Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2749   2750   2751   2752   2753   2754   2755   2756   2757  2758   2759   2760   2761   2762   2763   2764   2765   2766   2767  » »»

богослужения) и  вне  храма  (по  домам  прихожан,  на  полях  и  водных
вместилищах),  везде,  где  требуется  богослужебная   молитва.   С.   -
совершитель шести таинств церкви (крещения,  миропомазания,  евхаристии,
покаяния, брака и елеосвящения) для всех своих прихожан; он -  ближайший
учитель своих прихожан, с церковной кафедры в храме,  при  посещении  их
домов и при всех встречах в разговорах;  он  -  проповедник  религиозных
начал жизни, но в тоже время канонически обязанный защитник  всякого  не
противного религии и общественному  благу  знания  (напр.  медицинского,
сельскохозяйственного и домоводственного), умственного  и  нравственного
образования и воспитания. Права и обязанности С. подробно  излагаются  в
особой науке о пастырстве, которую будущий пастырь  проходить  во  время
своего школьного воспитания, а также в  церковных  законах  и  правилах.
(1891), "Служение С. в качестве духовного руководителя прихода"  (1891),
"Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении" (1891);  П.
И. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей  или  полное
изложение их обязанностей и прав" (изд. 6, СПб., 1897).
   Н. Б - в.
   Священное писание -  обычное  название  сборника  книг,  составляющих
Библию. Отличительная особенность этих  книг  состоит  в  том,  что  они
содержат  в  себе  истины  религиозно-нравственного  характера,   притом
признаваемые сообщенными свыше, по  особому  Божиему  откровению.  Такая
священная  письменность  свойственна  всем  религиям:   различие   между
христианским  С.  Писанием  и  С.  писанием  других  религий  состоит  в
объективной  реальности  той  боговдохновенности,  которая   субъективно
присваивается всеми религиями, но в действительности принадлежит  только
С. Писанию Ветхого и Нового Завета.
   А. Д.
   Священные сосуды. - Под именем С. сосудов по преимуществу разумеются,
во-первых, сосуды, употребляемые при совершены таинства евхаристии,  как
то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых,
сосуд для хранения св. мира. К этим сосудам церковь  не  дозволяет  даже
прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира.  В  более  общем
смысле  С.   называются   все   сосуды   и   вещи,   употребляемые   при
священнодействиях православной церкви. Священные сосуды также  древны  в
церкви христианской, как  древне  самое  богослужение.  Важнейшую  часть
христианского  богослужения  всегда  составляли  таинства,  а   для   их
совершения, равно как и для других  священнодействий,  необходимо  нужны
были некоторые сосуды. Эти сосуды  первоначально  заимствованы  были  из
быта обыкновенного; но, быв однажды  посвящены  на  служение  Богу,  они
становились уже священными и не  могли  быть  обращены  на  обыкновенное
употребление. Только в одном  случае  дозволялось  отдавать  драгоценные
церковные сосуды в общее употребление:  когда  не  было  никаких  других
средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но  и
в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и, таким  образом,
отдавался в употребление металл, а не самые сосуды. Хранение С.  сосудов
церковь всегда имела на своем попечении, для  чего  устраивалось  особое
помещение в храмах  (сосудохранительница,  skeuojulakion),  находившееся
под надзором диаконов или других поставленных для того лиц. В  древности
С. сосуды бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные  и
оловянные,  а  также  драгоценные,  сделанные  из  серебра  и  золота  и
изукрашенные  драгоценными  камнями.  Все   зависело   не   столько   от
положительных правил, сколько от  обстоятельств,  в  которых  находилась
церковь, от усердия верующих и отчасти  от  самого  назначения  сосудов.
Правила  апостольские  (прав.  73)  упоминают  о   сосудах   золотых   и
серебряных. В православной  церкви  издавна  принято  за  правило  чтобы
потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра,  или,
по крайней мере, из олова, но отнюдь не из дерева, или стекла, или меди;
чтобы дарохранительница также была золотая или  серебряная,  а  копье  -
железное.  Для  прочих  сосудов  вещество  строго  не   определено,   но
обыкновенно и они устраиваются соответственно великолепию целого  храма.
См. В. И. Долоцкий, "О С. сосудах и других  вещах,  употребляющихся  при
богослужении в православной церкви" ("Христианское Чтение", 1852, ч. 1);
П. Лебедев, "Наука  о  богослужении  православной  церкви"  (М.,  1890);
архим. Гавриил, "Руководство  по  литургике  или  наука  о  православном
богослужении" (Тверь, 1886).
   Сделка юридическая - технико-юридическое выражение, означающее всякий
акт правои дееспособного члена гражданского общества (договор с  другими
лицами, одностороннее обещание, совершение  завещания,  отказ  от  права
наследования, прощение долга  и  т.  д.),  направленный  на  установлены
нового  права  или  на  видоизменение,  уничтожение  или  передачу   уже
существующего.  Порядок  совершения  С.  и  их  юридические  последствия
определяются законом по отношению к каждой из них; но  все  С.  имеют  и
некоторые общие элементы, рассмотрением которых занимается теоретическое
учете о С. юридических, излагаемое обыкновенно в так наз. "общей  части"
гражданского права.
   I. Гражданские права (в отличие от политических) не даются  вместе  с
рождением лица, достижением им определенного возраста  или  наступлением
других условий, но приобретаются собственной деятельностью лица, по  его
доброй воле. Воля лица является, поэтому, первым, а в древнейшую эпоху -
единственным  творческим  элементом  всякой  юридической  С.  Закаченное
владение вещами, не поступившими в обладанию других  лиц,  давало  право
собственности на них; дача взаймы денег или  скота  обращала  в  рабство
должника, если он соглашался на это, вступая в  С.;  любое  преступление
могло завершиться  мировой  сделкой,  основанной  на  воле  сторон,  без
всякого контроля закона или суда и т. д. Ни древний  закон,  ни  древний
суд не считались с качествами проявленной членом  гражданского  общества
воли, ее основаниями или мотивами. Внешний факт выражения воли основывал
права  или  обязанности  лица,  ее  выразившего,  независимо  от   того,
соответствовало ли слово  намерениям  и  действительным  желаниям  лица,
свободна или нет была воля. Требовался лишь  внешний  торжественный  акт
выражения воли, определенная форма С. И судебная  оценка  С.,  поскольку
она развивается и растет впоследствии, долго основывается  на  том,  что
сказам сторонами, заключившими С., а не на том, чего  они  действительно
желали. В Риме только с  эпохи  Цицерона  начинает  утверждаться  начало
оценки  юридических  С.  согласно  намерениям  и  желаниям  сторон;  оно
провозглашается  тогда  основным  началом  отношений  справедливости,  в
противоположность отношениям старого строгого права. К этому же  времени
утверждается и другой  принцип  оценки  юридических  С.:  начало  доброй
совести, исключающее возможность  допущения  при  заключении  С.  лжи  и
обмана. С точки зрения закона начинают парализовать силу С. принуждение,

Страницы: «« « 2749   2750   2751   2752   2753   2754   2755   2756   2757  2758   2759   2760   2761   2762   2763   2764   2765   2766   2767  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь