Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2775   2776   2777   2778   2779   2780   2781   2782   2783  2784   2785   2786   2787   2788   2789   2790   2791   2792   2793  » »»

в системах Эпикура и стоиков. Ощущения образуются,  по  мнению  Эпикура,
тем, что от предметов отделяются  образны,  которые  попадают  в  органы
ощущений и насильно  ими  воспринимаются.  Всякое  ощущение  истинно.  В
ощущениях заключается критерий истины;  все,  что  не  согласно  с  этим
критерием,  ложно.  Хотя  стоицизм  развился  в  постоянной  полемике  с
эпикуреизмом, у этих двух  направлений  много  общего.  Душа,  по  мысли
стоиков,  материальна;  но  материализм   стоиков   заключает   в   себе
пантеистические элементы, позволявшие им настаивать на единстве души, на
силе разумной деятельности, как коренной черты человеческой  души.  Душа
стоиков не пассивна, подобно эпикурейской,  а  деятельна.  В  учении  об
ощущении стоики делают к эпикурейской  теории  существенное  добавление:
все возникает из ощущений - в этом стоики согласны с эпикурейцами; но  в
ощущениях,  прибавляют  стоики,   проявляется   деятельность   души.   В
утверждении стоиков, что все представляется возникают из  ощущений,  что
все общее образуется из единичного, что критерий  истины  заключается  в
jantasiai katalhptikai и в толковании, которое они дают этому  критерию,
ясны принципы С., с которым  учение  о  деятельности  разума  не  вполне
справилось. В новой философии  распространению  С.  способствовал  Локк;
хотя он был эмпириком и считал себя отчасти  учеником  Декарта,  тем  не
менее несомненно, что его "Опыт о человеческом разумении"  способствовал
С. Из двух источников познании - ощущений и  рефлексии  -  Локк  гораздо
подробнее рассмотрел первый. Его учение  о  рефлексии  страдает  той  же
неопределенностью, которая заметна и в его  рассуждениях  о  субстанции,
так  что  из  Локка  весьма  нетрудно  было   вывести   последовательное
сенсуалистическое  учение.  В  введении  к   своим   "Новым   опытам   о
человеческом  разумении"  Лейбниц  сводит   разногласие   между   С.   и
рационализмом  к  нескольким  основным  пунктам  и  Локку,  хотя   и   с
оговорками, приписывает учение сенсуалистов, что душа есть tabula  rasa,
что все знание  происходит  из  внешнего  опыта,  не  исключая  и  истин
математических и т. д. Последовательный:  С.  мы  находим  в  сочинениях
Кондильяка, а именно  в  его  "Essai  sur  l'origine  des  connaissances
humaines", "Traite des sensations" и "Traite des systemes". Не смотря на
несовершенство  его  психологического  метода,  на   полное   отсутствие
экспериментального  характера  в  его  исследованиях,   построенных   на
умозрительных, априорных  предположениях,  работы  Кондильяка  сохраняют
значение  в  истории  психологии.  Книга  Гельвеция  "De  l'esprit"   не
прибавляет ничего принципиально нового к "Трактату об ощущениях", хотя у
Гельвеция больший наклон к материализму, чем у Кондильяка. Катт написали
дополнение к Кондильяку, в книге: "Traite des sensations et des passHons
en general". Боппэ подражал Кондильяку и в том отношении,  что  исходной
его точкой служит воображаемая статуя, одаренная жизнью. Вся  школа  так
назыв. французских идеологов находится в большей или меньшей зависимости
от Кондильяка, с которым некоторые из  ее  представителей  полемизируют,
другие - соглашаются. Защиту С. в новейшее время взял на себя Тольбе,  в
сочинениях: "Nene Darstellung des Sensualismus" (1855), "Die Grenzen und
der Ursprung der menschlichen  Erkenntniss  im  Gegensatz  zu  Kant  nnd
Hegel"  (1865)  и  "Grundzuge  einer  extensionalen  Erkenntnisstheorie"
(посмертное соч., 1875, не окончено). С. новейшего времени  представляет
опять поворот от феноменализма Кондильяка к материализму (таково, напр.,
сочинение A. Mayer'a: "Die  Lehre  von  d.  Erkenntniss",  Лпц.,  1875),
объясняемый общим усилением материалистических тенденций в 60-х  и  70-х
гг. Cм. Harms, "Die Philosophie in ihrer Geschichte" (I,  "Psychologie",
Б., 1878, II: "Logik", 1887);  Picaret,  "Les  ideologues"  (П.,  1891),
Cousin, "Histoire generale de la philosophie" (П., 1861).
   Э. P.
   Сент-Джонс  (SiJohn's)  -  главн.  гор.  о-ва  Антигуа,   из   группы
Ливардских о-вов в Брит. Вестиндии; прекрасная гавань. Жит. 8719 (1891).
   Сентиментализм  в   западноевропейской   и   русской   литературе   -
литературное  направление,  явившееся  в  XVIII  и  в  начале   XIX   в.
противовесом одностороннему господству так называемой псевдоклассической
теории. Оно  отводило  первостепенное  место  субъективным  излияниям  и
психологическому   анализу,    противопоставляло    величественному    и
возвышенному  трогательное  и  стремилось,  в   лице   некоторых   своих
представителей, пробудить в сердцах читателей понимание природы и любовь
к ней, вместе  с  гуманным  отношением  ко  всем  слабым,  страдающим  и
гонимым.
   С. в английской литературе. Родиной С.  была  Англия.  В  конце  20-х
годов XVIII в. Джемс Томсон своими поэмами "Зима" (1726), "Лето"  (1727)
и т. п., впоследствии соединенными в одно целое и изданными  (1730)  под
названием "Времена года", содействовал развитию в английской читающей ее
публике  любви  к  природе,  рисуя  простые,  непритязательные  сельские
ландшафты, следя, шаг за шагом, за различными моментами  жизни  и  работ
земледельца и видимо стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую
обстановку выше суетной и испорченной городской. В 40-х  годах  того  же
столетия Томас Грей, автор элегии "Сельское кладбище", оды "К  весне"  и
др., подобно  Томсону,  старался  заинтересовать  читателей  деревенской
жизнью и природой, пробудить в  них  сочувствие  к  простым,  незаметным
людям, с их нуждами, горестями и верованиями, придавая,  вместе  с  тем,
своему   творчеству   задумчиво-меланхолической   характер.    Тою    же
меланхолией, только более мрачной и туманной, проникнуты "Ночи"  Эдуарда
Юнга  (1742  -  1746),  пользовавшиеся  громадным   успехом;   в   чисто
субъективной форме автор изливает свои грустные мысли, навеянные смертью
близких людей, выражает свои религиозные убеждения и идеалы, затрагивает
разнообразные нравственные  вопросы,  стремится  растрогать  и  потрясти
читателя. В ночной тишине и таинственном колорите ночного ландшафта  Юнг
находил точно отзвук своим страданиям и мрачным думами. Другой  характер
носят знаменитые романы Ричардсона - "Памела" (1740),  "Кларисса  Гарло"
(1748), "Сэр  Чарльз  Грандисон"  (1754)  -  также  являющийся  ярким  и
типичным   продуктом   английского   С.   Ричардсон    был    совершенно
нечувствителен к красотам природы и  не  любил  ее  описывать  -  но  он
выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а
затем и всю европейскую публику живо  интересоваться  судьбой  героев  и
особенно героинь его романов. В наше время недостатки романов Ричардсона
ярко бросаются в глаза; но нельзя отрицать, что местами в них попадаются
действительно   трогательный   сцены,   которые   могли   в   то   время
способствовать   некоторому   смягчению   и   облагорожению   нравов   и
литературных вкусов. Лоренц Стерн, автор "Тристрама Шэнди" (1759 - 1766)
и "Сентиментального путешествия" (1768; по имени  этого  произведения  и
самое   направление    было    названо    "сентиментальным")    соединял
чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. В

Страницы: «« « 2775   2776   2777   2778   2779   2780   2781   2782   2783  2784   2785   2786   2787   2788   2789   2790   2791   2792   2793  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь