Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2740   2741   2742   2743   2744   2745   2746   2747   2748  2749   2750   2751   2752   2753   2754   2755   2756   2757   2758  » »»

а на проявления воли,  на  деятельность.  Классическая  древность  знала
личную С. только как противоположность рабству; всякий, не  находившийся
в состоянии рабства, этим  самым  признавался  свободным,  хотя  его  С.
подвергалась  очень  значительным  стеснениям  со  стороны  государства.
Занятые борьбой за политическую  С.,  древняя  Греция  и  Рим  вовсе  не
стремились к С. личности в современном  смысле  этого  слова,  т.  е.  к
независимости ее от вторжений государства в область чисто личной  жизни.
Государство признавалось неограниченным; предполагалось, что  оно  может
свободно распоряжаться личностью,  жизнью,  имуществом  гражданина;  оно
могло предписывать гражданину определенные верования и определять  склад
его домашней жизни. В особенности велика  была  власть  государства  над
личностью в древней Спарте, и лишь несколько слабее в Афинах,  в  других
греческих государствах и в Риме. Закон Валерия и Горация (449 до Р. Хр.)
ограничивал арест римского гражданина за долги и по другим причинам;  но
эта была частная мера, защищавшая плебеев  против  патрициев,  вовсе  не
возводя в принцип личную свободу. Даже те мыслители  древности,  которые
особенно живо чувствовали недостатки общественного строя (напр., Платон)
в своих построениях идеального государства в этом  отношении  нимало  не
возвышались над современными им понятиями и  допускали  для  государства
вторжение  в  сферу  личную,  идущие  крайне  далеко.  Именно  этим   (в
значительной мере) объясняется  крайняя  легкость  переходов  в  древних
государствах от  состояния  политической  С.  к  состоянию  жесточайшего
деспотизма (в Риме, напр., эпоха Суллы).  Впервые  сфера  прав  личности
была выделена из  сферы  прав  государства  в  евангельском  учении,  по
которому кесарево следовало кесарю, а Божие  -  богу;  другими  словами,
человеческая совесть изъята из-под контроля государства. Однако, средние
века, заменившие власть  государства  властью  католической  церкви,  не
содействовали развитию гражданской С., и личность по  прежнему  осталась
бесправной. Только в новое время возникло стремление  отграничить  такую
сферу  для  человеческой  личности,  куда  вовсе  не  может   вторгаться
государство - и в этом стремлении заключается  черта,  ярко  характерная
для нового времени,  в  противоположность  древности  и  средним  векам.
Прежде  обездоленные  классы  в  борьбе  за  свои   интересы   старались
обеспечить себя от деспотизма правительств посредством расширения  круга
лиц, принимающих участие в управлении. Теперь распространяется сознание,
что народная масса также  может  быть  деспотической  и  что  необходимо
принять меры для защиты  личной  С.  от  стеснений,  откуда  бы  они  не
исходили. Впервые личность громко заявила притязания на С. в  Англии,  в
XIII в., во время борьбы баронов с королевской властью.  Великая  хартия
вольностей  установила   право   свободного   человека   (без   различия
общественного положения) не подвергаться произвольному аресту,  а  также
право его  на  недвижимое  имущество.  Другие  права,  входящие  ныне  в
содержание понятия  С.  личности  (С.  слова,  сходок  и  др.),  еще  не
ограждались; даже право на личную С. в тесном смысле слова  на  практике
признавалось очень слабо, в особенности в эпоху Тюдоров  и  Стюартов.  В
1628 г. палата общин в петиции о правах просила короля,  чтобы  ни  один
свободный человек не был арестуем  и  подвергаем  заключению  незаконным
образом. Петиция была утверждена королем и получила силу  закона.  Долго
еще, однако, парламенту пришлось вести борьбу за  правильное  применение
ее на практике, пока в 1679 г. Habeas  Corpus  Act  не  узаконил  весьма
удобного  способа  охраны  личной  свободе.  Декларация  прав  1689  г.,
посвященная вопросам государственного строя и  отношения  властей  между
собою, не  касается  прямо  вопроса  о  С.  личности,  но  содействовала
упрочению политической, а, следовательно, косвенно и личной С. в Англии.
С  тех  пор  Англия  делается  классической  страной  С.   личности,   в
особенности после того как в течение XYIII  в.  установилась  полная  С.
слова, печати и ассоциаций. Все это достигнуто путем  медленной  борьбы;
ни разу принцип С. личности не был установлен в теории полным  и  широко
объемлющим вопрос юридическим актом; даже английская литература  до  XIX
в. сравнительно мало интересовалась вопросом о правах и С.  личности  (у
Локка  и  Блэкстона  есть,  впрочем,  интересные  рассуждения  по  этому
вопросу).  Его  разработкой  особенно  охотно   занималась   французская
литература XVIII в.; всего более для ее сделал Руссо, по учению которого
личность  имеет  неотъемлемые  прирожденные  права  и  может   отчуждать
известную их часть, но  только  добровольно,  посредством  общественного
договора. Однако, тот же Руссо  признавал  "необходимость  существования
суверена, который все может; ибо сущность  верховной  власти  состоит  в
том, что она не может быть ограничена: она может все,  или  она  ничто".
Учение о неограниченности власти государства  и  о  прирожденных  правах
человека объединялись у Руссо в очень оригинальную систему,  по  которой
неограниченный суверен - государство - существует именно для охраны прав
личной С. Практической и  вместе  теоретической  разработкой  вопроса  о
личной С. занялся конгресс Виргинии.  опубликовавший  (1776)  знаменитую
Декларацию Независимости,  за  которой  последовали  почти  дословно  ее
повторяющие декларации  других  американских  колоний.  Все  они  вполне
проникнуты духом учения Руссо. В конституцию Соединенных Штатов (1787  -
89) они включены не были; вообще, в этой  конституции  всего  один  лишь
пункт -  о  политических  преступлениях  и  о  суде  присяжных  -  имеет
отношение к вопросу о С. личности. За то этим вопросом  заняты  поправки
1793 г. к только что перед тем  изданной  конституции;  ими  запрещается
конгрессу издавать законы о введении какой-либо религии или о  стеснении
С. совести, слова, печати, сходок и ассоциаций;  народу  предоставляется
право иметь и носить оружие; запрещается военный постой в частных  домах
в мирное время;  признается  неприкосновенность  личности  и  жилища.  В
гораздо более полном и обстоятельном  виде  формулировка  прав  личности
заключается в конституциях отдельных штатов;  в  большей  их  части,  не
исключая даже конституций, получивших окончательную редакцию в конце  ИХ
в., заключается  повторение  принципов  Декларации  Независимости.  Так,
напр., 1-я глава конституции штата Калифорния 1879 г. прямо озаглавлена:
"Декларация прав" и гласит: "все люди от природы свободны и независимы и
имеют некоторые неотъемлемые права, к числу  которых  принадлежит  право
пользоваться жизнью и С.  защищать  их,  право  приобретать,  владеть  и
охранять собственность, право стремиться  к  безопасности  и  счастью  и
достигать их... Свободное исповедывание религии навсегда  обеспечивается
в этом штате... Пользование актом о личной С. (Наbeas corpus) может быть
приостанавливаемо   только   в   случае   мятежа   или   неприятельского
нашествия... Право судиться судом присяжных должно быть  обеспечено  для
всех... Каждый гражданин может  свободно  говорить,  писать  и  публично
выражать свои мысли обо  всем,  подвергаясь  ответственности  только  за
злоупотребление  этим  правом...  Народ  должен  иметь  право   свободно

Страницы: «« « 2740   2741   2742   2743   2744   2745   2746   2747   2748  2749   2750   2751   2752   2753   2754   2755   2756   2757   2758  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь