Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2771   2772   2773   2774   2775   2776   2777   2778   2779  2780   2781   2782   2783   2784   2785   2786   2787   2788   2789  » »»

утверждая, что она сообщает духу  возвышенность  тех  явлений,  которыми
занимается. Тело человека С. называл оковами или  темницей,  из  которых
душа порывается освободиться. Истинная жизнь души начинается  с  выходом
из тела, когда душа вступает  в  область  бессмертия.  В  воззрениях  на
природу души С. заимствовал многое из Платоновского учения. Философия С.
излагается им всегда в стиле проповеди и в популярной форме.  Квинуилиан
делит сочинения С. на orationes, роemata, epistulae и dialogi. Из  речей
С. сохранились только отрывки, и то лишь тех, которые были  написаны  им
для Нерона. Из  поэтических  произведений  С.  уцелело  небольшое  число
эпиграмм (в латинской антологии), которых было по меньшей мере 4  книги.
В эпиграмматической поэзии С. подражал, между прочим, Катуллу. Более чем
вероятно, что в числе дошедших  с  именем  С.  эпиграмм  есть  несколько
принадлежащих перу его племянника, поэта Лукана. Кроме того до нас дошли
9 трагедий С.: "Hercules furens", "Troades" или  "Hecuba",  "Phoenissae"
или  "Thebais",  "Medea",   "Phaedras   или   "Hippolytus",   "Oedipus",
"Agamemnon", "Thyestes" и "Hercules  Oetaeas",  -  представляющих  собою
скорее  декламации  в  драматической  форме,   чем   предназначенные   к
исполнению пьесы. Отличаясь правильностью  метрической  формы,  живостью
изложения и фантазией, трагедии Сенеки весьма риторичны и  ходульны:  по
выражению Риббека ("Geschichte der RomUschen  Dichtnng",  III  т.,  стр.
73), "язык этих драм имеет  мускулы  и  жилы,  но  это  мускулы  и  жилы
тренированного атлета, а не здорового от  природы,  сильного  человека".
Вследствие резкого контраста с другими сочинениями С., в  которых  автор
умело соблюдает чувство меры в применении риторики,  трагедии,  носившие
его имя, приписывались уже в  древности  другому  Сенеке  или  считались
подложными (Аполлинарий Сидоний). Другим их недостатком является слишком
большая подражательность Софоклу и Еврипиду. Бесспорно не принадлежит С.
приписываемая ему трагедия Октавия, в которой описывается смерть супруги
Нерона. К 54-му г. относится "Аро1 colocyntosis" (букв. - превращение  в
тыкву; термин, образованный в подражание apewsiV = превращение в бога) -
язвительное сочинение в духе Менипповой  сатиры,  написанное  по  случаю
смерти Клавдия: он представлен переселившимся после кончины на небо, где
просить у  богов  апофеоза,  но  получает  апоколокинтоз  (перев.  проф.
Холодняка в приложении к XVI т. "Филологического Обозрения", М.,  1899).
Славу С. составили философские произведения,  упомянутый  у  Квинтилгана
под именем диалогов. В лучшей рукописи X - XI  в.  (Ambrosianns  с.  90)
приведены следующие 10 соч. в 12 книгах: 1) "De providentia", написано в
62 г. по Р.  Хр.;  2)  "De  constantia  sapientis",  написано  в  начале
царствования Нерона; 3) "Ad Novatam de ira libri III", написано около 49
г.; 4) "Ad Marciam de consolatione" - сочинение,.  обращенное  к  дочери
Кремуция Корда; написано около 41 г.; 5) "Ad Gallionem de  vita  beata",
напис. в начале царствования Нерона; 6) "Ad Serenum de  otio",  написано
около 62 г. (начало сочинения утрачено);7) "Ad Serenum de  tranqmilitate
animi", написано около  49  г.;  8)  "Ad  Paulinum  debrevitate  vitae",
написано около 49 г.; 9) "Ad Polybium de consolatione", написано в 43  -
44 г. (сохранилось в отрывках); 10) "Ad Helviam matrem de  consolatione"
около 43 - 44 г. В других рукописях дошли до нас следующие  прозаические
сочинения  С.:  11)  "Ad  Neronern  Caesarem  de  dementia  libri   III"
(сохранились лишь 1 книга и начало 2-й); 12) "Ad Aebutium  Liberalem  de
beneficiis libri VII", написано в начале царствовании  Нерона,  13)  "Ad
Lncilimnnaturalium quaestionum lilbri VII"; написано около  62  г.;  14)
"Epistniae morales ad Lucilium", числом 124, в 20-ти книгах (Авл  Геллий
упоминает о 22-й книге) - сборник  писем  философского  в  литературного
содержания, написанных легким и  изящным  языком;  15)  "Ad  Grallionern
fratrem de remediis  fortuitorum  (дошло  в  извлечении);  16)  "Formula
honestae vitae" или "De quatuor virtntibus" (быть  может,  извлечено  из
"Exliortationes")  и  17)  "Monita".  От  нескольких  других   сочинений
сохранились лишь ничтожные отрывки и заглавия  кроме  того  существовали
сборники писем С. к Новату, Цезарю Максиму и Марулду. Ему  приписывалась
подделанная одним христианином переписка с апостолом  Павлом,  что  дало
повод некоторым богословам предположить, что С. был тайным христианином.
Трагедии Сенеки напечатаны  в  первый  раз  около  1480  г.  в  Ферраре;
следующие издания трагедий дали Avantins (1517, Венеция), Delrio  (1576,
Антверпен),  Lipsius  (1588,  Лейден),  Grnterus  (1604,   Гейдельберг);
Gronovins  (1661,  Лейден),  Schroder  (1728,  Дельфт),   Bothe   (1819,
Лейпциг), Peiper и  Richter  (Лпц.,  1867),  Leo  (1878  -  79,  Берл.).
Философские произведения С. впервые изданы в Неаполе (1475);  дальнейшие
издания дали Erasmus (1515,  Базель),  Muretus  (1585,  Рим),  Grruterns
(1593, Гейдельберг), Lipsins (1600, Антверпен), Ruhkopf  (1797  -  1811,
Лпц.), Fickert (1842 - 1845, Лпц.), Haase (1852, Лпц.). Новейшее издание
"Epistulae"дал Hense (1898, Лпц.);  "Ароcolocyntosis"  издан  Бюхелером,
вместе с текстом Петрония (1862, 1873, 1882, Б.).  Ср.  Diderot,  "Essai
sur les regnes de Claude et de Neron et snr les moeurs et les ecrits  de
Seneque" (П., 1779); Lehmann, "Claudius und seine  Zeit"  (Гота,  1858);
Schiller, "Geschichte des Romischen Kaiserreichs unter Nero" (Б., 1872);
Aubertin, "Seneqae et S. Paul" (П., 1870); Daсbert, "Seneque et la  mort
d'Agrippine" (П., 1884); Gertz, "Studia  сгitiса  in  Senecae  dialogos"
(Копенг., 1874): Zeiler, "Die Philosophie der Griechen" (III  т.,  1  ч.
Тюбинг., 1880); О. Ribbeck, "Geschichte der Romischen Dichtung" (III т.,
Штуттг., 1892); W. Ribbeck, "L. Annaeas Seneca der Philosoph" (Ганновер,
1887); Ziegler, "Geschichte der Ethik" (Бонн, 1882); Geipke, "De S. vita
et moribus" (Берн, 1848); Martens, "De S. vita et do  tempore,  quo  ems
scripta philos. composita sint" (Альтона, 1871);  Diepenbrock,  "Senecae
philosophi vita" (Амстердам, 1888); Hochart, "Etudes sot la vie de S.  "
(П., 1885); Martha, "Les moralistes sons  l'empire  romain"  (П.,  1865;
русс. перевод, М., 1879); Rossbach,  "Disquisitiones  de  Senecae  filii
scrtiptis criticae" (Бреславль, 1882); его же, "De Senecae recensione et
emendatione" (Бреславль, 1887)', его же статьи в "Jahrb. f.  Philologie"
(CCXLIII);  "Hermes"(XVII);  Pauly-Wissowa's,   "Real-Encyclopadie   der
Klassischen Altertums wissenschaft" (Штутт., 1894, l);  Krohn,  "Qnaest.
ad antbologiam Latinam" (Галле, 1887); Teuffel-Schwabe, "Geschichte  der
Romischen Litteratur" (Лпц., 1890);  Thomas,  "Rome  et  l'empire"  (П.,
1897; русск. пер. СПб., 1899); Schultess,  "Annaeana  stadia"  (Гамбург,
1888); Wetzstein, "L. Annaeus Seneca quid de  natura  humana  censuerit"
(1881); Zimenann, "De Tacito Senecae imltatore" (1889  Heikel,  "Senecas
Character und politische  Tnatigkeit  ans  seinen  Schriften  belenchteb
(Гельсингфорс, 1886); Модестов, "Философ С.  и  его  письма  к  Луцилию"
(Киев, 1872). Перевод писем Сенеки напеч. в журнале "Вера и Разум" (1884
- 1887).
   Н. О.

Страницы: «« « 2771   2772   2773   2774   2775   2776   2777   2778   2779  2780   2781   2782   2783   2784   2785   2786   2787   2788   2789  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь