороне бедного рыцаря-идеалиста, каким был
он сам (в чем заключается и автобиографическая сторона "Дон Кихота").
Дон Кихот смешон, изображенные гениальной кистью похождения его - если
не вдумываться в их внутренний смысл - вызывают неудержимый смех; но он
скоро сменяется у мыслящего и чувствующего читателя другим смехом,
"смехом сквозь слезы", который есть существенное и неотъемлемое условие
всякого великого юмористического создания. В романе С., в судьбах его
героя сказалась в высокой этической форме именно мировая ирония - та
ирония, которую, по словам Гейне (в его предисловии к иллюстрированному
изданию "Дон Кихота"), "Бог создал и поселил в мире и которой великий
поэт подражал в своем печатном маленьком мире". В побоях и всякого рода
других оскорблениях, которым подвергается рыцарь - при некоторой
антихудожественности их в литературном отношении, - заключается одно из
лучших выражений этой иронии; Тургенев ("Гамлет и Дон Кихот")
справедливо усмотрел "глубокий смысл" в последнем приключении этого
рода- топтании Дон Кихота, незадолго до его смерти, стадом свиней:
"попирание свиными ногами встречается всегда в жизни Дон Кихотов -
именно перед ее концом; это последняя дань, которую они должны заплатить
грубой случайности, равнодушному и дерзкому непониманию. Это пощечина
фарисея. Потом они могут умереть. Они прошли через весь огонь горнила,
завоевали себе бессмертие- и оно открывается перед ними". Тургенев
отметил еще один очень важный момент в романе- смерть его героя: "в это
мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому.
Когда бывший его оруженосец, желая его утешить, говорит ему, что они
скоро отправятся на рыцарские похождения, "нет- отвечает умирающий - все
это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения; я уже. не Дон Кихот, я
снова Алонзо добрый, как меня называли - "Alonso el Вuеnо". "Это слово -
продолжает Тургенев - удивительно; упоминовение этого прозвища, в первый
и последний раз, потрясает читателя. Да, одно это слово имеет еще
значение перед лицом смерти. Все пройдет, все исчезнет. высочайший сан,
власть, всеобъемлющий гений- все рассыплется прахом, "все великое земное
разлетается как дым"; но добрые дела не разлетятся дымом; они
долговечнее самой сияющей красоты; все. минется- сказал апостол- одна
любовь останется". К этой "любви", обнимающей собой все человечество,
следует прибавить еще, как одну из существенных основ романа, стремление
к свободе духа, свободе совести, лежавшее в натуре автора. "Свобода,
Санчо - говорит Дон Кихот своему оруженосцу - драгоценнейшее благо,
дарованное небом человеку. Ничто не сравнится с ней: ни сокровища,
сокрытые в недрах земных, ни те, что скрыты в глубине морской. За
свободу и честь человек должен жертвовать жизнью, потому что рабство
составляет величайшее земное бедствие Ты видел изобилие и роскошь,
окружавшие нас в замке герцога. И что же? Вкушая эти изысканные яства и
замороженные напитки, я чувствовал себя голодным, потому что не
пользовался ими с той свободой, с какой я пользовался бы своей
собственностью: чувствовать себя обязанным за милости, значит налагать
оковы на свою душу". Независимо от высокого психологического значения,
роман С. очень важен в чисто национальном отношении: он выразил все, что
есть своеобразного в характере испанского народа, лучше всяких описаний
познакомил нас с его особенностями, нравами, типами, явившись своего
рода судом над тогдашней Испанию. Историко-литературное значение "Дон
Кихота" в том, что он нанес буквально смертельный удар рыцарскому
роману, получившему в то время в Испании и всей Европе громадное и
пагубное распространение. - Менее известны, но тем не менее принадлежат
к истинным сокровищам повествовательной литературы "новеллы" С., часть
которых вошла в состав "Дон Кихота". Независимо от своего
художественного достоинства, они имеют, по отношению к испанской
литературе, важное историко-литературное значение: они проложили новый
путь, устранив господствовавшие до тех пор в испанской беллетристике
иноземные влияния. Некоторые из них ("Неосторожный Любопытный",
"Ревнивый Эстрамадурец" и др.) имеют характер общий, психологический;
другие, далеко превосходящие первую категорию своим достоинством и
значением, представляют, по собственному определению автора, "социальные
метаморфозы", стоящие гораздо выше "Метаморфоз" Овидия", изображают
разные бытовые стороны и явления тогдашней Испании и в своей
совокупности могут быть названы "Социальной комедией" в полном смысле
этого слова, выводя на сцену преимущественно низший класс, и притом в
темных сторонах его быта, как последствиях неудовлетворительности
социального порядка. каковы новеллы "Ринконето и Кортадильо", где
изображен организованный мир севильских воров, мошенников, нищих, в
связи с тогдашним положением испанской юстиции; "Гитанилла", где описан
быт цыган, тоже отщепенцев общества, с симпатическими сторонами их
натуры; "Разговор двух собак", которые представляются автору людьми,
служащими обществу, но для себя не находящими себе в нем места. Везде С.
остается верным действительности, которую он, благодаря тонкой
наблюдательности и гениальному дарованию, воспроизводить с недосягаемой
часто художественностью.В области драматической поэзии (до нас дошли
только три трагедии С.; остальные, как и все восемь его комедий,
потеряны) С. стоит менее высоко, как художник; он держится здесь чисто
тенденциозной почвы и театр избирает как трибуну, с которой может
проповедывать правительству и народу то, что ему близко, как горячему
патриоту. Так, пьеса "Жизнь в Алжире" написана под свежим впечатлением
всего пережитого им и его соотечественниками в турецком плену; тут мы
встречаем насильственное обращение христианских детей в мусульманство,
пытки и казни, постоянные энергические воззвания к публике, призыв к
общему братству, обращение к севильской аристократии, даже к королю
Филиппу. справедливо было замечено, что это "не создание искусства, а
подвиг честного человека". То же должно сказать и о трагедии "Алжирские
Галеры", отчасти и о пьесе "Нуманция", сюжет которой составляет
трагическая судьба исп. города Нуманции, 14 лет выдерживавшей осаду
Страницы: «« « 2780 2781 2782 2783 2784 2785 2786 2787 2788 2789 2790 2791 2792 2793 2794 2795 2796 2797 2798 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |