|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2749 2750 2751 2752 2753 2754 2755 2756 2757 2758 2759 2760 2761 2762 2763 2764 2765 2766 2767 » »» богослужения) и вне храма (по домам прихожан, на полях и водных
вместилищах), везде, где требуется богослужебная молитва. С. -
совершитель шести таинств церкви (крещения, миропомазания, евхаристии,
покаяния, брака и елеосвящения) для всех своих прихожан; он - ближайший
учитель своих прихожан, с церковной кафедры в храме, при посещении их
домов и при всех встречах в разговорах; он - проповедник религиозных
начал жизни, но в тоже время канонически обязанный защитник всякого не
противного религии и общественному благу знания (напр. медицинского,
сельскохозяйственного и домоводственного), умственного и нравственного
образования и воспитания. Права и обязанности С. подробно излагаются в
особой науке о пастырстве, которую будущий пастырь проходить во время
своего школьного воспитания, а также в церковных законах и правилах.
(1891), "Служение С. в качестве духовного руководителя прихода" (1891),
"Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении" (1891); П.
И. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей или полное
изложение их обязанностей и прав" (изд. 6, СПб., 1897).
Н. Б - в.
Священное писание - обычное название сборника книг, составляющих
Библию. Отличительная особенность этих книг состоит в том, что они
содержат в себе истины религиозно-нравственного характера, притом
признаваемые сообщенными свыше, по особому Божиему откровению. Такая
священная письменность свойственна всем религиям: различие между
христианским С. Писанием и С. писанием других религий состоит в
объективной реальности той боговдохновенности, которая субъективно
присваивается всеми религиями, но в действительности принадлежит только
С. Писанию Ветхого и Нового Завета.
А. Д.
Священные сосуды. - Под именем С. сосудов по преимуществу разумеются,
во-первых, сосуды, употребляемые при совершены таинства евхаристии, как
то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых,
сосуд для хранения св. мира. К этим сосудам церковь не дозволяет даже
прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира. В более общем
смысле С. называются все сосуды и вещи, употребляемые при
священнодействиях православной церкви. Священные сосуды также древны в
церкви христианской, как древне самое богослужение. Важнейшую часть
христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их
совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны
были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из
быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они
становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное
употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные
церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других
средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и
в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и, таким образом,
отдавался в употребление металл, а не самые сосуды. Хранение С. сосудов
церковь всегда имела на своем попечении, для чего устраивалось особое
помещение в храмах (сосудохранительница, skeuojulakion), находившееся
под надзором диаконов или других поставленных для того лиц. В древности
С. сосуды бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и
оловянные, а также драгоценные, сделанные из серебра и золота и
изукрашенные драгоценными камнями. Все зависело не столько от
положительных правил, сколько от обстоятельств, в которых находилась
церковь, от усердия верующих и отчасти от самого назначения сосудов.
Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и
серебряных. В православной церкви издавна принято за правило чтобы
потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или,
по крайней мере, из олова, но отнюдь не из дерева, или стекла, или меди;
чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копье -
железное. Для прочих сосудов вещество строго не определено, но
обыкновенно и они устраиваются соответственно великолепию целого храма.
См. В. И. Долоцкий, "О С. сосудах и других вещах, употребляющихся при
богослужении в православной церкви" ("Христианское Чтение", 1852, ч. 1);
П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890);
архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном
богослужении" (Тверь, 1886).
Сделка юридическая - технико-юридическое выражение, означающее всякий
акт правои дееспособного члена гражданского общества (договор с другими
лицами, одностороннее обещание, совершение завещания, отказ от права
наследования, прощение долга и т. д.), направленный на установлены
нового права или на видоизменение, уничтожение или передачу уже
существующего. Порядок совершения С. и их юридические последствия
определяются законом по отношению к каждой из них; но все С. имеют и
некоторые общие элементы, рассмотрением которых занимается теоретическое
учете о С. юридических, излагаемое обыкновенно в так наз. "общей части"
гражданского права.
I. Гражданские права (в отличие от политических) не даются вместе с
рождением лица, достижением им определенного возраста или наступлением
других условий, но приобретаются собственной деятельностью лица, по его
доброй воле. Воля лица является, поэтому, первым, а в древнейшую эпоху -
единственным творческим элементом всякой юридической С. Закаченное
владение вещами, не поступившими в обладанию других лиц, давало право
собственности на них; дача взаймы денег или скота обращала в рабство
должника, если он соглашался на это, вступая в С.; любое преступление
могло завершиться мировой сделкой, основанной на воле сторон, без
всякого контроля закона или суда и т. д. Ни древний закон, ни древний
суд не считались с качествами проявленной членом гражданского общества
воли, ее основаниями или мотивами. Внешний факт выражения воли основывал
права или обязанности лица, ее выразившего, независимо от того,
соответствовало ли слово намерениям и действительным желаниям лица,
свободна или нет была воля. Требовался лишь внешний торжественный акт
выражения воли, определенная форма С. И судебная оценка С., поскольку
она развивается и растет впоследствии, долго основывается на том, что
сказам сторонами, заключившими С., а не на том, чего они действительно
желали. В Риме только с эпохи Цицерона начинает утверждаться начало
оценки юридических С. согласно намерениям и желаниям сторон; оно
провозглашается тогда основным началом отношений справедливости, в
противоположность отношениям старого строгого права. К этому же времени
утверждается и другой принцип оценки юридических С.: начало доброй
совести, исключающее возможность допущения при заключении С. лжи и
обмана. С точки зрения закона начинают парализовать силу С. принуждение,
Страницы: «« « 2749 2750 2751 2752 2753 2754 2755 2756 2757 2758 2759 2760 2761 2762 2763 2764 2765 2766 2767 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |