Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2756   2757   2758   2759   2760   2761   2762   2763   2764  2765   2766   2767   2768   2769   2770   2771   2772   2773   2774  » »»

рекомендовали еще некоторые писатели: XVIII  в.,  "для  блага  и  пользы
государства". Где. во время революции утверждалась власть французов  или
под их влиянием происходили  политические  перевороты,  там  обыкновенно
совершалась. То же продолжалось и при Наполеоне I. В  начале  XIX  в.  в
Германии были секуляризованы все духовные княжества, которых  оставалось
еще очень много. С.  1803  г.  была  средством  вознаграждения  немецких
князей, потерявших владения на  левом  берегу  Рейна.  В  силу  этой  С.
перестали существовать,  как  политические  единицы,  23  епископства  и
аббатства (Бриксен,  Триент,  Зальцбург,  Эйхштэтт,  Вюрцбург,  Бамберг,
Фрейзинг, Ayrсбург, Пассау,  Гидьдесгейм,  Падерборн,  Оснабрюк,  Любек,
Фульда, Кровей, Констанц, Шпейер, Базель, Страсбург, Майнц, Вормс,  Трир
и Кельн) и множество меньших имений катол. церкви. В более близкое к нам
время  С.  совершена  в  Испании  и  Италии.  В  известном   смысле   С.
представляет собою и превращение в светское  владение  бывшей  Церковной
области. В эпоху франц. революции  Рим  был  объявлен  республикой,  при
Наполеоне I присоединен к французской империи; во время  революции  1848
г. он опять на время сделался республикой. Последняя С. Папской  области
совершилась в два приема - в 1860  г.  (Ромавья)  и  в  1870  г.,  когда
окончательно  пала  светская  власть  папы.  С.  эпох  реформационной  и
революционной эпох влекла за собою важные политические  и  экономические
следствия. В XVI в. она временно усилила  власть  правительств,  дав  им
большие материальные  средства,  и  в  то  же  время  создала  из  новых
владельцев, получавших  или  покупавших  бывшие  духовные  земли,  класс
ревностных защитников новых церковных или  государственных  порядков.  В
эпоху   реформации   приобретателями   секуляризованных   земель    были
преимущественно дворяне, в эпоху революции - отчасти буржуазия,  отчасти
крестьяне. Нередко при  этом  изменялся  самый  характер  собственности,
вследствие дробления  крупных  поместий  на  мелкие  участки.  С  другой
стороны, новые владельцы меняли в  своих  землях  систему  хозяйства.  В
Англии,  напр.,  в  XVI  в.  новые  владельцы  стали  изменять   способы
пользования землей крестьянами к  невыгоде  последних  (между  прочим  -
заменяли  пашню  лугом),  что  вызвало  ряд  народных  волнений.  Важное
экономическое значение С. оценено наукой лишь  в  сравнительно  недавнее
время, да и до  сих  пор  история  С.  остается  мало  исследованной.  В
современной исторической науке термин  С.  получил  и  другое  значение.
Средневековая культура отличалась своим церковным характером, тогда  как
культура нового времени имеет существенно светский  характер.  Следя  за
изменениями, совершившимися  в  миросозерцании  и  настроении  общества,
историки стали говорить о С. философии и науки, литературы и  искусства,
права  и  государства  и  вообще  всей  жизни.   Под   этим   разумеется
освобождение  от   церковной   опеки   в   умственной   и   общественной
деятельности, обращение в художественном творчестве к светским  сюжетам,
подчинение жизни требованиям инстинктов человеческой природы,  признание
законными  радостей  земного  существования  и  т.  п.  (в  отличие   от
теократиям, теологического догматизма и  аскетизма).  Первым  культурным
движением с таким характером был гуманизм. Религиозная реформация XVI в.
и католическая реакция задержали процесс С.  культуры,  а  "просвещение"
XVIII в. было как бы новой С. мысли и жизни. Главным врагом  С.  в  этом
смысле является клерикализм.  В  отдельных  случаях  С.  жизни  шла  под
специальными лозунгами, в роде реабилитации  плоти  (у  сен-симонистов),
лаицизации  образования  (французские  школьные  законы  семидесятых   и
восьмидесятых гг. и т. п. ), но в сущности все это лишь  отдельные  виды
С., которая, притом, может иметь весьма различные степени.
   Н. Карпев.
   Секунда - шестидесятая доля угловой минуты или минуты времени.  Сутки
содержат 86400 С. О различии звездной и средней С. Названия С. и  минуты
произошли от сокращения выражений: partes minutae primae, partes minutae
secundae. C. дуги обозначается ("), С. времени  (ё).  В  астрономии  при
делении окружности на 360", движение светил  измеряется  или  пройденным
путем в градусных делениях, или  продолжительностью  движения.  Одна  С.
времени  в  известных  случаях  соответствует  15  С.  дуги;  такое   же
соотношение между минутой времени и 15 мин. дуги или между часом времени
и 15 град. дуги.
   Селевк I и Селевкиды.  -  По  смерти  Александра  Великого  ближайшим
помощником македонского регента Пердикки был С. (353  -  281),  один  из
главных начальников конницы (хилиархов), человек  твердого  характера  и
необыкновенной  физической  силы,  проницательный   и   осторожный.   Он
пользовался любовью и доверием Александра и войска, особенно после битвы
при  Гидаспе,  где  он  отличился  необыкновенным  мужеством.  Во  время
неудачного похода Пердикки на Египет (321), когда,  при  переходе  через
Нил, погибла часть македонского войска, С. был одним из зачинщиков бунта
против Пердикки, который пал жертвой восстания. Победители  распределили
между  собою  области,  при  чем  С.   получил   вавилонскую   сатрапию,
отказавшись от должности хилиарха в пользу Антипатрова  сына  Кассандра.
Вскоре, однако, ему пришлось вступить в борьбу с защитником прав царской
династии  Евменом,  которого  Полисперхонт  назначил  наместником  Азии.
Антигон, союзник С. в этой борьбе, победил Евмена,  благодаря  чему  ему
удалось сосредоточить в своих руках огромные богатства и  военные  силы.
Рассчитывая овладеть всей Азией, он стал считать С. уже не союзником,  а
подчиненным, и  готовился  занять  Вавилон.  С.  бежал  из  Вавилонии  и
заключил союз с Птолемеем, Лизимахом  и  Кассандром,  опасавшимися,  что
Антигон потребует у них возврата завоеванных земель. Союзники предъявили
к Антигону требование,  чтобы  он  разделил  с  ними  набранные  в  Азии
сокровища и удовлетворил  их  претензии  по  разделу  областей.  Антигон
отказался; началась  война.  После  битвы  при  Газе  (312),  в  которой
племянник Антигона,  Димитрий,  был  разбит  Птолемеем,  С.  получил  от
Птолемея небольшой отряд войска и отправился отвоевывать свою  сатрапию.
После занятия им крепости  Карр  гарнизоны,  стоявшие  в  разных  местах
Вавилонской области, признали его своим правителем.  Он  взял  приступом
Вавилон, победил Никанора, бывшего сатрапом Вавилонии, покорил  Сузиану,
Мидию, Hepcию и восточный Иран.
   Благодаря  справедливости  и  мягкости,  которыми  отличался  С.  как
правитель, жители покоренных провинций приняли  его  с  радостью:  таким
образом создалось царство Селевкидов, эрой которых был 312 год до Р. Хр.
Тотчас  после  восстановления  С.  на  вавилонском  престоле,   Димитрий
двинулся на Вавилон, чтобы отнять у С. его  завоевания,  но  был  отбит.
Тогда Антигон поспешил примириться с другими своими противниками,  чтобы
обратить все свои силы на С., принявшего в  306  г.,  вместе  с  другими
правителями, титул царя. Против Антигона составилась новая  коалиция  из
Лизимаха, Птолемея и С. Заключив союз с  царем  Палиботры  (Паталипутры)

Страницы: «« « 2756   2757   2758   2759   2760   2761   2762   2763   2764  2765   2766   2767   2768   2769   2770   2771   2772   2773   2774  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь