Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2762   2763   2764   2765   2766   2767   2768   2769   2770  2771   2772   2773   2774   2775   2776   2777   2778   2779   2780  » »»

говорит он, с одной стороны - физических  (в  обширном  смысле),  т.  е.
явлений природы вообще, с другой
   - экономических, обусловливает разделение агрономии  на  два  больших
отдела: технику С. хозяйства, т. е. учение о физических процессах  в  С.
хозяйстве и второе - сельскохозяйственную экономику или экономию, т.  е.
учение об экономической стороне сельскохозяйственного производства".  Но
в нашей литературе  существует  определение  С.  хоз.  и  более  тесное.
Сущность С. хоз. состоит в производстве растении и  животных  с  помощью
почвы,  дабы  получать  от  ее  возможно  постоянный  и  высший   доход"
(Фальков). С первого взгляда может показаться, что определение это ничем
не отличается от определения Тэера. Однако, в определении  С.  хозяйства
Тэера  заключаются   два   положения:   а)   С.   хозяйство   занимается
производством  растительных  и  животных  продуктов  и  б)  цель   этого
производства - получение дохода. Следовательно, по Тэеру  можно  назвать
С. хозяином всякого, кто разводит растения или животных из-за какой-либо
выгоды. Однако, огородников и коннозаводчиков и т.  п.  не  называют  С.
хозяевами. На основании данного определения (Фалькова) о том только лице
можно сказать, что оно занимается С. хозяйством, кто разводит растения и
животных на данной почве, с целью  воспользоваться  ее  производительной
силой для получения каких-либо выгод. Разведение растений и животных вне
последних условий не составляет  уже  С.  хозяйства.  Тэер  полагает  С.
хозяйство в самом производстве растений и животных, с целью получать  от
того доход, но разведение  растений  и  животных  есть  только  средство
воспользоваться производительной  силой  почвы.  Таким  образом,  первый
предмет, на котором должна сосредоточиться деятельность С. хозяина, есть
земля, собственно почва, верхний слой земли. В последнее время  особенно
у нас обращено внимание  на  изучение  почвы  во  всех  подробностях  со
стороны ее происхождения и образования, физических  свойств,  химических
составных частей и проч.  Но  производительность  почвы  обуславливается
степенью населенности страны, путей сообщения, рынка и, вообще,  большим
или меньшим развитием  народного  хозяйства.  Итак,  С.  хозяйство,  как
учение, должно стоять в возможно близких отношениях с  одной  стороны  к
естествоведению, а с другой  -  к  науки  народного  хозяйства,  хотя  в
настоящее время агрономы придают гораздо большее значение  первому,  чем
второму.
   А. Совытов Семейное право  -  регулирует  отношения,  возникающая  из
брака, родительской власти,  опеки,  законного  и  незаконного  кровного
родства До последнего времени в С. праве  в  таком  его  составе  видели
цельную систему норм, построенную на определенных принципах,  вытекающих
отчасти  из  естественного  строя   семьи,   отчасти   из   национальных
представлений, свойственных отдельным народам.  Представляя  собою  союз
лиц  с  взаимными  правами  и  обязанностями  личного  и  имущественного
характера, семья, по мнению многих юристов  (с  Савиньи  во  главе),  не
может быть уложена в обычные нормы личного и  имущественного  характера.
Нравственный элемент, присущий  отношениям  мужа  к  жене,  привносит  в
обязательственные  отношения,  вытекающие  из  договора  брака,   особые
начала, превращающие отношения мужа и жены из обычных  обязательственных
в отношения власти и подчинения, но в  свою  очередь  отличные  от  тех,
которые имеют место при подчинении  вещей  и  рабов  собственнику.  Тоже
самое следует сказать и об  отношениях  между  родителями  и  детьми,  в
которых всегда к элементам власти и подчинения  присоединяются  элементы
покровительства и защиты. Не связанные юридическими узами,  родственники
имеют по  отношению  друг  к  другу  нравственные  обязанности  взаимной
помощи, личной и  имущественной.  Будучи  заменой  родительской  власти,
опека проникается тем же нравственным характером, обязывая опекуна не  к
одному  только  формальному  наблюдению  за   имуществом   и   личностью
опекаемого, но и к особой, благожелательной заботливости о нем. У  одних
только  римлян  резко  подчеркнута  исключительно  юридическая   сторона
отношений С. права - безусловная власть  "вещного  характера"  мужа  над
женой и отца над детьми как в личной, так и в имущественной сфере, но  и
здесь не потому, что нравственный элемент отсутствовал, а потому, что он
не нуждался в выражении и представлял собою основную опору  юридического
строя семьи. В германском праве, с ранних времен, элемент защиты рядом с
правом власти выражается и  в  юридических  предписаниях,  установляющих
ограничения  власти,  общность  имущества  или   определенные   взаимные
имущественные обязанности мужа и жены. Развитие этих принципов в истории
ведет постепенно к конструкции брака, как полной общности жизни  мужа  и
жены, а по отношению к родительской власти -  к  преобразованию  римской
родительской власти в интересах отца во власть в интересах детей. Опека,
и в Риме  уже  развившаяся  в  государственное  учреждение,  в  Германии
находит  себе  высшее  нравственное  выражение  в  учреждении  верховных
опекунских учреждений (Obervormundschaft), вeдущиx свое происхождение от
королевской защиты сирых и слабых (женщин, детей, умалишенных и т.  д.).
В славянском С.  праве  находят  своеобразное  сочетание  неограниченной
личной власти, как необходимого средства нравственной дисциплины  внутри
дома, с имущественной полноправностью подвластных , как выражением  идеи
трудового начала. В южнославянском праве  эти  принципы  видны  в  строе
задруги, в русском - как в крестьянской большой и, в особенности,  малой
семье, так и в законодательстве, где неограниченная власть мужа  и  отца
соединяются  с  раздельностью  имуществ  мужа  и  жены,  отца  и  детей.
Национальное   своеобразие   строя   германской   и   славянской   семьи
поддерживается,  по  мнению  некоторых   исследователей,.   религиозными
представлениями, обусловленными различием  строя  церквей  католической,
протестантской и православной. Взяв постепенно в  свое  заведывание  все
семейно-правовые  отношения  и  стремясь  провести  в  жизнь   со   всею
строгостью идеал христианского брака, католическая церковь  упустила  из
виду его государственные, мирские основы; отсюда реакция, выразившаяся в
протестантстве и новых теориях свободного брака и поведшая  к  искажению
христианского  существа  брака,  в  виде  признания  его   исключительно
государственным учреждением, независимым от церкви.  Русское  право,  не
знавшее разделения церкви и государства,  сумело,  наоборот,  сохранить,
вместе с  мирскими,  государственными  элементами  семьи,  и  надлежащее
воздействие на нее церкви (Победоносцев).
   Историческое  изучение   юридического   строя   семьи   в   связи   с
социальноэкономическим, культурным и государственным строем, показывает,
вопреки изложенному взгляду, что,  во  1-х,  типы  семейной  организации
гораздо  более  разнообразны,  чем  вышеупомянутые,  и   во   2-х,   что
видоизменяется  типов  и  отдельных   норм,   характеризующих   семейные
отношения. стоят в связи с гораздо более сложными явлениями общественной
жизни. Будучи средоточием жизни  каждой  отдельной  личности,  "основной

Страницы: «« « 2762   2763   2764   2765   2766   2767   2768   2769   2770  2771   2772   2773   2774   2775   2776   2777   2778   2779   2780  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь