Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2755   2756   2757   2758   2759   2760   2761   2762   2763  2764   2765   2766   2767   2768   2769   2770   2771   2772   2773  » »»

животных, подвергшихся  операции  удаления  этих  желез  и  из  изучения
физиологического  действия  некоторых  продуктов,  извлеченных  из  этих
желез,  Цыбульский,  Симонович  и  Оливер  заключили,  что  эти   органы
вырабатывают  и  посылают  в  кровь  такие  химические  начала,  которые
являются    естественными     возбудителями     дыхательного     центра,
сосудо-двигательных и задерживающих центров  Известно,  что  так  назыв.
бронзовая или Аддисонова болезнь обязана  поражению  надпочечных  желез.
Буанэ вырезанием у белых  крыс  надпочечных  желез  вызывал  у  них  все
главные болезненные явления вместе  с  пигментацией  кожи,  свойственной
Аддисоновой болезни у человека. Впрыскивание экстракта надпочечных желез
при  Аддисоновой  болезни  у   человека   дает   нередко   благоприятные
результаты. Наконец, на основании всего  сказанного  к  вытяжке  тех  же
желез прибегают и при слабости  сердца  и  понижении  тонуса  сосудов  и
слабости мышц вообще.
   И. Тарханов.
   Секста -  шестая  ступень  диатонической  гаммы,  считая  от  первого
нижнего ее звука
   - примы,  а  также  интервал,  заключающий  шесть  соседних  ступеней
диатонической гаммы. С. большая заключает между своими  крайними  нотами
четыре тона и один полутон, малая  заключает  в  себе  три  тона  и  два
полутона. Большая С., от  повышения  верхней  ноты  на  полутон  или  от
понижения  нижней  ноты  расширяется   и   становится   чрезмерной   или
увеличенной, напр. от понижения верхней ноты  или  повышения  нижней  на
полутон суживается и становится малой,  напр.  С.  малая  от  такого  же
приема расширения становится  большой,  напр.  а  от  приема  сужения  -
уменьшенной,. При обращении С. дает  терцию.  С.  считается  консонансом
несовершенным и имеет мягкий характер.
   Н. С.
   Секуляризация. - В средние века лат. слово "Saeculum" (век)  получило
значение мира и мирской жизни, в  противоположность  церкви  и  духовным
предметам. Отсюда saecularis - мирской,  светский  и  т.  п.  Словом  С.
каноническое право стало обозначать переход лица или вещи  из  духовного
состояния владетеля в светское, если только лишение  духовного  сана  не
было наказанием (деградацией). С. вещи состояла в утрате ею всех свойств
церковного имущества и переход в светские руки. По  каноническому  праву
такая С. могла совершаться только с согласия церковных  властей;  но  на
самом деле  наиболее  важные  случаи  С.  именно  те,  при  которых  она
производилась вопреки воли церкви (часто бывали  и  случаи  вынужденного
согласия, когда церкви и монастыри уступали  сильным  соседям  отдельные
угодья, десятину и другие доходы). Наиболее широкие размеры принимала С.
в тех случаях, когда ее  производили  государи.  В  VIII  в.  на  Западе
большое количество духовных земель  было  отобрано  и  роздано  светским
лицам Карлом Мартеллом, так что по  этому  вопросу  понадобилось  особое
законодательство.  В  данном  случае  С.   была   вызвана   потребностью
государства в землях, которые оно могло бы раздавать за  службу.  Другой
подобный случай был при имп. Генрих II. В  конце  средних  веков  против
церковного и монастырского  землевладения  стала  раздаваться  проповедь
лучших  представителей  самого  духовенства  (напр.  Гуса),  которые   в
богатствах клира и монастырей видели главную причину порчи церкви. В эту
эпоху церковное землевладение достигло наибольших  размеров;  в  Англии,
напр., около половины всей земли  принадлежала  епископам,  капитулам  и
монастырям (одним монастырям - около  трети  всей  почвы).  В  Германии,
кроме того,  была  масса  духовных  княжеств,  напр.  владения  духовных
курфюрстов или арх. зальцбургского,  бременского  и  т.  д.  Религиозная
реформация сопровождалась С. в очень  широких  размерах.  Первый  пример
подали еще в XV в. гуситы, но главным образом С. совершилась  в  XVI  в.
Государи,  приминавшие   протестантизм,   обыкновенно   секуляризировали
церковную и монастырскую собственность, при чем, в большинстве  случаев,
делились ею с дворянством. Ранее всего в эту эпоху С. была  совершена  в
Германии. К секуляризации стремились  рыцари,  восставшие  вскоре  после
начала  проповеди  Лютера.  По  совету  последнего,  князья,   принявшие
реформу, отобрали в казну все церковный  земли,  для  содержания  нового
духовенства,  школ,  благотворительных  учреждений;  но  в   большинстве
случаев князья пользовались доходами с С. имений для  других  целей  или
раздавали их своим приближенным. С. подвергались  и  духовные  владения.
Первым духовным князем, сложившим с себя свой сан  и  превратившим  свое
владение в светское герцогство, был в 1525 г.  гроссмейстер  тевтонского
ордена,  Альбрехт  Бранденбургский  (секуляризация  Пруссии).  В   эпоху
аугсбургского   религиозного   мира   было   постановлено    (reservatum
ecclesiasticum), чтобы  духовные  лица,  принимающие  протестантизм,  не
имели права на С. своих земель. Впрочем, это правило плохо  соблюдалось,
и из-за его нарушения происходили постоянные распри между католиками.  и
протестантами. По вестфальскому миру 1648 г. в Германии  подверглись  С.
некоторые епископства (Магдебург, Гальберштадт, Бремен, Миндея, и  др.).
В том же XVI веке С. была произведена и в других государствах, как то  в
Швейцарии, Дании, Швеции, Англии, Шотландии и т. п. Даже в  Польше,  где
удержался католицизм, протестантская шляхта овладевала участками  земли,
приписанными к приходским церквам, и церковной десятиной.  В  Англии  С.
распространилась  только  на   монастырскую   собственность,   епископы,
капитулы и деканы, наоборот, получили  даже  прибавку  к  своим  прежним
землям.  Генрих  VIII,  начавший  реформацию  в  Англии,  роздал   много
отобранных у монастырей земель своим  любимцам,  приближенным  и  другим
лицам. Когда дочь его Мария задумала  возвратить  церкви  конфискованный
земли, то новые владельцы объявили, что у них есть мечи для защиты своих
прав (в Шотландии всеми духовными имениями  завладело  дворянство).  При
Эдуарде VI и Елизавете завершилась раздача  дворянству  секуляризованных
земель. В эпоху первой английской революции,  когда  в  Англии  отменена
была,  временно,  епископальная  церковь  предпринята  была  С.  и   той
церковной собственности, которая не была тронута реформацией"  Церковные
имения решено было распродать, но раскупалась они плохо, потому  что  не
было доверия к прочности владения. Реставрация 1660 г. возвратила церкви
ее прежнее положение в государстве и  ее  имения.  Католическая  реакция
доложила предел процессу С., но он возобновился в XVIII в.  Просвещенный
абсолютизм второй  половины  XVIII  века  был  неблагоприятен  духовному
землевладению. Уничтожение ордена иезуитов  сопровождалось  конфискацией
всех его имуществ. Иосиф II в Австрии  упразднил  множество  монастырей,
обратив их  имущества  на  государственные  нужды.  Новый  период  С.  в
католических странах начался  с  французской  революцией.  Учредительное
собрание в 1789 г.  объявило  церковные  земли  собственностью  нации  и
решило  их  продать  для  уплаты  государственных   долгов.   Эту   меру

Страницы: «« « 2755   2756   2757   2758   2759   2760   2761   2762   2763  2764   2765   2766   2767   2768   2769   2770   2771   2772   2773  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь