Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2779   2780   2781   2782   2783   2784   2785   2786   2787  2788   2789   2790   2791   2792   2793   2794   2795   2796   2797  » »»

бывший, по выражению Филарета,  архиеп.  черниговского,  "самым  великим
подвижником благочестия  последних  времен",  приносивший  много  пользы
народу своими трогательными и живыми беседами. См. "Сказания о  жизни  и
подвигах блаженной памяти о. Серафима" (М., 1881); "Сказание о  подвигах
С. ", в журн. "Маяк", 1845 г. т. XVI; архим. Сергия" "Сказание о  старце
Серафиме" (1858); "Сказание о подвигах Серафима" (1856).
   Серафимы- один из девяти чинов ангельских, о  которых  упоминается  в
Свящ. Писании. С.,  по  изображению  пророка  Исаии,  составляют  высшую
степень в небесной Иерархии, ближайшую к Богу.  В  видении  пророка  они
представляются  окружающими  престол  Господа;  они  имеют  человеческий
образ; у каждого из них по шести крыльев: двумя закрывают они свои лица,
двумя - ноги, двумя летают, и неумолчно  поют  песнь:"свят,  свят,  свят
Иегова воинств,  вся  земля  полна  славы  Его".  Один  из  С.  коснулся
зажженным углем уст Исаии, сказав ему: "вот это коснулось уст  твоих,  и
беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен"  (Исаии  VI,  1-7).
Отцами церкви С. усвояется обыкновенно место первого чина первой степени
(С., херувимы, престолы).
   Сервантес  (Михаэль   Сааведра   Cervantes)-   знаменитый   испанский
писатель, род. в 1547 г. в Алкале, происходил из  благородного  древнего
рода, в котором сохранялись рыцарские  предания  и  рассказы  о  славных
подвигах предков.  Вследствие  бедности  родителей  он  получил  скудное
образование, но уже рано обнаружил сильное влечение к  чтению,  особенно
поэтов, а вместе с тем и стремление к боевой жизни. В  1571  г.,  в  сам
разгар войны Испании с  турками,  он  поступил  в  военную  службу,  под
знамена Дон Хуана Австрийского. В лепантском сражении он  всюду  являлся
на самом опасном месте и, сражаясь с истинно  поэтическим  одушевлением,
получил четыре раны. Пролежав всю зиму в мессинском госпитале, он принял
участие в несчастной для испанцев тунисской экспедиции, а по возвращении
оттуда, с вполне сложившимися  политическими  взглядами  и  убеждениями,
отправился в новый поход - в Алжир. На пути туда  он  был  взят  в  плен
турками и привезен в Алжир, где ему пришлось  переживать  очень  тяжелые
впечатления при виде крайне жесткого обращения с пленными испанцами. Все
время пребывания С. в Алжире было посвящено планам освобождения  пленных
и поддержанию в  них  патриотического  чувства.  Это  делало  его  самым
популярным и авторитетным лицом между своими, но усиливало надзор за ним
бесчеловечно жестокого мусульманского властителя, который хорошо понимал
значение своего пленника и надеялся получить за него большой выкуп,  как
за  "важное  лицо",  особенно  после  того  как  у  него  были   найдены
рекомендательные письма Дон Хуана. Вследствие  этого  все  его  планы  и
замыслы оканчивались неудачей; неоднократно. ему грозила смертная казнь,
некоторое время он провел на галерах,  но  ничто  не  останавливало  его
рвения. Такую жизнь он вел до 1580 г., когда, наконец, совершился  выкуп
его на деньги, собранные одним монахом у  купцов.  Следующие  затем  три
года он снова проводит в  походах  (в  Португалии),  но  военная  служба
становится для него непосильной тягостью, и он  выходит  окончательно  в
отставку, не имея никаких средств к существованию. Теперь начинается его
литературная  деятельность.  За  первым  трудом,  пасторалью  "Галатея",
следует большое количество  драматических  пьес,  пользовавшихся  слабым
успехом, потому что ему приходилось конкурировать с Л.  де  Вега  в  это
время, по словам С., "овладевший католической монархией". Для  добывания
себе  насущного  хлеба,  будущий  автор   "Дон   Кихота"   поступает   в
интендантскую службу; ему поручают закупать  Провиант  для  "Непобедимой
Армады". В исполнении  этих  обязанностей  он  терпит  большие  неудачи,
делается потом  скупщиком  провианта  для  индийского  флота,  по  своей
совершенной неспособности вести счетные дела  и  крайней  непрактичности
подвергается разным неприятностям, даже попадает  под  суд  и  некоторое
время высиживает в тюрьме. Его жизнь, одним словом,  представляет  собой
целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий. Посреди всего этого  он
не прекращает своей писательской деятельности, только покамест ничего не
печатая. Скитания подготовляют материал для его  будущей  работы,  служа
средством для изучения испанской жизни в ее разнообразных проявлениях. С
1598 по 1603 г. нет почти никаких известий о  жизни  С.  В  1603  г.  он
появляется  в  Вальядолиде,  где  занимается  мелкими  частными  делами,
дающими ему скудный заработок, а в 1604 г. выходит в свет  первая  часть
"Дон Кихота, имевшая громадный  успех  в  Испании  (в  несколько  недель
разошлось 1-е изд., и в том же году 4 других) и за границей (переводы на
многие языки; французское  посольство  в  Мадрид  не  находит  слов  для
выражения  удивления,  возбужденного  этим  произведением  во  Франции).
Материального положения автора она, однако ни мало не улучшила, а только
усилила враждебное отношение к нему, выразившееся в насмешках,  клевете,
преследованиях. С этих пор до самой смерти литературная деятельность  С.
не прекращалась. В промежуток между 1604 и  1616  гг.  появились  вторая
часть "Д. Кихота", все новеллы, многие драматические произведения, поэма
"Путешествие на Парнас" и написан напечатанный уже после кончины  автора
роман: "Персилес и Сигизмонда". Почти на смертном одре С. не  переставал
работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи.  23  апреля
1616 г. окончилась жизнь, которую сам носитель ее, в  своем  философском
юморе, называл "долгим неблагоразумием" и уходя из которой он "уносил на
плечах камень с надписью, в которой  читалось  разрушение  его  надежд".
Лучший из биографов С., Шаль, характеризовал его так: "поэту,  ветреному
и мечтательному, недоставало житейского умения, и он не извлек пользы ни
из своих военных кампаний, ни  из  своих  произведений.  Это  была  душа
бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех,
поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим
порывам... Его видели наивно влюбленным во все прекрасное,  великодушное
и благородное, предающимся романическим грезам или  любовным  мечтаниям,
пылким  на  поле  битве,  то  погруженным  в  глубокое  размышление,  то
беззаботно веселым... Из анализа его жизни он выходит с  честью,  полным
великодушной  и  благородной  деятельности,   удивительным   и   наивным
пророком, героическим и своих бедствиях и добрым в своей  гениальности".
С. умер в Мадриде, куда он переехал из Вальядолида незадолго до  смерти.
Ирония судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его долго
оставалась затерянной, так как на его гробнице (в одной из  церквей)  не
было даже надписи. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835  г.;  на
пьедестале латинская надпись: "Михаилу Сервантесу  Сааведре,  царю  исп.
поэтов". Мировое значение С. зиждется гл.  обр.  на  его  "Дон  Кихоте",
полном, всестороннем выражении его разнообразного гения. Задуманное  как
сатира на наводнившие в ту пору всю литературу рыцарские романы,  о  чем
автор определено заявляет в "Прологе",  это  произведение  мало  помалу,
может  быть  даже  независимо  от  воли  автора,  перешло   в   глубокий

Страницы: «« « 2779   2780   2781   2782   2783   2784   2785   2786   2787  2788   2789   2790   2791   2792   2793   2794   2795   2796   2797  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь